статья "Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения"
Статья "Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения"
Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Если мы сейчас не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере в состоянии сделать мир местом, безопасным для мног7ообразия.
Джон Фицджералъд Кеннеди
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения" »
Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения
Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Если мы сейчас не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере в состоянии сделать мир местом, безопасным для мног7ообразия.
Джон Фицджералъд Кеннеди
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.
Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка , чем-то отличающегося от принятой нормы. Крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства.
«Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в учении,
так и в жизни, социальном становлении, развитии»
Г.Ф. Кумарина
Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с особыми образовательными потребностями учиться вместе с обычными детьми - в школе, детском саду, вузе.
Суть такого образования в том, что дети-инвалиды ходят не в специализированные учебные учреждения, а в обыкновенную школу, и не в специальный класс, а в обычный.
Инклюзивное образование - это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Инклюзия в образовании включает в себя:
Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников;
Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ;
Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;
Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
Предполагаемые результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
Существуют процедуры оценки эффективности
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Недискриминация – один из основных принципов, относящихся к инклюзивному образованию.
Общее закрепление принципа доступности образования для детей с ограниченными возможностями, однако, не является достаточной гарантией обеспечения обучения ребенка в обычной группе (классе) вместе с другими детьми во всех случаях. Данное положение должно быть подкреплено экономически и организационно-педагогически. Только тогда возможно реальное включение ребенка с особыми образовательными нуждами (имеющего, например, особенности слуха, зрения или речи) в обычные условия.
Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:
дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;
В существующей образовательной системе помощь детям с проблемами сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную "работу над дефектом", в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию.
Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее:
Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви, принятии и стимулирующей развитие обстановке.
Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей—способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование
Принципы «нормализации» условий развития детей со специальными образовательными потребностями, сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Впоследствии, идеи Л.С. Выготского реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;
Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;
Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо.
Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;
Ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:
обучение в обычных классах общеобразовательной школы;
обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;
обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;
полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.
Преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями, так и детей без подобных ограничений условно можно разбить на следующие подгруппы (на практике неразделимые друг с другом);
преимущества социального характера
• развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
• обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
• развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
преимущества психологического характера
• исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
преимущества медицинского характера
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей »;
преимущества педагогического характера
рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей
Принцип организации обучения
Инклюзия – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Цель :
принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
Современные технологии в инклюзивном образовании
Речевые и познавательные игры
Благоприятный психологический климат
Использование иллюстративных, аудио- видеоматериалов,ТСО
Индивидуальные программы обучения
Психолого- педагогическая диагностика
планирование
Формы и методы обучения
Индивидуальный учебный план
Индивидуальная программа
Выбор предметов, занятий самим учеником
Рациональная организация урока
Оригинальная методика каждого учителя
Дифференцированная помощь
Интегрированное преподавание
«Возвращение по программе»
Наглядные и тактильные пособия
Выполнение заданий письменно или наоборот
Атмосфера «безопасности»
Не бывает чужих детей, не бывает беды чужой!...
В нашем обществе работа по организации инклюзивного обучения только начинается. Дети с особыми образовательными потребностями находятся почти в каждом образовательном учреждении .
Создание действующей модели инклюзивных школ поможет педагогической общественности реализовать несколько направлений оптимизации коррекционно - развивающего направления в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:
обучение педагогов образовательных школ методам работы в рамках адаптивного, итегрированного и инклюзивного образования;
активизация взаимодействия родителей со специалистами и оптимизация внутрисемейных отношений;
- обеспечение возможности обучения в коллективе сверстников, детям с особыми образовательными потребностями и тем самым, снижение количества социально дезадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что успех организации инклюзивного образования всецело зависит от гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
Принципы инклюзивного обучения
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
И так выводы:
организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;
применение различных видов помощи при обучении;
коррекционно-развивающие занятия с психологом;
Для воспитателя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в группе. Важно понимать, что в основе этой культуры лежат следующие принципы:
каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;
у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению;
все дети обучаемы;
в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.
В заключение:
– Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты
– Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения
– Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.
Изменение отношения к обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах это важнейший шаг в процессе развития инклюзивного образования, так как важнейшей задачей инклюзивного образования является полноценное развитие детей-инвалидов наравне со своими сверстниками.
Воспитывать в себе толерантность
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет