В данной статье описана проблема духовно-нравственных орирентиров у современной молодежи, а так же пути решения данной проблемы, Выявлены роли семь и школы в формировании духовности и нравственности современной молодежи, при написании статьи изучено было множество литературы проведены собственные анкетирования, по результатам которых было выявлены интересы молодежи, а так же описана роль трудового коллектива в формировании духовности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно нравственное воспитание личности»
"Роль трудового воспитания в социализации подростков" Будущее принадлежит двум типам людей:
человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое,
ибо мыслить - значит трудиться.
В. Гюго.
Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно-воспитательного учреждения. Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в обществе Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй половине 20 века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. - все это делает процесс воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком толковании - это "комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры", это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни (8).
В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют "вторым, социокультурным рождением человека". Личность реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. И происходит этот процесс, как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в. Социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе" (1). Также в процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. К институтам социализации относятся семья, школа, микросреда («улица»), социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви Известно также и то, что за последнее десятилетие в ходе социально-культурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились социальные условия образования и воспитания, перехода от мира детства к миру труда и профессии. Одновременно изменились цели и способы учебно-воспитательного процесса. Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому образцу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития(2). Перед школой в качестве первоочередной стоит задача создания стимулирующей и воспитывающей социальной среды, создания позитивного здорового образа жизни и привлекательного идеала - образованного и культурного, самостоятельного и активного, много умеющего и могущего познать еще больше, человека с доброй душой и мозолистыми руками.
Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это основа успешности будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях. И в контексте этого, социальный заказ школе - это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, целью которых сегодня является не только привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене труда, честного и добросовестного гражданина - труженика. Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Что такое трудовое воспитание?
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов(9). Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности личностных и социальных качеств характера человека. Цель трудового воспитания – формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика человека; как фактора формирования личности, осознанию роли труда в жизни общества; включение детей и юношества в трудовую деятельность; вооружение трудовыми навыками и умениями (5). Сущность трудового воспитания: – выращивание в человеке определенных знаний и представлений о ценностях труда, стремлений, интересов, личностных позиций в отношении к различным видам труда; – создание целостного характера, становление его гражданственности, деловитости, нравственно-волевых черт, творческого начала; – развитие экономического мышления, создание инструментария для успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся: – формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; - подготовка к сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе. – воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив; – развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку; – вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками,
Содержание трудового воспитания определяется задачами, хозяйственно-экономическими факторами, производственными условиями района, края, возможностями и традициями школы и т.д. Содержательную основу трудового воспитания школьника составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд и производительный труд. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Формы и методы его организации: элективные курсы по выбору, лекции, беседы, тренинги, практикумы, уроки и семинарские занятия, на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д. Стандарт общего образования предусматривает физический труд на занятиях в учебных мастерских и на пришкольном участке. Физический труд характеризуется такими признаками как, полезность, производительность, творческая направленность, удовлетворенность результатами. Формы и методы организации труда: коллективная организация выполнения заданий (бригадные, командные, групповые и т.д.), освоение различных функций в процессе выполнения заданий (исполнитель определенной операции, организатор работ, руководитель коллектива и т.д.), разработка проектов и их реализация и т.д.
В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности. Общественно полезный труд включает: – труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за зелеными насаждениям и др.); Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экономики и хозяйствования. Формы производительного труда: – производственные бригады школьников по ремонту и озеленению территории от Центра Занятости города Читы; –школьные трудовые отряды; – занятие предпринимательской деятельностью и работа по найму. Ожидаемые результаты трудового воспитания: – психологическая и практическая готовность учащихся к труду; - проявление интересов, наклонностей и развитие способностей учащихся; - сформированность общественно направленного отношения к труду; – включенность учащихся в посильный производительный и общественно полезный труд. Неоспорим факт, что дети, занимавшиеся трудом в школьный период своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного труда. Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове» - ибо тогда портится и сердце, и ум и совесть. Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» (7). Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг. В современных условиях все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам ЧЕЛОВЕК, его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в жизни человека.
Понимая важность трудовой деятельности в деле воспитания и социализации личности учащихся, учитывая особенности социума школы педагогический коллектив МОУ «СОШ № 23» всегда уделял особое внимание трудовому воспитанию. Трудовое воспитание в системе образовательной и воспитательной работы нашей школы пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя.
Первые навыки любви к труду ученики приобретают в начальной школе на уроках труда, рисования, в группах продленного дня, а также в процессе самообслуживания. Всевозможные поделки и другие творческие работы, создаваемые ребятами на данных уроках, не только развивают их творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества, но и имеют огромное воспитательное значение. Вся система уроков труда в начальной школе адаптирована к системе общешкольных мероприятий. Так, младшие школьники готовят поделки к Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 Марта, Дню Победы (подарок ветеранам), выставкам. Каждый такой урок несет радость не только ребенку, но и всем, кто его окружает. Учебная деятельность по труду, рисованию в начальной школе получает дальнейшее развитие в системе дополнительного образования. Для младших детей в школе на протяжении уже нескольких лет успешно работает ИЗОстудия, под руководством молодого талантливого педагога Арсентьевой К.С. Получают первые навыки по трудовому воспитанию на уроках технологии.
На уроках технологии для девочек обучение ведется по нескольким направлениям: кулинария, шитье, рукоделие, этика и эстетика домоводства. Девочки не только приобретают навыки по этим направлениям, но и под руководством опытного педагога Долотченко Н.К., работающего в школе более 30 лет, применяют их на практике в стенах школы. На ежегодных выставка декоративно – прикладного искусства отмечаются работы учащихся. На этих уроках девочек обучают мастерству, учат правильно организовывать свое рабочее место, рационально распределять рабочее время, эстетически оформлять свою работу, работать индивидуально и в коллективе, распределяя обязанности, поддерживая друг друга. Уроки технологии имеют тесную связь со всей воспитательной системой школы. Умения, приобретенные на этих уроках, приносят пользу, как самим учащимся, так и всему школьному коллективу.
Уроки технологии учителя Кузьмина В.Д. носят разносторонний характер. Мальчиков обучают конструированию, резьбе по дереву, выпиливанию, выжигании, токарным и слесарным работам. Большое значение на этих уроках придается воспитанию дисциплины, любви и уважения к труду, людям труда. Навыки, приобретенные на уроках технологии, позволяют старшеклассникам самостоятельно произвести любой ремонт школьной мебели, изготовить своими руками штакетник и отремонтировать забор, настелить линолиум в классах и коридорах, сконструировать стенды для оформления школы.
Отдельно нужно сказать об организации и работе лагеря труда и отдыха «Доброград». Как в добрые старые времена в июне месяце из учащихся 8,10 классов формируется трудовой лагерь. Ребята помогают в косметическом ремонте школы, моют окна, ремонтируют мебель в своих классах, благоустраивают спортивную площадку, работают вожатыми в отрядах, организуя досуг и отдых детей лагеря городского типа, помогают в школьной столовой. Самое масштабное проявление детского творчества – общешкольный проект «Школьный двор», который реализуется третий год. За это время ребята, совместно с учителями занимались благоустройством территории. Полностью восстановили забор вокруг школы и ежегодно весной его ремонтируют, посадили саженцы, ухаживают за ними, распланировали клумбы, разбили цветники, привезли землю, выложили камнем, сделали альпийскую горку. Прошлым летом на месте мусорной свалки за школой учащиеся 8А класса с классным руководителем Гулевич В.Ф. организовали цветник и были очень рады этому. Дети в трудовом лагере работают с удовольствием, после окончания вместе с классными руководителями отправляются на озеро Арахлей отдыхать, в качестве поощрения. В сентябре месяце на общешкольной линейке ежегодно подводятся итоги V трудовой четверти.
Трудовое воспитание в школе выходит за рамки учебного процесса. Наши ученики участвую в экологических акциях по уборке территории памятника природы «Дворцы», весной в рамках дня здоровья, всей школой убирают и очищают от мусора это заповедное место. Ежегодно проводится очистка берегов речки Кадалинка, а затем там устраиваются соревнования. В нашей школе на должном уровне ведется экологическое образование. Дети постоянные участники и призеры городских и краевых олимпиад по экологии и биологии, активно ведется научно – исследовательская работа. Работает кружок «Цветовод». Весной и осенью наши ученики, совместно с работниками жилищно – коммунального хозяйства убирают мусор вдоль федеральной трассы, высаживают цветочную рассаду на территории аэропорта Чита, за что неоднократно получали благодарности от главы Черновского района и руководства АвиаЧита.
В течении двух лет и в рамках празднования 65-летия Победы реализуется проект «Мы помним павших не по красным датам», в результате которого поисковая группа «Патриот», под руководством учителя истории Труфановой Л.П. собрала богатейший материал о нашем земляке Прокопюке И.М., погибшем под Ленинградом во время Великой Отечественной войны, о ветеранах ныне живущих и погибших. Как показывает практика, подобные школьные проекты оказывают огромное влияние на формирование и развитие личности учащихся, их социализацию. Развивая познавательный интерес, навыки исследовательской работы, общешкольные проекты решают и задачи нравственного и трудового воспитания: умение организовать трудовой процесс, правильно распределять рабочее время, работать индивидуально и в коллективе, воспитывая ответственность за общий результат, формируются навыки взаимопомощи и поддержки, умения применять трудовые навыки в реализации творческой идеи.
Еще один пример трудового воспитания – это участи наших учеников в социальных проектах «Мой двор, мой подъезд», «Антиникотиновая компания», «День Земли», «Мы против Хиагды» и других. Для успешного участия в этих проектах было необходимо, чтобы ребята ориентировались в потребностях и сложностях современной общественной жизни человека, имели представление о значении труда в жизни каждого. Наши школьники успешно справились с поставленной перед ними задачей. Главной целью участия в этих проектах остается бережное отношение не только к школе, но и к своему подъезду, к своему району, а в целом – к своему городу, России. И в заключении хочу привести высказывание выдающегося химика Д.И.Менделеева « Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Трудолюбие – результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации, оно выступает как важнейшее нравственно – личностное качество. Развить это качество в наших детях - насущная задача школы.
Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае
24 Ноября 2011
Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае
1. Концептуальные положения стратегической программы развития системы воспитания в крае.
1.1. Рамочные представления о стратегической программе
Стратегическая программа - это документ, на основе которого осуществляется управленческое действие. Результат данного действия нацелен на будущее.
Она конституирует программную организацию изменений в крае, и отличается от закона и плана. Отличие состоит в том, что стратегическая программа всегда опережает существующую нормативно-правовую базу и поэтому требует самоопределения и принципиального отношения к ней законодательных органов власти. Целями Стратегической программы являются:
1. Определение культурно-исторического вектора и базовых направлений развития системы воспитания в Красноярском крае.
2. Создание условий для интеграции различных субъектов хозяйственной, экономической, социокультурной жизни региона, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения Красноярского края.
Для реализации этих целей необходимо:
обозначить основные проблемные области развития системы воспитания края и определить способы их разрешения;
сформировать коалицию управленцев, предпринимателей, представителей властных структур, деятелей науки, культуры, образования, здравоохранения, готовых предоставить собственную ресурсную базу и осуществлять деятельность, направленную на решение актуальных проблем, стоящих перед системой воспитания в крае;
инициировать межотраслевое и межтерриториальное сотрудничество по проблемам системы воспитания края на основе совместных инновационных программ и проектов;
разработать организационный, финансовый, экономический, правовой, кадровый механизм реализации открытой региональной политики в области воспитания.
обеспечить возможность участия жителей края в реализации стратегической программы развития системы воспитания.
Программная организация изменений в области воспитательной политики предполагает эффективные механизмы выделения приоритетов на каждом шаге развития системы воспитания, непрерывного рефлексивного сопровождения становящейся практики воспитания в расчете на ее системные изменения.
1.2. Проблемы воспитания в контексте социокультурной ситуации в крае.
Современная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, породила множество проблем в области воспитания и воспитательной практики. Перечислим проблемы, с которыми сталкивается сегодня школа.
Первая проблема связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания жизни российского общества и его подрастающего поколения. Рассмотрим это более подробно.
В ситуации стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России оказалось в мировоззренческом вакууме. Это разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия системы воспитания, повлекло за собой резкую смену образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе. На фоне отсутствия концептуальных оснований произошло ослабление воспитывающей функции школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных жизненных ситуаций и потому оказались невостребованными подрастающим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях жесточайшей конкуренции и выживания. Более того, в социальном мире произошла жёсткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными и людьми с кланово-социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.
Обозначим еще один порок российской нравственной ситуации - идеологизация сознания населения. Идеологизация - это идеологическая мотивация поступков взамен их нравственной мотивации и, как следствие этого, возникает искаженный заменитель - морализаторство, которое освобождает человека от личной ответственности за содеянное. В школьном воспитании это привело к подмене воспитания нравственной интенции у ребенка внедрением в его сознание идеологических поведенческих штампов, что способствовало разрушению способности к свободному духовно детерминированному поступку.
Вторая проблема связана с принципиальным изменением модели и механизма социализации детей и подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья и школа вырабатывают нормы, молодежь эти нормы присваивает и следует предписанным этими нормами поведению. Молодежь активно включается в процессы социализации как ее равноправный участник. Она конституирует себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и ТV, с семьей и школой посредством не-формальных (не-оформленных) способов воспитания. Смысло-порождение, смысло-образование, смысло-оправдание этой жизни и в этой жизни в большей части происходит вне института школы.
Третья проблема связана с необходимостью изменения стереотипов понимания сущности воспитании. В течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумевала воспроизводство соответствующих форм социального бытия через формирование внешней стороны жизнедеятельности человека. В ситуации резкой смены образа жизни и социального поведения, принятого в обществе, многие стереотипы, к которым привыкли родители, педагог, дети, оказались неэффективными. Всё больше обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а о возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий выбор в проблемных ситуациях.
Педагог должен задавать вектор внутреннего развития ребенка. В идеале - это духовность, которая проявляет себя в разных жизненных ролях - семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание - это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами.
Четвертая проблема вытекает из размытости и неопределенности методологических и концептуальных подходов к воспитанию.
Очевидно, что в условиях культурного многообразия не может быть единой теории воспитания и главным тогда становится диалог между разными воспитательными парадигмами. Фактически речь идет о методологическом плюрализме в рамках гуманитарно-системного подхода, который означает, что в поисках модели воспитательной системы педагог может обращаться к различным гуманитарным теориям и концепциям воспитания. Кроме того, необходимо опираться на новые продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания. Например, пилотные исследования в области «педагогической герменевтики» и «педагогической синергетики» показали, что данные подходы повышают эффективность воспитательной деятельности, однако педагог сегодня имеет весьма слабую подготовку в этом вопросе.
Пятая проблема связана с недостаточной подготовкой учителя как воспитателя-профессионала.
Переосмысление понятия воспитания влечет за собой пересмотр и понятия «воспитательная работа», которая не может рассматриваться как набор воспитательных мероприятий. Воспитательная работа - это способ реализации субъектом своей профессиональной концепции в пространстве воспитания. Но такой контекст феномена «воспитание» влечет за собой изменение системы подготовки педагога-воспитателя.
Таким образом, эффективное решение вышеперечисленных проблем воспитания потребует принципиального пересмотра многих традиционных положений в области миссии, задач, полномочий и содержания деятельности различных структур социальной сферы, так или иначе соприкасающихся с миром Детства.
1.3. Основные концептуальные положения стратегической программы развития системы
воспитания в крае.
Совершенно иная социокультурная ситуация потребовала новых концептуальных подходов к воспитанию. Концепция - это система идей, основной замысел которых позволяет определить:
специфику воспитания и его отличие от других педагогических процессов;
программу воспитания;
средства и технологии воспитания.
