kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Актуальность и педагогическая целесообразность выбора курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, даёт возможность формировать духовно-нравственные качества человека.

         Используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Актуальность и педагогическая целесообразность выбора курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» в начальной школе. »

Актуальность и педагогическая целесообразность

выбора курса внеурочной деятельности

«Православный Санкт-Петербург» в начальной школе.

Крюкова Татьяна Александровна

Светлана Николаевна


«Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это любовь к своему
городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость к своей истории».
Д. С. Лихачев

Санкт-Петербург – один из крупнейших и красивейших городов Европы, город музеев и город-музей. Он самый молодой, но по значению, красоте и размерам стоит в одном ряду с древнейшими столицами мира. Красота Санкт-Петербурга особенная – здания и целые ансамбли, созданные по проектам замечательных зодчих, входят в золотой фонд архитектуры мира.

В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга. И это не случайно. Санкт-Петербург – особый город, об этом говорят и его постоянные эпитеты: вторая столица, северная столица, Северная Пальмира, Северная Венеция, - и те понятия, которые он породил: петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь.

Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и правил воспитания. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего исторические ценности и необходимости их сохранения.

Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, даёт возможность формировать духовно-нравственные качества человека.

Используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

Святейший Патриарх Кирилл, выступая на XYIII Международных Рождественских чтениях в Москве (январь, 2010г.), отмечал, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры в сознании и душах учеников, базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».1



В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».

Этим и объясняется выбор курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург».

Занятия предполагают ознакомление детей с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших историю России.

Программа внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» относится к программам духовно-нравственного направления.

Актуальность программы обусловлена потребностью духовного возрождения школьников, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета.

Где бы мы ни жили — в городе или селе — мы любим свою «малую Родину». Нет ни одного населенного пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей живущих в них. И понятно, что нельзя познать истории всего государства, не зная прошлого и настоящего своей малой родины, земли, где ты родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразном и всегда значимом для России регионе, как Санкт-Петербург. Можно с уверенностью сказать, что тот, кто знает историю Санкт-Петербурга, знает историю России. Ведь в течение многих веков сюда стекалось население со всех концов страны, здесь перемешались многие культуры, языки и религии. Поэтому в наше время интерес к истории Санкт-Петербурга не ослабевает.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время уделяется большое внимание вопросам духовно – нравственного просвещения подрастающего поколения.

Дмитрий Медведев на встрече с лидерами традиционных российских конфессий в 2009 году высказал мнение о преподавании в школах России предметов духовно – нравственной культуры, положительно оценил преподавание основ традиционных религий в светской школе.

Обеспечить полноту и целостность духовно-нравственного воспитания современная школа, оторванная от факторов культуры, от опыта православной традиции в воспитании молодежи, оказывается не в состоянии.




Педагогическая целесообразность. Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей. Перед образованием стоит задача соотнесения ценностей современной цивилизации с традициями России. Главной целью образования остается формирование самосознания юных россиян, воспитание патриотизма, приобщение их к национальным традициям. В этих условиях все большее значение имеет развитие краеведения, которое способствует пробуждению у обучающихся чувства малой родины, стремления к знанию её истории, местных обычаев и традиций, составляющих основу роста духовной культуры всего общества.

Направить мысли и стремления детей на путь познания и добра можно только развивая у них чувство гражданской ответственности, сохраняя и возрождая народные традиции. Программа разработана на социокультурном материале нашего города и исходит из того, что отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружён в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Богатейший материал о городе позволит детям не только расширить свой кругозор, но и с любовью относиться ко всему, что их окружает.



Педагогическая целесообразность изучения Санкт-Петербурга детьми 7-11 лет.

Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности:

  • закладываются основы познавательного интереса к изучению города;

  • создаются условия для формирования нравственных чувств, в результате чего

ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него той атмосферы и того микроклимата, которые несёт в себе наш ВЕЛИКИЙ город.



Отличительные особенности

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

а) Программа структурирована от “общего” к “частному”. В ней предлагается вариант изучения родного города, основанный, прежде всего на принципах демократизации, гуманизации и интеграции; при этом:

  • принцип демократизации предусматривает организацию коллективной деятельности детей, при которой обеспечивается их активное, равноправное участие в освоении предлагаемого материала;

  • принцип гуманизации предполагает создание доброжелательного сотрудничества детей и благоприятных условий для развития каждого ребёнка;

  • принцип интеграции позволяет детям увидеть город и развитие его культуры, науки, архитектуры, других видов деятельности петербуржцев во взаимосвязанном историческом движении.

б) В основу построения программы положены следующие принципы отбора и структурирования содержания:

  • принцип хронологической последовательности;

  • тематический принцип

  • культурологический принцип, предусматривающий развитие общей культуры юного петербуржца;

  • принцип неотделимости знаний и практических навыков гражданского участия в жизни города, предполагающий подготовку детей к жизни и к решению назревших общественных проблем

  • принцип нравственной значимости и художественности материала

  • принцип привлекательности и доступности для детей

Программа выстроена таким образом, чтобы педагог имел возможность сочетать изучение большинства разделов программы с проведением экскурсий по городу, система которых тесно связана с содержанием аудиторных занятий.

Особенностью преподавания является использование занятий-экскурсий, занятий-игр, использование методов поисково-исследовательской деятельности в работе с детьми.

Цель программы – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему целями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, формирование интереса и стремления к изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, а также чувства сопричастности и ответственности за то, что в нем происходит.

Задачи программы
  1. Образовательные:

  • Формировать основы познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края.

  • Познакомить детей с историей создания и символами Санкт-Петербурга.

  • Научить соотносить произведения архитектуры с именами великих зодчих.

  • Познакомить с историей освоения приневских земель и географическими названиями, свидетельствующими об этом.

  • Научить детей пользоваться дополнительной литературой и самостоятельно находить необходимую информацию.

  • Дать знания о истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики.



  1. Воспитательные:

  • Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к памятникам истории и культуры края.

  • Воспитать интерес детей к изучению родного города и его истории.

  • Формировать умения и навыки познавательной и творческой деятельности.

  • Формировать понимание необходимости бережного отношения к историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга.

  • Воспитывать у детей чувство гордости за свой город, формировать качества, характеризующие истинного петербуржца и толерантное отношение к людям других национальностей и других вероисповеданий, прибывающих в Санкт-Петербург и проживающих в нашем городе.

  • Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

  1. Развивающие:

  • Развивать творческие способности и исследовательские умения;

  • Стимулировать детей к самообразованию средствами краеведческого компонента;

  • Обогатить представление детей о культуре, истории, традициях Санкт-Петербурга;

  • Развивать познавательные способности, внимание, воображение, память, речь;

  • Развивать нравственные чувства (сопереживание, ответственность за другого человека, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры и христианских святых;

  • Развивать эстетическое восприятие и чувства на примере феноменов православной культуры;

  • Развивать художественные представления и понятия о православной культуре;

  • Развивать умения устанавливать сходства и различия в архитектурных строениях;

  • Развивать умения находить отличительные особенности архитектуры Петровской эпохи, а также различать основные стили архитектуры: барокко, классицизм, ампир и др.;

  • Развивать умения в выполнении творческих заданий по материалам курса, в том числе связанных с подготовкой и проведением экскурсий.

Результатом усвоения знаний, умений и навыков в исследовательской деятельности на занятиях по изучению истории города является выполнение детьми творческих заданий, которые с большой глубиной выявляют характер усвоения полученных знаний. Дети начинают сотрудничать, коллективно решать сложные познавательные и практические задачи, проявляют взаимное уважение, бережное отношение к истории и природе своего города. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках…»





Мы предполагаем, что программа будет иметь: общие (соборные) результаты, характерные для всех участников образовательного процесса; совместные результаты, характерные для отдельных общностей духовно-нравственного развития и воспитания; личностные результаты.

Школьники приобретают:

  • осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны;

  • мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;

  • способность к эмоциональному отклику на нужды другого человека;

  • положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;

  • знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;

  • способность к нравственной рефлексии.


Результат – становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.


Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность

следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.



Помимо всего перечисленного дети:

  • Будут понимать необходимость бережного отношения к историческому и культурному наследию города;

  • Будут знать необходимость соблюдения правил поведения горожанина;

  • Научатся пользоваться дополнительной литературой и самостоятельно находить необходимую информацию;

  • Приобретут качества, характеризующие истинного петербуржца и толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповеданий.



1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XYIII Международных Рождественских чтений в Государственном Кремлёвском дворце в Москве. – Сибирская православная газета, №3, 2010г., с.2.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крюкова Татьяна Александровна, Яковлева Светлана Николаевна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221330


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства