Просмотр содержимого документа
«Статья" Формы организации волонтёрской деятельности"»
Формы организации деятельности волонтёров.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России в
последние десятилетия, привели к необходимости возрождения ценностных
ориентиров общества. В связи с этим особую актуальность приобретает волонтерское движение, как общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на улучшение социальной ситуации и позитивные общественные преобразования.
Мотивы для занятия волонтёрской деятельностью могут быть самыми разными: убеждения нравственного характера; потребность в активности, общении, реализации собственных способностей, общественном признании; желание привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды, повысить экологическую грамотность населения. Добровольцы жертвуют своим свободным временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы заботиться о других и хотят повысит качество жизни в своём сообществе.
В подростковом возрасте ведущими позициями являются общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому в этом возрасте важно дать возможность реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых. Это период, когда подросток ищет свое место среди сверстников, а под влиянием группы происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка сложившихся ценностей.
Именно в коллективе единомышленников подростки более склонны к оказанию безвозмездной помощи, чем поодиночке.
Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Многие даже понятия не имеют о том, что есть такие социальные проблемы, которые можно решать просто человеческим сочувствием.
Поэтому в нашей школе одним из направлений работы детско-подростковой организации «Ровесники» является волонтерское движение, где каждый может узнать, кто больше всего нуждается в его помощи, где его ждут и надеются на поддержку.
Несмотря на то, что волонтёрами можно считать ребят достигших 13-го возраста, мы решили стать исключением и начали свою работу как только впервые ребёнок перешагнул школьный порог, с первых дней его школьной жизни.
В нашей школе организованы и из года в год реализуются различные формы деятельности волонтёрского движения. Хочется поделиться сегодня своим опытом и рассказать вам о том, как мы участвуем в жизни не только своей родной школы, но и своего села.
Волонтёрское движение получило название «Родничок», какое же чистое, быстрое, неугомонное, стремительное, как вода в источнике. Кроме традиционных видов взаимопомощи, в школе реализуются и другие формы гражданского участия. Юные волонтёры спешат помочь таким категориям граждан, как престарелые люди, малообеспеченные семьи, беспризорные дети, люди и дети с ограниченными возможностями здоровья, не остаются равнодушными к односельчанам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
С большим энтузиазмом ребята работают на благоустройстве дворов и улиц родного села, принимают участие в общественно - полезной деятельности школы, организуя рейды по уборке школьной территории; занимаются шефской деятельностью – помогают младшим школьникам, ребятам из групп продлённого дня, организуют временный досуг детей; участвуют в различных спортивных, досуговых и оздоровительных мероприятиях; занимаются созданием и распространением печатных материалов и фото сюжетов в местной районной газете «Знамя советов»; пропагандируют здоровый образ жизни, организуют агитационные выступления; ухаживают за памятниками воинам, погибших в ВОВ и локальных войнах.
Уже много лет успешно функционирует система самоуправления в школе. Еженедельно на заседаниях рабочих групп по различным направлениям деятельности, от досуговой до экологической, ребята принимают самые важные, актуальные и животрепещущие решения. А 5 октября, в Международный день Учителя, школьники берут бразды правления в свои руки: на один день, встав на место директора школы, завуча и учителей. И это стало уже доброй, многолетней традицией. Со всей ответственностью и серьёзностью, с неподдельным интересом и большим желанием подходят ребята к подготовке этого мероприятия.
Чтобы к переходу в среднее звено дети понимали суть волонтерской деятельности и были готовы к ней сами, без какой-либо существенной поддержки со стороны взрослых, продумывали и организовывали все свои мероприятия, мы начинаем работу с первого год обучения.
На объединении «Создаём проект», первоклассники принялись за первое в их школьной жизни экологически-значимое дело. Наблюдая за птицами, ребята выявили наиболее полюбившиеся места, сконструировали кормушки для птах и разместили их там. Понимание того, как страшна бескормица зимой для птиц и как человек может помочь пернатым, первоклассники организовали настоящую птичью столовую! Ребята следят за тем, чтобы в кормушках всегда был корм, приносят из дома хлебные крошки, крупу и кусочки сала, наблюдают за поведением крылатых друзей, делятся между собой впечатлениями.
С этого всё только началось! С листовкой «Покорми птиц зимой!» ребята с руководителем объединения Юрковой Евгенией Витальевной обратились к жителям своего родного села, желая привлечь как можно больше неравнодушных односельчан. Свой добрый опыт младшие школьники передали ребятам детского сада, представив своё выступление в форме агитбригады. С призывом помочь птицам пережить лютую зиму, дать приют беззащитным птахам, обратились юные волонтёры к дошкольникам. Яркое выступление, красочные шапочки птиц, сувениры, сделанные своими руками, сыграли важную роль в осмыслении необходимости включиться в акцию.
Совсем скоро придёт весна, и ребята в своём школьном дворике будут встречать уже перелётных птиц. А для этого нужно смастерить скворечники. Смело наши волонтёры берутся и за это дело! На помощь приходят родители младших школьников. Стартовала новая акция «Мы вас ждём, товарищ птица!». Раз, два и новые домики для птах готовы! Светит тёплое весеннее солнце, тает снег, жильцы справили новоселье, щебечут весело птенцы.
А ребят ждёт следующее дело – навести порядок не только в «своём доме», но и за его пределами, очистить территорию от весеннего мусора. Участвуем в акции «Начни с дома своего».
Наше село стоит на высоком берегу Оби, со смотровой площадки открывается чудесный вид, куда приходят полюбоваться красотами природы каждый житель села. И содержать мы её обязаны в чистоте! Экологический десант готов к работе. В руках вёдра, пакеты для мусора, перчатки, грабли, мётлы - и берег чистый! Традиционная акция «Чистый берег» в этом году завершилась установкой стенда с призывом «Природа – наш дом, и мы в нём живём!», на который откликнулись многие односельчане. С чувством выполненного долга юные волонтёры берутся за новое дело.
В школу привезли саженцы фруктовых деревьев. Ученики 1-го класса вместе с классным руководителем и родителями с радостью взяли под опеку десятки молодых, неокрепших плодовых культур. Уход за садом требуется круглый год: ребята рыхлят землю, поливают, удобряют деревья, наблюдают за тем, как они пережили зиму, изучают соответствующую литературу, делятся опытом с ребятами из других школ. Вот уже третий год растёт на радость сад, появляются первые цветы, продолжается работа над проектом "Расту я - растёт яблонька моя».
Гражданско-патриотическое воспитание школьников формируется через такие чувства как гуманность, доброта, милосердие, сострадание, сопереживание. Эти чувства рождаются в труде, в заботах о людях. Под девизом «Не жди помощи - помогай сам, не жди добра - делай его сам!» учащиеся среднего и старшего звеньев 1 октября, в день пожилого человека, встречают в стенах своей школы ветеранов педагогического труда. Теплыми словами, букетами цветов, яркими номерами художественной самодеятельности, празднично накрытым столом сопровождается встреча поколений. Ветераны с нетерпением ждут очередной встречи, с удовольствием откликаются на приглашения ребят.
Забота и внимание престарелым людям требуются постоянно. Акция «Ветеран живёт рядом» действует в течение всего года. Осенью – наколоть и сложить дрова, помочь убрать овощи с огорода, приготовить двор к зиме; зимой – очистить ограду от снега, убрать в доме; весной – вскопать огород, убрать зимний мусор – за всё это с энтузиазмом берутся учащиеся нашей школы.
Конечно, ветеран нуждается в поддержке, но порой тёплый, душевный разговор для него значит гораздо больше, чем физическая помощь. Поэтому ребята, в канун празднования дня Победы, с тёплыми словами поздравления, с открытками, сделанными своими руками, отправляются к подшефным ветеранам. Как правило, такие встречи наполнены воспоминаниями о суровых буднях войны, о потерянных товарищах, о тягостях и лишениях и, конечно, о счастливой победе. С неподдельным интересом задают ребята волнующие их вопросы, а тому, кто прошёл тропы войны - есть, что рассказать.
В нашей школе уже много лет организована работа военно-патриотического объединения «Живая память». Волонтёры этого движения следят за памятными местами села. Ребята ведут свою почётную работу у Знака памяти революционерам, казненным на этом месте белогвардейцами. Очищают территорию от снега – зимой, от мусора и листвы – весной и осенью, подметают дорожки. Вокруг памятного места посадили рябины, ухаживают за ними, сделали для них ограждения. А коллективный поход на лыжах, как ребята его называют «Снежный десант», стал традиционным мероприятием.
Кроме этого, юные волонтёры в течение всего года ухаживают за территорией памятника воинам локальных войн. Чувство долга, патриотизма, гордости, любви к своей Родине, уважения к страницам прошлого – формируется в сознании ребят, а это так значимо в наши непростые дни.
В заключение, можно сделать вывод, что волонтёрство – это интересное, почётное, творческое, необходимое занятие. Коллективное дело, на благо своей школы и села, бескорыстное желание дарить добро, проявлять заботу о ближнем, достижение единой цели – сплачивает ребят и воспитывает в них чувство ответственности, взаимопомощи, товарищества; формирует в подростковой среде установки на активную жизненную позицию, навыков социально-значимого поведения.