Статья «Использование метода модерации на уроках и внеурочных занятиях»
Статья «Использование метода модерации на уроках и внеурочных занятиях»
В статье идет речь о технологии модерации.Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. В статье рассматриваются возможности технологии, этапы учебного занятия и приводится практическое занятие по данной технологии. Статья представляет собой материалы для мастер-класса - теоретический и практический модули.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование метода модерации на уроках и внеурочных занятиях» »
Учитель – Коршакова Людмила Николаевна
МБОУ «Мезенская СОШ»,
Г. Мезень Архангельской области
Мастер –класс
«Использование метода модерации
на уроках и внеурочных занятиях»
Цель :
Представление технологии модерации как одного из инструментов эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития (в теории и практике)
Задачи:
Знакомство с термином.
Изучение возможностей данной технологии.
Применение данной технологии на практике.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Цели применения модерации:
эффективное управление классом в процессе урока,
максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс (участие должно стать заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов.)
Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Этапы урока:
Инициация (начало урока) Эта фаза знакомства: учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета в целях активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы.
Вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися) Основная задача для учителя - заинтересовать ученика данной темой, сообщение цели занятия..
Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию работы.
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
Проработка содержания темы(групповая работа учащихся)
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом.
Эмоциональная разрядка (разминки)
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации обеспечивается организацией следующих ключевых процессов.
1.эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса.
Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Для этого необходимо сформировать малые группы. А от этого во многом будет зависеть качество образовательного процесса. 2 - упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса.
Эффективное взаимодействие невозможно без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. (Это обмен информацией, знаниями, ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении).
Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова.
3 - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация).
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса.
В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть учеников предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим требуется попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что – то самим. Подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
4 - мотивация всех участников образовательного процесса.
Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей учащихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.
Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем –то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для учеников целей.
Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в свое же обучение и в обучение своих товарищей придает привычным процессам совсем иной, мотивационный, характер. 5 - мониторинг образовательного процесса. 6 - рефлексия педагога и обучающихся.
Рефлексия - осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования. 7 - анализ деятельности участников и оценка результатов.
Применяя активные методы подведения итогов можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты занятия, но и выяснить эмоциональное самочувствие учеников. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения занятия, отношение учащихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.
Эффекты от четкого целеполагания и учета потребностей учащихся:
Образовательный процесс становится понятным и желанным для детей.
Цели образования становятся целями обучающихся,
Приобретается значительный мотивационный потенциал,
Обеспечивается высокая познавательная активность и самостоятельность.
Эффекты от самостоятельности в процессе обучения:
Формирование ответственности за результаты своей учебной деятельности
Развитие у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах
Эффекты от мотивации:
Стимулирование познавательной активности и творческого процесса,
Раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.
Позволяет долго сохранять работоспособность и хорошее настроение как у учащихся, так и у педагога
Эффекты от обучения в сотрудничестве:
Обеспечивается приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях
Эффект от рефлексии:
Учащийся достигает необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения,
Лучшее понимание своих потребностей и возможностей.
Вырабатываются адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей
Эффекты от анализа и оценки:
Учитель получает четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся
Эффекты от применения технологии:
Эффективное управление процессами обучения, воспитания и развития.
Образовательный процесс делается более контролируемым, устойчивым
Позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке
Позволяет педагогу получать запланированные результаты.
Возрастает доверие к учителю, повышается его авторитет и уважение у обучающихся.
Обеспечивается полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков
Целенаправленно и методично осуществляется воспитание, развитие и социализация личности учащегося.
Некоторые выводы:
Чем больше приемов в арсенале учителя, тем он более свободен на уроке. В зависимости от класса, контингента, настроения, погоды. Приемами можно пользоваться в любом порядке и сочетании.
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ
внеклассного мероприятия на основе технологии модерации
Предмет, по которому проводится урок
Внеклассное мероприятие («Пасха»)
Класс
5-11
Этап
Время, продолжительность этапа
Активный метод обучения (прием, способ, техника)
Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
Инициация
2 минуты
Упражнение «Приветствие»
Цель: создание доброжелательной атмосферы и симпатии.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! – Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера.
Группы: все участники.
Вхождение или погружение в тему
1 минута
Цель: развивать умения учащихся конструктивно взаимодействовать в группе в процессе обучения, содействовать сплочению группы.
Группы: все участники.
Проведение: участникам предлагается выбрать яйцо.(можно в виде цветных картинок). После того как все участники их выбрали, учитель предлагает объединиться в группы, у кого пасхальные яйца совпадают по цвету. В результате образуется несколько групп.
Формирование ожиданий учеников
3 минуты
Ассоциативная цепочка
Учащиеся в группах составляют ассоциативную цепочку к слову «Яйцо», высказывают свои предположения о теме урока.
Работа участников 1,2,3 группы -подготовить ответ по предложенной инструкции.
Инструкция
Прочитать предложенные тексты.
Оценить их с точки зрения информативности, доступности, полезности.
Выбрать текст , наиболее понравившийся всей группе. Обосновать свой выбор.
Оформить страничку на доске
Подготовить выступление на тему : « Рекомендуем -…»
4 группа
Просмотрите предложенные притчи
Обсудите, какая из них вам больше всех понравилась.
Чем именно понравилась? ( Своей лаконичностью, подтекстовой информацией, воспитательным эффектом?)
Кому полезно было бы ее прочитать?
Составьте кластер по данной притче.
Подготовьте чтение выбранной притчи по ролям.
Эмоциональная разрядка (разминка) –
1 минута
Игра «Летим на юг»
Разминка.
Задание поможет учащимся отдохнуть и разрядиться, и поиграть в следующую игру.
-Мы работали и устали, давайте быстренько съездим отдохнуть. Вот представьте: мы бежим по «пляжу» (и все участники должны бежать), мы «купаемся» в теплом море, мы «играем в футбол», мы прыгаем и, наконец, «улетаем» домой. Участники передвигаются по кабинету. Игра проходит эмоционально и весело.
Проработка содержания темы
15 минут
Выступления групп
Участники возвращаются в свои группы.
Выступление каждой группы по предложенной теме
Подведение итогов
3 минуты
Рефлексия
Цель: подвести итоги занятия и дать каждому возможность высказаться.