Мною бы написана статья песочная терапия после работы с детьми с ограниченными возможностями. На у рокая я заменила песок на манку,работали на подносах. Дети на занятиях раслаблялись. В качестве игрушек использовали мелкие игрушки из под киндора. Благодаря песочной терапии удалось выявить проблемы детей. У детей с деагнозом ЗПР утихли проявления агрессии. Родители были заинтересованны.Окозали потдржку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья песочня теропия »
МАОУ «СОШ№38»
Учитель ИЗО
Чистопольцева А.В
«Арт-терапия»
Использование песочной теропия
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).
Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) из Техники Мира был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью образом арт-терапия(рисование на писке) дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Песочная терапия -один из психотерапевтических развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Специалисты рассматривают песочную терапию в качестве эффективного метода помощи ребёнку:
-адаптации к любым серьёзным изменениям в жизни, таким как поезд, смена коллектива, рождения сестры или брата;
- при переживании любых травмирующих ситуаций, таких как утрата, развод родителей;
-в гармонизации внутреннего эмоционального состояния, например, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности;
- в обретении уверенности в себе и более устойчивой самооценки.
Арт- терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лкчшему пониманию их потребностей педагогами.В последние годы в педагогической практике оброзовательных учереждений все более активно применяются метод терапии искусством.Широко используются в работе с детьми и взрослыми песочная терапия.
Задачи учителя в работе с школьниками заключается в следующем.:
-помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;
-развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам;
-сохранить познавательные интересы;
-преодолеть негативные представления о собственной личности.
Я использовала песочную терапию так как благодаря ей :
Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.
Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок.
В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых при работе с песком мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Мною была использована песочная терапия в условиях детского сада с детьми 4 года жизни. При занятиях песочной терапии у детей развивалась мелкая моторика рук, выражали свое состояние в игре с песком.
Литература:
Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2010. - №4. - С. 56 - 59.
Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С.26 – 29
Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /
Кондратьева С. Ю. // Дошкольная педагогика. - 2010. - №3. - С. 39-41.
Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №6. - С. 41 - 43.
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.