kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся современные педагогические технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лопатина И. Г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Дальнереченского городского округа,

учитель начальных классов

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся современные педагогические технологии.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. На уроках я применяю технологию критического мышления.

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям и методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса:

  1. На этапе вызова актуализируются имеющиеся знания и преставления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

  2. На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией. С помощью ряда приёмов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

  3. Этап размышления (рефлексия) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные преставления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

Основные методические приёмы развития критического мышления:

Приём «Свободное письмо»

1) озвучивание темы;

2) в течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной тем в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) все идеи записываются учителем на доске или на листе ватмана;

5) обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

1) на доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

По теме «Имя прилагательное как часть речи» даётся следующая перепутанная логическая цепочка

Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? - чей? – признак предмета – отвечает – род – число – падеж – имеет – краткая форма.

Приём «Кластер»

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления).

Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер – (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определённом порядке, т.е. гроздятся.

Приём «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Приём «Синквейн»

Этот приём позволяет ученикам проявлять своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Правила написания синквейнов:

В первой строчке тема называется одним словом. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола). Четвёртая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме. Пятая строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн

-Фразеологизм

-Ёмкое, метко

-Уточняет, обогащает, развивает

-Это перлы, самородки и самоцветы языка

-Фраза



Приём «Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Предлагается ответить на вопросы:

-Что узнал и чему научился на уроке?

-Что хотел бы узнать?

Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Приём «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

  1. На уроке я работал (активно/пассивно).

  2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

  3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

  4. За урок я (не устал/устал)

  5. Моё настроение (стало лучше/стало хуже)

  6. Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен)

  7. Домашнее задание мне кажется (лёгким/трудным, интересным/неинтересным).

Технология развития критического мышления более восьми лет внедряется в систему российского образования. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приёмов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создаёт условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.



Список литературы

  1. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. – М. Просвещение, 2002

  2. Петрусинский В. В. Игры – обучения, тренинг, досуг. – Новая школа, 1994

  3. Громова О.К. Критическое мышление. Технология творчества. – М., 2001





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Лопатина Ирина Германовна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367125


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства