Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лопатина И. Г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Дальнереченского городского округа,
учитель начальных классов
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся современные педагогические технологии.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. На уроках я применяю технологию критического мышления.
Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям и методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса:
На этапе вызова актуализируются имеющиеся знания и преставления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией. С помощью ряда приёмов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексия) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные преставления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Основные методические приёмы развития критического мышления:
Приём «Свободное письмо»
1) озвучивание темы;
2) в течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной тем в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) все идеи записываются учителем на доске или на листе ватмана;
5) обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) на доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» даётся следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? - чей? – признак предмета – отвечает – род – число – падеж – имеет – краткая форма.
Приём «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления).
Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Кластер – (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определённом порядке, т.е. гроздятся.
Приём «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Приём «Синквейн»
Этот приём позволяет ученикам проявлять своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.
Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола). Четвёртая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме. Пятая строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн
-Фразеологизм
-Ёмкое, метко
-Уточняет, обогащает, развивает
-Это перлы, самородки и самоцветы языка
-Фраза
Приём «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
-Что узнал и чему научился на уроке?
-Что хотел бы узнать?
Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Приём «Самоанализ»
Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
На уроке я работал (активно/пассивно).
Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)
Урок для меня показался (коротким/длинным)
За урок я (не устал/устал)
Моё настроение (стало лучше/стало хуже)
Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен)
Домашнее задание мне кажется (лёгким/трудным, интересным/неинтересным).
Технология развития критического мышления более восьми лет внедряется в систему российского образования. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приёмов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создаёт условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Список литературы
Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. – М. Просвещение, 2002
Петрусинский В. В. Игры – обучения, тренинг, досуг. – Новая школа, 1994
Громова О.К. Критическое мышление. Технология творчества. – М., 2001