Данные концепции требуют переосмысления направлений воспитательной работы. В качестве таковых выступают:
1. Воспитание как антропологический процесс передачи ребенку опыта о здоровом образе жизни в условиях Сибири. Это направление предполагает подготовку его как родителя и семьянина.
2. Воспитание как социальный процесс, включения ребенка в социально-ценную деятельность, в процессе которой ему передается опыт отношений к труду, родине, природе. Следовательно, главные приоритетные направления воспитания здесь - гражданско-патриотическое и трудовое.
3. Воспитание как духовно-нравственный процесс восхождения к Культуре, в результате которого ребенок становится саморазвивающейся культурной личностью. Именно в этом смысле воспитание понимается как образование.
Новые целевые ориентиры и направления воспитательной работы требуют пересмотра и такого важного компонента воспитательной системы как технологии воспитания.
Ранее в массовой практике очень часто использовался административно-идеологический тип технологии воспитания. В настоящее время активно используется вариант хорошо отработанный на Западе вариант социализирующей технологии. Основа этой технологии воспитания состоит в такой организации социальной работы различными ведомствами, включая образование, которая бы обеспечивала достижение стандартов социальной компетентности всеми детьми и подростками. Основное ограничение для массового применения такой технологии воспитания в условиях переходного периода состоит в отсутствии стабильной социальной системы. Ставка на социализирующие технологии воспитания в условиях до конца неопределившегося российского общества, несмотря на уже имеющийся позитивный опыт, - может привести к изоляции появляющейся подростковой субкультуры, к росту асоциальных проявлений и формированию контркультуры.
Появляется необходимость в следующем «шаге» развития системы воспитания, который может быть осмыслен и построен в рамках специальной программы.
Представляется, что в условиях тяжелой экономической ситуации, вакууме мировоззрения, стремительно формирующемся разрыве между поколениями - системных воспитательных результатов можно достичь, только проектируя вокруг и внутри воспитательных систем прецеденты эффективно работающего на высоконравственных основах, здорового социума в виде различных общностей из представителей разных профессиональных групп населения. Только включаясь в такого рода общности, у ребенка происходит подлинное самоопределение по отношению к истинным задачам, которые сегодня может и должен решать человек в обществе. Таким образом, постановка вопроса о воспитании в современной российской действительности должна, прежде всего, исходить из необходимости разработки и апробации технологий самоопределения и построения общностей вокруг самоопределяющейся личности ребенка как растущего человека.
Данная технология воспитания не воспроизводит какую-либо конкретную идеологию, как в случае административно-идеологической технологии; не ставит задачу социализации, то есть введения в существующие социальные ниши, - а ставит задачу позиционного самоопределения детей и подростков посредством создания «культурно-образовательных сред взаимодействия». Культурно-образовательная среда взаимодействия - это пространство становления жизненных установок молодежного сообщества, возникающих за счет проживания общезначимых Событий в деятельностно выстроенных ситуациях взаимодействия. Можно выделить специальные области, конституирующие культурно-образовательную среду взаимодействия.
Это сообщества, объединяющие детей на основе познания, художественного и технического творчества, изучения языков, социальной работы, спортивной и духовно-нравственной деятельности. Каждая из этих областей рассматривается как место, где происходит разновозрастное взаимодействие, оформление успешной личной деятельности. Успех в какой-либо из указанных областей должен использоваться во всех других областях. Молодые люди осуществляют пробы в этих областях до тех пор, пока « не найдут себя, пока не найдут свое».
Такой тип технологии является инновационным, поддерживается прогрессивными международными организациями и существует в виде инфраструктурно-сетевых проектов, обеспечивающих формирование культурно-образовательной среды взаимодействия. Ее состав включает в себя ряд различных организаций: дружественных для подростка клиник; адвокатских контор и милицейских отделений; консультантов по профориентации и карьере; молодежных проектных агентств, фондов, бирж; особых зон безопасности, в которых специальные коллективы педагогов, психологов, медиков, юристов могут помочь ребенку. В состав культурно-образовательной среды взаимодействия также входит сеть молодежных дискуссионных клубов - форумов, в которых подросток может обсуждать волнующие его вопросы, на которые зачастую в обществе нет однозначных ответов.
Для построения подобных культурно-образовательных сред взаимодействия необходима специальная работа по соорганизации между всеми секторами социальной сферы: милицией, социальной защитой, образованием, службами семьи и молодежи, здравоохранением, департаментом по предпринимательству и т.д. В результате данной работы должна быть сформирована интегративная управляющая структура по социальной политике в области воспитания, объединяющая приоритеты, функции, потребности различных ведомств.
2. Направления стратегической программы развития системы воспитания в крае
направление «Сетевые формы становления ценности здорового образа жизни».
Содержанием данного стратегического направления является создание вокруг и на основе образовательных учреждений инфраструктуры пространства здоровья как результата совокупных усилий различных ведомств, общественных структур, всех заинтересованных жителей края. Это окажется возможным через создание сети, обеспечивающей поддержание и развитие здоровья подрастающего поколения. Для этого необходимо спроектировать разновозрастную культурно-образовательную среду взаимодействия, находясь в которой дети могли бы получить консультацию, связанную с проблемами в здоровье, здесь же должна быть создана возможность получить правовую консультацию, должны работать службы семьи, психологические консультации. Здоровье является также предметом работы детско-взрослой общности, которая контролирует качество пищи, воды, воздуха, почвы, качество информационной среды. Здесь же производится постоянная оценка нужд и потребностей детей и подростков в обеспечении здоровья. Для реализации данного стратегического направления необходимо создать несколько типов пилотных проектов по становлению зон здоровья. Возможные типы проектов: питание; физическая активность; уход от стрессов; как избежать венерических заболеваний; эффективные режимы жизнедеятельности. Предполагается создать молодежные дискуссионные клубы, обсуждающие проблемы здорового образа жизни.
Главный результат этого стратегического направления - формирование культуры жизни, достойной Человека, и освоение позитивных образцов здорового Образа Жизни, привитие убеждения, что быть здоровым - экономически выгодно и социально престижно.
2.2. Направление «Сетевые формы становления ценности
социально значимой деятельности».
Содержанием данного стратегического направления является создание культурно-образовательных сред взаимодействия школы и социальных институтов в системе государственно-общественного сотрудничества. Сегодня кроме школы нет другой организации, которая была бы способна, влияя, в том числе и семью, выполнить задачу формирования граждански-зрелой, социально активной личности школьника. Реализация данного направления изначально должна быть нацелена на обучение личности школьника гражданскому действию и навыкам общественной самоорганизации внутри социальных групп и местных сообществ, на воспитание у нее ценностей, стимулов и стандартов гражданственности, патриотизма, позитивно ориентированной общественной активности, благотворительности и социально ответственной инициативы. Одним из условий этого является выстраивание школой системы социального партнерства, которое предполагает создание внутри и вокруг школы новой социальной реальности, воспитывающей и учеников и всех участников образовательного процесса.
Технология выстраивания на базе школы системы государственно-общественного сотрудничества заключается в проектировании, организации и развитии необходимых организационно-правовых структур внутри и вовне школы, разработке и освоении процедур их успешного функционирования.
Система такого гражданского воспитания должна развиваться вне школы за счет организационного и функционального включения в нее большей части представителей местного сообщества, структурных подразделений, учреждений и служб органов местного самоуправления, коммерческих организаций и самоорганизованных социальных сообществ (некоммерческих, общественных организаций), оказывая обучающее и воспитательное воздействие на всех участников процесса и создавая не только внутри, но и вокруг школы единое воспитательное пространство гражданской инициативы и общественной деятельности. В этой системе реальные социально-экономические местные проблемы должны стать «наглядными пособиями» и практическим материалом для обучения и развития гражданской, общественной активности учеников, их родителей и педагогов, других вовлекаемых членов местного сообщества. Расширяя круг задач и решаемых социальных проблем из списка реальных проблем местного, окружающего школу сообщества, в качестве обучающего практического материала такая система развивается в систему государственно-общественного социального партнерства. Но центром такой организационной системы государственно-общественного управления делами местного сообщества и ее организующим элементом является школа и ее воспитательная система. При этом расширяются возможности школы по привлечению внебюджетных финансовых средств и иных дополнительных ресурсов как на нужды образования, так на развитие организационных структур местного сообщества.
2.3. Направление « Сетевые формы становления ценности
использования свободного времени для духовно-нравственного развития школьников»
Содержанием данного стратегического направления является создание культурно-образовательных сред взаимодействия в системе дополнительного образования, обеспечивающих понимание и принятие ценности свободного времени для духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Существующий уровень дополнительного образования в крае имеет три отличительные особенности, позволяющие считать его основным механизмом в реализации этого стратегического направления воспитания.
Во-первых, дополнительное образование края в течение двух последних лет начало выступать как универсальная социальная технология организации насыщенного досуга детей и подростков, их включения в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон.
Во-вторых, в дополнительном образовании края имеются действующие образцы технологий создания воспитательных «сред» и инфраструктур на основе процессов самоопределения - модульные программы; форумы; фестивали и т.д.
В-третьих, дополнительное образование края имеет в своем арсенале как опыт масштабного применения программно-проектных форм организации добровольного воспитания детей и подростков, так и опыт индивидуально-личностного подхода к детям.
Главным в этом стратегическом направлении является не «натаскивание» на будущую профессию, а то, что сам ребенок собирается осваивать, к чему он осознанно в процессе самоопределения стремится, по отношению к чему он выдвигает свою инициативу, как пытается достраивать ее до социального проекта. Дополнительное образование через пробы подростком себя в разных профессиональных мирах, через столкновение с социальной средой инициирует постановку личных целей, формирование проектного замысла как собственной формы вхождения и существования в социуме.
Дополнительное образование реально может осуществить сдачу «под ключ» воспитательных технологий, обеспечивающих самоопределение детей и подростков, освоение им техник самовоспитания, а также предложить проекты построения фрагментов социальной среды, необходимых для полноценного духовно- нравственного взросления ребенка.
3. Механизм реализации стратегической программы
3.1. Основные линии реализации
Механизм реализации программы состоит из двух взаимосвязанных линий.
Первая линия включает в себя тип действий, направленных на системное изменение уже сложившейся практики воспитания, реализация которого осуществляется в плановом подходе.
Вторая линия включает в себя тип действий, направленных на развитие инновационных практик воспитания, реализация которых осуществляется в проектном подходе по трем вышеизложенным направлениям.
Программа является первым в ряду других управленческих документов, организующих становление новой системы воспитания в Красноярском крае на основе развертывания сетевых форм развития ценностей здорового образа жизни, определения социально-значимой деятельности и духовно-нравственного развития ребенка в условиях досуга и свободного времени.
В рамках программы предлагается разработать следующие материалы:
план действий по совершенствованию теории и практики воспитания;
стартовые проекты по развитию инновационной практики воспитания в крае;
Для запуска стратегической программы предполагается провести зонирование районов края. По итогам зонирования разработать пакет различных карт (гуманитарных, этно-культурных, производственных, хозяйственных и т.д.) территории края, которые обеспечат адресность в разворачивании конкретных дел в рамках плана действий и стартовых инновационных проектов по совершенствованию практики воспитания.
Реализация стратегической программы будет обеспечиваться новыми институциональными формами экспертного сопровождения:
профессионально-общественный аудит;
открытые общественные слушания;
публичные дебаты.
Для непосредственного управления стратегической программой создается дирекция программы, которая состоит из постоянного «ядра» и временных участников, привлекаемых на отдельные типы работ. Ведущим механизмом подготовки и принятия решений является коллективная деятельность. Это предполагает максимальное включение непосредственных исполнителей программы в процессы анализа хода ее реализации, постановки, коррекции целей, прогнозирования ожидаемых результатов, оценки эффективности каждого шага.
3.2. Принципы реализации
Основными принципами реализации стратегической программы являются
принцип открытости;
принцип иерархического построения;
принцип поэтапной реализации.
Принцип открытости включает в себя: возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс ее реализации всем заинтересованным субъектам региональной жизни, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
Принцип иерархического построения стратегической программы предполагает выделение различных уровней ее реализации: уровень органов государственной власти края; уровень органов местного самоуправления; уровень образовательных учреждений, уровень различных местных сообществ, включая профессиональные, социальные организации и движения, территориальное общественное самоуправление, хозяйственно-экономических субъектов, представителей корпораций, общественные организации. Каждый уровень имеет свой круг задач, полномочий и ответственности. Принцип поэтапной реализации стратегической программы предполагает этапность ее выполнения, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации.
3.3. Этапы реализации стратегической программы развития системы воспитания в Красноярском крае
Первый этап. В ходе первого этапа предполагается создать организационные условия, включая создание институциональных форм для реализации основных положений стратегической программы на последующих этапах. На данном этапе предстоит провести в широком ряду обсуждение основных ее положений и осуществить запуск ряда стартовых проектов. Инвентаризация имеющейся законодательной базы, выявить ее дефициты и определить перечень необходимых законодательных и иных документов, обеспечивающих реализацию программы. На этом этапе предполагается приступить к разработке законодательной базы и на каждом последующем этапе продолжить эту линию деятельности. Создать институциональные формы реализации программы: дирекцию стратегической программы, экспертные группы. Начать обсуждение проблем и перспектив развития системы воспитания в Красноярском крае в СМИ, через общественные слушания, профессионально-общественный аудит. Основными результатами данного этапа являются:
создание организационных институциональных условий для реализации программы: минимально-необходимой законодательной базы, рабочих групп для реализации стартовых проектов;
формирование профессионально-общественной коалиции, заинтересованной в развитии практики воспитания края и обеспечение их включенности в реализацию программы.
Второй этап. В ходе этого этапа предполагается продолжить работу по формированию законодательной базы, внедрить конкурсную систему отбора инновационных проектов. Подвести промежуточные итоги реализации стратегической программы. Перейти на тип профессионального развития представителей сферы образования, связанный с разработкой и освоением нового содержания воспитания. На первом и втором этапах реализации программы профессиональное развитие педагогических работников является ключевой, так как обеспечить выполнение выделенных задач возможно лишь при наличии соответствующей современным требованиям подготовленных кадров. Основными результатами данного этапа реализации стратегической программы является:
экспертиза существующих воспитательных практик и систем;
создание авангардных зон по становлению новой практики воспитания;
создание непрерывной системы профессионального развития педагогических кадров края для новой практики воспитания;
создание сетевых форм взаимодействия проектов, обеспечивающих рождение и сопровождение новой практики воспитания в крае.
Третий этап. В рамках данного этапа на основе действующих образцов новой практики воспитания осуществляется разработка соответствующих норм, методик, технологий управления организации воспитания, осуществляется постепенный переход на новую практику воспитания уже в масштабах всего края. Создаются институциональные каналы распространения новой практики воспитания в масштабах всего края.
Стартовые инновационные проекты по развитию практики воспитания
Для развития практики воспитания в крае предполагается для каждого из обозначенных стратегических направлений программы: « Сетевые формы становления ценности здорового образа жизни», «Сетевые формы становления ценности использования свободного времени для личностного развития», «Сетевые формы становления ценности осуществления социально значимой деятельности», создание пакета стартовых проектов, разрабатываемых на конкурсной основе различными творческими коллективами края. Основным требованием к создаваемым пакетам будет требование учета городских и сельских особенностей в развитии практики воспитания края. Назначение пакета стартовых проектов состоит в создании прецедентов устойчиво воспроизводящейся локальной новой практик воспитания. На основе действующих образцов новой практики воспитания осуществляется разработка соответствующих норм, методик, технологий управления организации воспитания, осуществляется постепенный переход на новую практику воспитания уже в масштабах всего края.