Статья на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Социальный заказ общества на современном этапе ставит перед школой задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной.
«Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 30 учеников?» Чтобы решить эту проблему, я думаю необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей учащихся.
Чтобы развить у ребенка его задатки и склонности, при этом достичь высоких результатов, чтобы из одаренных детей в будущем получить одаренных взрослых, необходима каждодневная, планомерная работа в этом направлении.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет сегодня развивать одаренность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ »
МБУ ГИМЦ города Ставрополя
Всероссийская научно-практическая конференция
«Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения»
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях школьного обучения.
ТЕЗИСЫ:
Социальный заказ общества на современном этапе ставит перед школой задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной.
«Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 30 учеников?» Чтобы решить эту проблему, я думаю необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей учащихся.
Чтобы развить у ребенка его задатки и склонности, при этом достичь высоких результатов, чтобы из одаренных детей в будущем получить одаренных взрослых, необходима каждодневная, планомерная работа в этом направлении.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет сегодня развивать одаренность учащихся.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний.
Система работы с одаренными детьми в начальной школе:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности
(олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Только одаренный учитель способен разглядеть и развить одаренного ученика.
Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современной школы должна строиться следующим образом:
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников.
Поощрение одаренных детей.
Работа с родителями одаренных детей.
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и дать плоды» – вот над чем работает сейчас современная начальная школа.
Новый закон «Об образовании в РФ» направлен на гармоничное развитие личности, на создание благоприятной среды для развития каждого ребёнка. Особенно остро сегодня стоит вопрос работы с одаренными учащимися в условиях школьного обучения. Как перестроить систему обучения, которая позволила бы ребенку с повышенным уровнем интеллектуального развития свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальной личности? Социальный заказ общества на современном этапе ставит перед школой задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной.
Современное обучение в наших школах ориентировано на среднего ученика. Конечно, в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Ведь ученику с повышенным уровнем интеллектуального развития всё достается легко. Там, где способному ребенку необходимо трудиться и усваивать навыки, для одаренного ребенка достичь результата не составляет труда. Вопрос, который актуален сегодня в современной школе, - «Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 30 учеников?» Часто дети в классе имеют разный уровень способностей в различных областях деятельности. У одних – способности в области математики, другие сильны в гуманитарных дисциплинах, третьи показывают дарования в спорте, четвертые – лидеры в коммуникативном общении. При этом учащиеся имеют еще и личностные различия, и индивидуальные способности. Учителю сложно работать с каждым, поэтому он и работает, учитывая особенности среднего ученика.
Чтобы решить эту проблему, я думаю необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей учащихся. Например, можно разбить класс на группы по уровню подготовки и для каждой предлагать разные по уровню сложности задания. Другой вариант может заключаться в том, чтобы проблемы слабого ученика решались в совместной работе с сильным учеником. При этом слабый лучше усвоит материал, а одаренный ребенок разовьет умение взаимодействовать с детьми. Но такая дифференцированная работа не должна носить случайный характер, и вестись от случая к случаю. Чтобы развить у ребенка его задатки и склонности, при этом достичь высоких результатов, чтобы из одаренных детей в будущем получить одаренных взрослых, необходима каждодневная, планомерная работа в этом направлении.
А начинать нужно с начальной школы. Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок оказался одаренным, способным, добился многого в жизни. Для этого родители помогают ребенку найти студию, кружок, секцию, где будут развиваться детские таланты. Но не только родители заботятся о талантах своих детей. Учителя, сталкиваясь с разнообразием индивидуальных проявлений своих учеников, не устают удивляться количеству их талантов и способностей. Работать с одаренными детьми трудно и интересно одновременно. Поскольку каждый ребенок индивидуален, то и в работе с одаренными детьми нужны новые индивидуальные методы работы.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет сегодня развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Система работы с одаренными детьми в нашей гимназии включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности
(олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Работу с одарёнными учащимися я начинаю с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками провожу во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же мне помогают исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.
На втором этапе моя урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная моя задача, как учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый ученик может проявить свои способности.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в нашей школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формирует новые знания и приобретает новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах. Я успешно использую их на своих уроках.
Индивидуальное развитие одарённости представлено в нашей школе совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям. Так, учащиеся моего класса с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских: «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт», «Я - исследователь».
Конференции – это конкурсы творческих работ школьников, которые могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных исследований. Предпочтение при этом всегда отдается исследовательским работам. Как показывает опыт проведения мероприятий для одарённых детей, в них всегда выявляются особенно выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать, делать выводы.
Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий.
Для каждого ребёнка в нашем классе созданы детские портфолио – анализ особых достижений ученика, результативного участия в конкурсах, как отражение роста успешности личности.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей.
Я считаю, что каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему. В связи с этим хочу подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о разностороннем развитии всех учащихся. Думаю, что только одаренный учитель способен разглядеть и развить одаренного ученика. Одаренные педагоги – люди редкие.
Одаренный учитель должен быть:
• Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
• Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
• Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
• Стимулировать познавательные способности учащихся;
• Принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
• Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
• Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
В современной школе должны работать высокие профессионалы своего дела, тогда проблема развития одаренных детей будет решаема.
Итак, система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современной школы должна строиться следующим образом:
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; — включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы; — формирование и развитие сети дополнительного образования; — организация научно-исследовательской деятельности; — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; — контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ; — Стенд «Лучшие ученики школы»; — Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; — Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; — Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность учителя по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и дать плоды» – вот над чем работает сейчас современная начальная школа.
Литература
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.