kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – помочь человеку с малых лет принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно нравственности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности»

В наше время перед любым педагогом, воспитателем встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане проблемам. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодежь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодежной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств,-в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Сладковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, нарушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось и ставилось в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов»:

- Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней

Там же он цитировал народное изречение:

- Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Пестолоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой:

- Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Из педагогов –классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский:

- Мы убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». Между тем эти понятия необходимо различать. Нравственность человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм, правил и требований. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, беречь общественное достояние и природу, быть преданным Родине, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения , которые человек должен проявлять к труду, Родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию

нравственности. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

а) отношение к политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

б) отношение к Родине, другим странам и народам: любовь и преданность Родине; нетерпимость к национальной и рассовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение , забота о семье и воспитании детей;

е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушителям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться и которые составляют основу ее жизни и поведения. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы на первый взгляд напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желания добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное , как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В. Гоголь когда утверждал:

- Развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынужденным только внешними обстоятельствами и требованиями. А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлениям к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках-сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. Чингиз Айтматов пишет:

- Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины-в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения? Поэтому чувство раскаяния, переживания, совесть являются сердцевиной человеческой нравственности. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения является нравственная потребность и воля, желания, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, к бесхарактерности и, конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью обеспечивают в совокупности возможность нравственного поступка.

Большую роль в нравственном воспитании подростков играет способность к осмысливанию своих поступков и поступков других людей. Каковы особенности этого процесса? Как показывают исследования, правильно осознают поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей-более половины, а свои собственные-менее половины. Правильный выбор в сложных ситуациях практически делает только половина подростков, в то время как «теоретически» принимают правильное решение 8-9 подростков из 10.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что педагоги и другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки подростков. Иногда обращается их внимание на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку .

В работе педагога важное место занимает нравственное просвещение, углубление нравственных знаний подростков. Одним из методов которой является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению ситуаций с нравственным содержанием, которая начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок должен оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести подростков к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации. Ситуация для размышления может быть незаконченной. Это значит, что им предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Задачей педагога в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этических бесед.

Заключительным компонентом нравственного сознания являются нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки становятся практически невозможными.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алымова Татьяна Владимировна

Дата: 29.07.2016

Номер свидетельства: 338264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Развитие деловых качеств у детей"
    ["seo_title"] => string(39) "razvitiie_dielovykh_kachiestv_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "344475"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474256009"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств. "
    ["seo_title"] => string(73) "uroki-russkogho-iazyka-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "110644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406356858"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Актуальные вопросы  педагогической  компетентности в условиях перехода  к 12-летнему образованию. "
    ["seo_title"] => string(109) "aktual-nyie-voprosy-piedaghoghichieskoi-kompietientnosti-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-12-lietniemu-obrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "237688"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444376794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства