Статья "Актуальность и педагогическая целесообразность выбора курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» в начальной школе.
Статья "Актуальность и педагогическая целесообразность выбора курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» в начальной школе.
Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, даёт возможность формировать духовно-нравственные качества человека.
Используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Актуальность и педагогическая целесообразность выбора курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» в начальной школе. »
Актуальность и педагогическая целесообразность
выбора курса внеурочной деятельности
«Православный Санкт-Петербург» в начальной школе.
Крюкова Татьяна Александровна
Светлана Николаевна
«Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость к своей истории». Д. С. Лихачев
Санкт-Петербург – один из крупнейших и красивейших городов Европы, город музеев и город-музей. Он самый молодой, но по значению, красоте и размерам стоит в одном ряду с древнейшими столицами мира. Красота Санкт-Петербурга особенная – здания и целые ансамбли, созданные по проектам замечательных зодчих, входят в золотой фонд архитектуры мира.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга. И это не случайно. Санкт-Петербург – особый город, об этом говорят и его постоянные эпитеты: вторая столица, северная столица, Северная Пальмира, Северная Венеция, - и те понятия, которые он породил: петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь.
Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и правил воспитания. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего исторические ценности и необходимости их сохранения.
Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, даёт возможность формировать духовно-нравственные качества человека.
Используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.
Святейший Патриарх Кирилл, выступая на XYIII Международных Рождественских чтениях в Москве (январь, 2010г.), отмечал, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры в сознании и душах учеников, базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».1
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».
Этим и объясняется выбор курса внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург».
Занятия предполагают ознакомление детей с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших историю России.
Программа внеурочной деятельности «Православный Санкт-Петербург» относится к программам духовно-нравственного направления.
Актуальность программы обусловлена потребностью духовного возрождения школьников, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета.
Где бы мы ни жили — в городе или селе — мы любим свою «малую Родину». Нет ни одного населенного пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей живущих в них. И понятно, что нельзя познать истории всего государства, не зная прошлого и настоящего своей малой родины, земли, где ты родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразном и всегда значимом для России регионе, как Санкт-Петербург. Можно с уверенностью сказать, что тот, кто знает историю Санкт-Петербурга, знает историю России. Ведь в течение многих веков сюда стекалось население со всех концов страны, здесь перемешались многие культуры, языки и религии. Поэтому в наше время интерес к истории Санкт-Петербурга не ослабевает.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время уделяется большое внимание вопросам духовно – нравственного просвещения подрастающего поколения.
Дмитрий Медведев на встрече с лидерами традиционных российских конфессий в 2009 году высказал мнение о преподавании в школах России предметов духовно – нравственной культуры, положительно оценил преподавание основ традиционных религий в светской школе.
Обеспечить полноту и целостность духовно-нравственного воспитания современная школа, оторванная от факторов культуры, от опыта православной традиции в воспитании молодежи, оказывается не в состоянии.
Педагогическая целесообразность. Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей. Перед образованием стоит задача соотнесения ценностей современной цивилизации с традициями России. Главной целью образования остается формирование самосознания юных россиян, воспитание патриотизма, приобщение их к национальным традициям. В этих условиях все большее значение имеет развитие краеведения, которое способствует пробуждению у обучающихся чувства малой родины, стремления к знанию её истории, местных обычаев и традиций, составляющих основу роста духовной культуры всего общества.
Направить мысли и стремления детей на путь познания и добра можно только развивая у них чувство гражданской ответственности, сохраняя и возрождая народные традиции. Программа разработана на социокультурном материале нашего города и исходит из того, что отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружён в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Богатейший материал о городе позволит детям не только расширить свой кругозор, но и с любовью относиться ко всему, что их окружает.
Педагогическая целесообразностьизучения Санкт-Петербурга детьми 7-11 лет.
Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности:
закладываются основы познавательного интереса к изучению города;
создаются условия для формирования нравственных чувств, в результате чего
ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него той атмосферы и того микроклимата, которые несёт в себе наш ВЕЛИКИЙ город.
Отличительные особенности
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
а) Программа структурирована от “общего” к “частному”. В ней предлагается вариант изучения родного города, основанный, прежде всего на принципах демократизации, гуманизации и интеграции; при этом:
принцип демократизации предусматривает организацию коллективной деятельности детей, при которой обеспечивается их активное, равноправное участие в освоении предлагаемого материала;
принцип гуманизации предполагает создание доброжелательного сотрудничества детей и благоприятных условий для развития каждого ребёнка;
принцип интеграции позволяет детям увидеть город и развитие его культуры, науки, архитектуры, других видов деятельности петербуржцев во взаимосвязанном историческом движении.
б) В основу построения программы положены следующие принципы отбора и структурирования содержания:
принцип хронологической последовательности;
тематический принцип
культурологический принцип, предусматривающий развитие общей культуры юного петербуржца;
принцип неотделимости знаний и практических навыков гражданского участия в жизни города, предполагающий подготовку детей к жизни и к решению назревших общественных проблем
принцип нравственной значимости и художественности материала
принцип привлекательности и доступности для детей
Программа выстроена таким образом, чтобы педагог имел возможность сочетать изучение большинства разделов программы с проведением экскурсий по городу, система которых тесно связана с содержанием аудиторных занятий.
Особенностью преподавания является использование занятий-экскурсий, занятий-игр, использование методов поисково-исследовательской деятельности в работе с детьми.
Цель программы – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему целями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, формирование интереса и стремления к изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, а также чувства сопричастности и ответственности за то, что в нем происходит.
Задачи программы
Образовательные:
Формировать основы познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края.
Познакомить детей с историей создания и символами Санкт-Петербурга.
Научить соотносить произведения архитектуры с именами великих зодчих.
Познакомить с историей освоения приневских земель и географическими названиями, свидетельствующими об этом.
Научить детей пользоваться дополнительной литературой и самостоятельно находить необходимую информацию.
Дать знания о истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики.
Воспитательные:
Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к памятникам истории и культуры края.
Воспитать интерес детей к изучению родного города и его истории.
Формировать умения и навыки познавательной и творческой деятельности.
Формировать понимание необходимости бережного отношения к историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга.
Воспитывать у детей чувство гордости за свой город, формировать качества, характеризующие истинного петербуржца и толерантное отношение к людям других национальностей и других вероисповеданий, прибывающих в Санкт-Петербург и проживающих в нашем городе.
Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
Развивать творческие способности и исследовательские умения;
Стимулировать детей к самообразованию средствами краеведческого компонента;
Обогатить представление детей о культуре, истории, традициях Санкт-Петербурга;
Развивать нравственные чувства (сопереживание, ответственность за другого человека, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры и христианских святых;
Развивать эстетическое восприятие и чувства на примере феноменов православной культуры;
Развивать художественные представления и понятия о православной культуре;
Развивать умения устанавливать сходства и различия в архитектурных строениях;
Развивать умения находить отличительные особенности архитектуры Петровской эпохи, а также различать основные стили архитектуры: барокко, классицизм, ампир и др.;
Развивать умения в выполнении творческих заданий по материалам курса, в том числе связанных с подготовкой и проведением экскурсий.
Результатом усвоения знаний, умений и навыков в исследовательской деятельности на занятиях по изучению истории города является выполнение детьми творческих заданий, которые с большой глубиной выявляют характер усвоения полученных знаний. Дети начинают сотрудничать, коллективно решать сложные познавательные и практические задачи, проявляют взаимное уважение, бережное отношение к истории и природе своего города. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках…»
Мы предполагаем, что программа будет иметь: общие (соборные) результаты, характерные для всех участников образовательного процесса; совместные результаты, характерные для отдельных общностей духовно-нравственного развития и воспитания; личностные результаты.
Школьники приобретают:
осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны;
мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;
способность к эмоциональному отклику на нужды другого человека;
положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;
знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;
способность к нравственной рефлексии.
Результат– становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Помимо всего перечисленного дети:
Будут понимать необходимость бережного отношения к историческому и культурному наследию города;
Будут знать необходимость соблюдения правил поведения горожанина;
Научатся пользоваться дополнительной литературой и самостоятельно находить необходимую информацию;
Приобретут качества, характеризующие истинного петербуржца и толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповеданий.
1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XYIII Международных Рождественских чтений в Государственном Кремлёвском дворце в Москве. – Сибирская православная газета, №3, 2010г., с.2.