Статья "Гармонизация общения классных руководителей с учениками и родителями"
Статья "Гармонизация общения классных руководителей с учениками и родителями"
Статья рассматривалась и обсуждалась на ШМО классных руководителей.В статье рассматриваются условия для гармонического общения. Человек -существо общественное, и не важно любит ли он компанию или одиночество, большую часть он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья- словом его жизнь. В статье рассматриваются разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Гармонизация общения классных руководителей с учениками и родителями"»
КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Гармонизация общения классных руководителей с учениками и родителями
Покидышева И.И.
Гармония- согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь
Как вы считаете? Какие условия, необходимы для гармоничного общения? (доверие, открытость, умение прощать, мудрость, взаимопонимание, умение слышать и слушать другого человека, толерантность, доброта, честность, терпимость, бесконфликтность).
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору могли бы, наверное, стать слова из кинофильма «Доживём до понедельника»:
Счастье - когда тебя понимают. Ведь одна из целей общения - быть понятым и понимать другого человека.
Человек - существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья - словом, вся его жизнь.
Безусловное принятие.
Вначале я хочу вас познакомить с общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой.
Этот принцип - безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка -значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в:
приветливых взглядах;
ласковых прикосновениях (оказывается, четыре объятия в день совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день - и не только ребёнку, но и взрослому);
прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»...
Активное слушание
Активное слушание - один из действенных приёмов, способствующих гармонизации общения. Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним грубо обошлись и даже тогда, когда он устал, первое, что нужно сделать, - это дать понять, что вы знаете о его переживании, слышите его. Желательно назвать «по имени» это чувство или переживание. То есть если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно слушать.
Взаимоотношения «все в выигрыше»
рассматривать проблему сточки зрения другого человека
определить основные вопросы, требующие решения
найти наиболее приемлемое решение
определить возможные альтернативные пути достижения решения
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться завтра. Общение классных руководителей и родителей - это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена ценностями, усвоение педагогического опыта и знаний, которые учитель и родители предлагают друг другу.
Это общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами воспитания их детей.
Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.
В нашей школе сложились разнообразные формы взаимодействия с семьёй:
-проведение совместных праздников;
-родительские собрания;
-беседы учителей и специалистов с родителями;
- тематические индивидуальные консультации;
Интересной и продуктивной формой работы с родителями является проведение совместных праздников. Организация таких праздников -благодатное дело, которое сплачивает учеников, родителей и учителей. В нашем классе не все родители откликаются на такую форму работы (причины разные), но четыре родителя стали постоянными гостями наших классных мероприятий («День матери», « Новый год шагает по планете», « Осенний бал» и др..
Основной формой коллективной работы учителя с семьями обучающихся, формирующей родительское мнение являются родительские собрания. Они могут быть:
-организационными;
-текущими или тематическими;
-итоговыми;
- общешкольными и классными
В нашей школе есть проблема - не всегда высокая посещаемость родительских собраний. Родителям на каждом собрании нужно говорить: ваша искренняя заинтересованность в ребёнке - это уже половина успеха. Ведь тот, кто информирован, тот вооружён. А педагоги школы ждут вас, чтобы поделиться своими знаниями и опытом. И еще, пожалуй, самое главное - нам всем следует помнить, что главной целью общения является ребёнок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо! А родители обязаны в это поверить!
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждения темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.
Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (Дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определённый промежуток времени.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, проводятся итоги работы.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.
Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
В нашем классе существует традиция поощрения родителей, дети которых успешно оканчивают четверти и участвуют в жизни класса.(форма-Грамота или Благодарственное письмо). Я думаю, что огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеет такая форма поощрения.
Следующая форма работы с родителями – тематические и индивидуальные консультации – проводятся в основном по инициативе классного руководителя, если он сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не может, а также могут быть привлечены специалисты ОУ ( психолог, социальный педагог).
Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении консультативной работы с семьёй. Её основные положения:
-необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
- В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.
- В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днём.
- Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.
- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации ещё раз, если в этом будет необходимость. Однако следует помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение. Вот формула, которой не плохо бы руководствоваться при общении: «Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, раскрылись все его способности». Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в современной практике работы существует множество различных форм сотрудничества с родителями обучающихся, самыми действенными из которых и активно формирующими родительское мнение являются родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации.
Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому специалист должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление.
ЛИТЕРАТУРА
Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Детская психология. Психическое развитие ребёнка», --- М., 2004г.
Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций», --- М., 2000г.
Н.И. Гутинская «Психологическая готовность к школе», --- М., 2004г.
Серия подписных журналов «Классный руководитель», 2008-2010г.г.