Просмотр содержимого документа
«Современные подходы и образовательные технологии как ресурс развития детской одаренности»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ :
Современные подходы и образовательные технологии как ресурс развития детской одаренности
Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли, и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введен Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
В соответствии с внедрением ФГОС второго поколения актуализируется проблема развития детей на основе их естественной потребности в познании, объективно недостаточно удовлетворенной в образовательных пределах, ограниченных традиционной системой обучения. Это вызывает необходимость поиска и разработки новых моделей образовательных пространств, обеспечивающих создание условий для сохранения, развития и приумножения природных способностей, формирования интеллектуальной компетенции школьников, а также внедрения современных технологий обучения, воспитания и поддержки одаренных детей.
Проблема сохранения и развития интеллектуального потенциала молодых граждан России – одна из основных проблем развития страны и сохранения в XXI веке самобытности народа. Поле осмысления этой проблемы расширено многими постулатами обновленной государственной политики в самом разном контексте: научно-техническом, технологическом, инновационном, духовно-культурном, в том числе – образовательном. Так, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования становится комплексное решение задач по созданию современных образовательных сред, способных формировать интеллектуальную компетенцию выпускников образовательных учреждений.
. Современный мир требует разностороннего развития личности, способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке технической и научной информации, к преобразующему движению во всех областях жизнедеятельности человека. В этой связи особое значение приобретает проблема актуализации и всемерного пополнения резервов интеллектуальной сферы индивида, как одной из значимых составляющих его совокупного личностного потенциала, которая изначально получает свое специфическое наполнение в условиях обучения. Но реалии современной образовательной практики обнажают и ряд серьезных противоречий, не вполне способствующих полноценному и эффективному решению поставленных задач. В частности, реально существующая потребность современного общества в продуктивном развитии интеллектуального потенциала личности объективно «наталкивается» на отсутствие в школах условий, обеспечивающих каждому школьнику систему научно-методического обеспечения, дидактического и технологического сопровождения процесса развития его интеллектуального потенциала.Недостаточность таких условий в современном образовании, даже в условиях внедрения инновационных технологий, не формирует устойчивые познавательные потребности личности. Таким образом, мы полагаем, что решение проектной проблемы становится возможным на основе формирования устойчивых познавательных потребностей личности, совершенствования ее интеллектуально-творческого потенциала, расширения спектра способов ее личностной и деятельностной самореализации, в основе которых лежит интеллектуальный и духовно-нравственный мотив или посыл.
Современный подход к обучению имеет своей целью:
Становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека и главное , способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Существуют следующие современные подходы к обучению :
Личностно- ориентированный;
Интерактивный;
Развивающее обучение;
Игровое обучение;
Проблемный подход
Интерактивный подход:
Это определенный тип деятельности обучающихся , связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока . Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания ,которые выполняются обучающимися.
Личностно- ориентированный подход:
Цель- создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору ; умение рефлексировать , оценивать свою жизнь; творчество ; формирование образа « Я».
УЧЕНИК- главное действующее лицо образовательного процесса.
Развивающее обучение:
Основу развивающего обучения составляет система научных понятий. Специфический результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности.
Игровые подходы:
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях :знаниях , навыках ,умениях , эмоцианально - оценочной деятельности.
Проблемный подход:
Он ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо использовать следующие современные образовательные технологии:
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.