kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Образование – право каждого человека,                

имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

                                                                                                                Кофи Аннан. 1998

                 Если мы сейчас не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере в состоянии сделать мир местом, безопасным для мног7ообразия.

                                                                                                         Джон Фицджералъд Кеннеди

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения" »

Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения

Образование – право каждого человека,

имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

                                                                                            Кофи Аннан. 1998

Если мы сейчас не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере в состоянии сделать мир местом, безопасным для мног7ообразия.

Джон Фицджералъд Кеннеди


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.

 Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка , чем-то отличающегося от принятой нормы. Крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства.


«Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в учении,

так и в жизни, социальном становлении, развитии»                          

              Г.Ф. Кумарина

Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с особыми образовательными потребностями учиться вместе с обычными детьми - в школе, детском саду, вузе.

Суть такого образования в том, что дети-инвалиды ходят не в специализированные учебные учреждения, а в обыкновенную школу, и не в специальный класс, а в обычный.

Инклюзивное образование - это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Инклюзия в образовании включает в себя:

  • Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

  • Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

  • Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников;

  • Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

  • Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

  • Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ;

  • Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;

  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Предполагаемые результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

  • Существуют процедуры оценки эффективности

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Недискриминация – один из основных принципов, относящихся к инклюзивному образованию.

Общее закрепление принципа доступности образования для детей с ограниченными возможностями, однако, не является достаточной гарантией обеспечения обучения ребенка в обычной группе (классе) вместе с другими детьми во всех случаях. Данное положение должно быть подкреплено экономически и организационно-педагогически. Только тогда возможно реальное включение ребенка с особыми образовательными нуждами (имеющего, например, особенности слуха, зрения или речи) в обычные условия.


Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

В существующей образовательной системе помощь детям с проблемами сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную "работу над дефектом", в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию.

Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Применительно к детям это означает следующее:

  • Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви, принятии и стимулирующей развитие обстановке.

  • Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.

  • Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей—способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.

  • Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование

Принципы «нормализации» условий развития детей со специальными образовательными потребностями, сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов

Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

Впоследствии, идеи Л.С. Выготского реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.


Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

 Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо.

 Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:

обучение в обычных классах общеобразовательной школы;

обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;

обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;

полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.

Преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями, так и детей без подобных ограничений условно можно разбить на следующие подгруппы (на практике неразделимые друг с другом);

преимущества социального характера

•        развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

•        обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

•        развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

•        исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей »;

преимущества педагогического характера

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);


Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей


Принцип организации обучения

Инклюзия – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей,  все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

 Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.


Цель :

принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

 возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

Современные технологии в инклюзивном образовании

  • Речевые и познавательные игры

  • Благоприятный психологический климат

  • Использование иллюстративных, аудио- видеоматериалов,ТСО

Индивидуальные программы обучения

Психолого- педагогическая диагностика

планирование

Формы и методы обучения

Индивидуальный учебный план

Индивидуальная программа

Выбор предметов, занятий самим учеником

Рациональная организация урока

Оригинальная методика каждого учителя

Дифференцированная помощь

Интегрированное преподавание

 «Возвращение по программе»

Наглядные и тактильные пособия

Выполнение заданий письменно или наоборот

Атмосфера «безопасности»

Не бывает чужих детей, не бывает беды чужой!...

В нашем обществе работа по организации инклюзивного обучения только начинается. Дети с особыми образовательными потребностями находятся почти в каждом образовательном учреждении .

Создание действующей модели инклюзивных школ поможет педагогической общественности реализовать несколько направлений оптимизации коррекционно - развивающего направления в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

обучение педагогов образовательных школ методам работы в рамках адаптивного, итегрированного и инклюзивного образования;

активизация взаимодействия родителей со специалистами и оптимизация внутрисемейных отношений;

-        обеспечение возможности обучения в коллективе сверстников, детям с особыми образовательными потребностями и тем самым, снижение количества социально дезадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что успех организации инклюзивного образования всецело зависит от гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Принципы инклюзивного обучения

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

  • Каждый человек способен чувствовать и думать

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

  • Все люди нуждаются друг в друге

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

И так выводы:

  • организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;

  • применение различных видов помощи при обучении;

  • коррекционно-развивающие занятия с психологом;

Для воспитателя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в группе. Важно понимать, что в основе этой культуры лежат следующие принципы:

каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;

у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению;

все дети обучаемы;

в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.

В заключение:

– Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем  получить нужные результаты

– Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения

– Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.

Изменение отношения к обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах это важнейший шаг в процессе развития инклюзивного образования, так как важнейшей задачей инклюзивного образования является полноценное развитие детей-инвалидов наравне со своими сверстниками.

Воспитывать в себе толерантность  


    «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность  своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и  стать полноценным его членом»                                                           Дэвид Бланкет











Учитель-логопед: Третьякова Н.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
статья "Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения"

Автор: Исатаева Алмагуль Канапьяновна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Реализации принципа коммуникации на уроках предметно-практического обучения. "
    ["seo_title"] => string(88) "riealizatsii-printsipa-kommunikatsii-na-urokakh-priedmietno-praktichieskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203385"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429467833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии."
    ["seo_title"] => string(146) "sotsializatsiia-i-rasshirieniie-vozmozhnostiei-dietiei-s-ovz-sriedstvami-kruzhkovoi-raboty-tieatral-no-kontsiertnoi-dieiatiel-nosti-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "257516"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448351626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства