Статья на тему: «Нравственное воспитание во внеклассной работе»
Статья на тему: «Нравственное воспитание во внеклассной работе»
Данная статья посвящена проблемам нравственного воспитания молодежи в условиях нестабильности современного общества. Особенно актуально использование ее во внеклассной работе. Классные руководители, кураторы могут определить для себя проблемы воспитания нравственных качеств у учащихся, цели формирования духовных ценностей. Также познакомятся с методами исследования для измерения духовно-нравственной воспитанности учащихся и факторами эффективности нравственного воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Нравственное воспитание во внеклассной работе» »
ГорбуноваЛ.Д.
КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж» Восточно -Казахстанского областного акимата
Тема «Нравственное воспитание во внеклассной работе»
На современном этапе общественного развития нравственность выступает одним из факторов, определяющих поведение человека, его отношение к обществу, включает в себя внутреннюю потребность личности к осуществлению нравственных действий и поступков, выступает в качестве важного условия полноценного развития человека. Теодор Рузвельт писал: «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Развитие личности прекращается, когда начинают доминировать негативные моральные качества эгоистической направленности, и ускоряется, когда личность направляется на альтруизм, предпочтительно в своих поступках именно духовным аспектам.Аристотель считал, что «нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках»
Духовно-нравственное воспитание только и может состоять в том, чтобы человек научился слушать свою совесть и подчиняться ей. Понятие совести определяется так: «понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом. Сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков» Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой 1995 формулирует короче и иначе: «Чувство моральной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Проблемы, с которыми сталкиваются родители, классные руководители, учащиеся:
Отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
ухудшение морально-нравственной среды;
уменьшение объемов культурной работы с учащимися;
ухудшение физического развития молодого поколения;
наличие огромного количества негатива в интернете и СМИ.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если классный руководитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов. Он посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Во внеклассной работе удовлетворяются насущные потребности учащихся в общении, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников, создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Для становления таких качеств как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Внутрисемейные отношения, отражают нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в колледже.
К важным источникам нравственного опыта молодежи относится искусство – приобщение к живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Искусство расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, формирует нравственные качества, способствует накоплению опыта сопереживания. Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.
В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние. Патриотизм; гражданственность; свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие; толерантность, стремление к миру; к сотрудничеству. знаниям; ценность семьи; творчество и труд; вера и искусство, духовность являются важными духовными ценностями.
Цели формирования высших духовных ценностей:
гуманные отношения между учащимися
чувство долга, ответственности за свое поведение;
трудолюбие и потребность в труде;
бережливое отношение к природе;
культура общения;
ориентация на гармоничную семейную жизнь;
самопознание и самовоспитание.
Методы исследования для измерения духовно-нравственной воспитанности учащихся:
- экспертная оценка преподавателей, родителей, товарищей по студенческой группе;
- самооценка доминантных качеств;
– тестирование;
- фиксация и оценка поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);
- письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, (сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека);
- методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д.
Система нравственного воспитания группы учащихся:
деятельность (учебная, общественно полезная) и отношения между учащимися в коллективе, отношения с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;
соотношение форм деятельности и просвещения на разных этапах;
включение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности детей.
Факторы эффективности нравственного воспитания:
создание в колледже психологического климата уважения нравственных норм и правил человеческого общежития
Критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности:
наличие у молодого человека научного мировоззрения;
наличие чувства внутренней свободы у учащихся - гармонии со своим внутренним миром, природой и социумом;
стремление к самореализации;
успешность образовательной деятельности;
адекватность самооценки. Качество знаний учащихся:
В качестве критерия нравственного воспитания во внеклассной работе выступают: убежденность в необходимости выполнения норм морали, формирование моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Анализируя работу классного руководителя группы второго курса , специальности «учет и аудит по отраслям», могу заметить, что из 28 учащихся 17 человек из неполных семей, четверо живут самостоятельно от родителей, 76% % учащихся из семей рабочих, 24% - из семей служащих.одна - из многодетной семьи. В течение первого полугодия 2014-2015 учебного года в группу прибыло 6 учащихся: 2 человека переведены из другого колледжа. В течение года по разным причинам выбыло семь человек. В группе 61% учащихся из неблагополучных семей: не имеют одного из родителей, как правило, отцов, живут с отчимами, где отношения не всегда ладятся, либо родители пьющие.
В начале учебного года познакомила учащихся с новшеством - создании института классных руководителей. Это вызвало бурю эмоций, некоторого неприятия в течение в первых двух месяцев шла притирка друг к другу и в плане изменения состава группы. Девушки, поступившие на базе 11 классов, внесли свежую струю во взаимоотношениях. Они с первых дней проявили себя активно: принимали участие во всех проводимых мероприятиях, активно участвовали в обсуждениях всех вопросов, связанных с жизнью группы. Постепенно в различные мероприятия стали вовлекаться и другие девушки.
На протяжении всего периода веду индивидуальные беседы или беседы с небольшими группами студентов, т.к. они более доверительные. Именно здесь удается их «разговорить» и узнать их интересы и предпочтения. К тому же, не каждый захочет при всех услышать про себя нелицеприятные вещи.
С целью определения уровня нравственного развития проводила исследования.
Уровень общительности:
53% учащихся имеют низкий уровень,
27% -средний,
18% -.высокий.
Уровень духовно-нравственного развития личности учащихся группы:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
учащиеся
25%
70%
5%
родители
0
70%
30%
преподаватели
5%
80%
15%
средний показатель
15%
75%
10%
Средние показатели по шкале оценок уровня нравственного развития:
14% учащихся имеют средний уровень
24% - чуть выше среднего
14% - выше среднего
38% - высокий уровень нравственности
14% - очень высокий
Среди учащихся наблюдается тенденция заниженной самооценки, неуверенность в себе, некоторая обидчивость за то, что их не замечают. Они отмечают у себя довольно высокий уровень агрессивности, раздражительности, грубости, конфликтности, хотя внешне это не всегда проявляется. Значит, в особой ситуации они могут контролировать свои действия и проявлять терпимость, ответственность, спокойствие, доброжелательность. Проблема заключается в том, что этим учащимся уделяется недостаточное внимание. В дальнейшем постараюсь давать больше индивидуальных заданий по подготовке внеклассных мероприятий.
Если в начале учебного года учащиеся очень неохотно посещали классные часы, то сейчас их отношение в основном изменилось, спрашивают, когда будет классный час, особенно по подведению итогов, где объявляются благодарность за разные дела: учебу, посещаемость, участие в общественной жизни. В течение учебного года провожу мониторинг посещаемости занятий.
Показатели уровня посещаемости занятий в течение семестра:
сентябрь 2014г
октябрь 2014 года
ноябрь 2014года
3 семестр
% посещаемости
77%
79%
85%
88%
пропуски по у/п
10%
15%
6%
7,6%
прогулы
13%
6%
9%
4,4%
В настоящее время большинство учащихся пропускает занятия по уважительным причинам, предупреждая заранее (на основе заявления или справки). Это для группы уже большое достижение. К сожалению, некоторые студентки продолжают прогуливать. С ними ведется усиленная индивидуальная работа, проводятся постоянные встречи с родителями. Часть студентов входят в группу
риска.
Уровень духовно-нравственного развития личности учащихся:
Мероприятия классного руководителя:
общие собрания группы: Организационные, промежуточные, итоговые;
классные часы: тематические, этического и нравственного характера;
участие в мероприятиях колледжа посвящение в студенты, подготовка к конкурсу песен;
проведение праздников: «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год», «Масленица»;
индивидуальные беседы с учащимися и родителями;
родительские собрания.
Особое место занимают праздники, проводимые в группе, которые помогают учащимся раскрепоститься, получить удовольствие, радость. Не педагог, не родители не воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к их поведению, а также к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому очень важно культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельного опытного присвоения принятых и выработанных им ценностей. В ходе работы решались проблемы: довольно низкий уровень общительности, нежелание принимать участие в делах группы, низкая самооценка; наличие негативных качеств личности: равнодушия, лживости, конфликтности, безответственности. Вместе с тем необходимо отметить и положительные качества: доброжелательность спокойствие отзывчивость честность терпимость ответственность
сочувствие.
Таким образом, воспитательная работа в группе только тогда принесет плоды, когда каждый ее участник почувствует свою нужность, а классный руководитель и педагогический коллектив должны помочь ему в этом.
Литература
Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).
Аннотация
Данная статья посвящена проблемам нравственного воспитания молодежи в условиях нестабильности современного общества. Особенно актуально использование ее во внеклассной работе. Классные руководители, кураторы могут определить для себя проблемы воспитания нравственных качеств у учащихся, цели формирования духовных ценностей. Также познакомятся с методами исследования для измерения духовно-нравственной воспитанности учащихся и факторами эффективности нравственного воспитания.