Статья "КАК РАЗВИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У ШКОЛЬНИКОВ"
Статья "КАК РАЗВИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У ШКОЛЬНИКОВ"
Формировать и развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо со школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, но и как социальная проблемы.
Актуальность данной проблемы в том, что в современном российском обществе в настоящее время дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "КАК РАЗВИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У ШКОЛЬНИКОВ"»
КАК РАЗВИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У ШКОЛЬНИКОВ
Мартынова Т.Г
Салфетова Н.А
«Без чтения нет настоящего образования, - говорил своему сыну А. И. Герцен, - нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания». И даже очень хороший пересказ не заменит самого художественного текста. Но читают современные дети, и не только они, с каждым днем все меньше и меньше. Несомненно, что формирование читательского интереса школьников, их читательской культуры ложится на плечи прежде всего самого учителя.
Данные различных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в очень раннем возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге положительным, активным или отрицательно пассивным. Тем более в наши дни, когда школа смещает акценты с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Формировать и развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо со школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, но и как социальная проблемы.
Актуальность данной проблемы в том, что в современном российском обществе в настоящее время дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Значит, нашей целью должно стать выявление и изучение существующих проблем современного детского чтения и предложение возможных путей их решения. Так как развить читательский интерес у школьников?
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? И как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.
А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь плохо развита. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет понять задачу по математике, овладеть материалом по курсу других предметов на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой - либо теме для слабо читающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей!
Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - главная задача учителя. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.
Термин «интерес» в переводе с латинского языка обозначает «иметь значение».
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление чувств и ума самого читателя. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Вопрос развития читательских интересов всегда волновал нас, учителей и библиотекарей. Но работа по развитию читательского интереса часто ведется бессистемно. Актуальность и необходимость работы по развитию читательских интересов обусловлена требованиями ФГОС.
Ощутимые результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит само собой, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.
Одним из направлений работы учителя заключается в создании условий для развития читательского интереса школьников. Книга воспитывает, развивает, дает сил, помогает жить. Потребность человека в чтении — одна из важнейших духовных потребностей.
Мир чтения и читательский мир неисчерпаемы. Без помощи со стороны взрослых ребёнку трудно стать хорошим читателем, поэтому и была разработана и реализована программа«Путешествие в книжное царство, библиографическое государство»для учащихся 5 классов
Обоснование разработки программы
XXI век – век информации. Телевидение, радио, Интернет – эти средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И, кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Но всё ещё невозможно себе представить современного человека, не читающего книги. Книга жива и будет жить ещё долго.
Влияние книги на человека огромно. Она помогает учиться, расширяет кругозор, лечит душу, обогащает жизненный опыт, воспитывает вкус, формирует взгляды, характер. В этом её чудесная сила.
Книга – это не только текст, в ней важно всё: оформление, иллюстрации, переплёт. Она единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры. Многие столетия прошли, прежде чем книга обрела такой внешний вид, к которому мы привыкли, и, кажется, так было всегда.
За свою долгую историю книга изменилась, но осталась не только источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно общаться с ними, хорошо знать историю их жизни. Этому нужно учиться. Данная программа поможет юным читателям приобрести необходимые знания, и тогда книга станет для них верным и надёжным другом на всю жизнь.
Цель программы: формирование у младших подростков навыков и умений в использовании библиотечных ресурсов.
Задачи программы:
Ориентировать читателей в книжном пространстве
Привить интерес к книге, справочно–библиографическому аппарату, библиотеке
Формировать навыки и умения работы с книгой
Акцентировать внимание читателей к тесту, к слову, к описанию, к деталям
Показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства
Формы и методы работы:
Книжные выставки
Экскурс в историю книги
Познавательная беседа
Библиографическое путешествие
Час информации с элементами игры
Занятия с практическими заданиями
Экскурсия в виртуальное пространство
Взаимодействие с организациями и учреждениями:
Успешное выполнение программы предполагает привлечение к сотрудничеству МБОУ СОШ № 85
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на год.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Появление повышенного интереса к библиотеке, её ресурсам
Увеличение посещения библиотеки
Возрастание числа читателей, которые самостоятельно смогут
«Путешествие в книжное царство, библиографическое государство» (для учащихся 5 классов)
Название мероприятия
Форма
мероприятия
Сроки реализации
Чудо, имя которому – книга
книжная
выставка-презентация
январь
На заре книгопечатания
экскурс в историю книги
февраль
Знаменитые просветители
познавательная беседа
март
У книжек свои секреты
практическое занятие
апрель
«Золотой ключ» в библиотеке
библиографическое путешествие
май
Познакомься с нами, друг, и узнаешь всё вокруг
книжная выставка
август
Твои верные помощники в учёбе
час информации с элементами игры
сентябрь
Библиокомп
экскурсия в виртуальное пространство
октябрь
Прочти и запиши
практическое занятие
ноябрь
Лоцманы библиографических морей
турнир знатоков библиографии
декабрь
Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом. По данной программе прошли обучение учащиеся 5 класса МБОУ СОШ № 85.
Полученные знания у школьников должны быть базовыми, крепкими, поэтому больше внимания уделялось практическим занятиям, чтобы знания стали навыками, вошли в привычку. После проведения любого библиотечного занятия теоретическая часть обязательно закреплялась практической. Для этого применялись разнообразные формы с элементами игры.
Важна была при проведении занятий и наглядность, так как наглядно-иллюстративное восприятие информации лучше усваивается детьми. В начале работы по программе учащиеся познакомились с историей книги.
Затем школьники получили более широкие знания о структуре книги (предисловии, аннотации, послесловии и т.д.); о справочно – библиографическом аппарате библиотеки. Учащиеся познакомились не только с традиционным каталогом, но и с электронным. Особое внимание уделялось обучению быстрому поиску информации по справочной литературе.
Также у школьников были сформированы навыки не только быстрого поиска информации, но и приёмы самостоятельной работы с книгой: конспектирование, реферирование.
Закончилась программа турниром знатоков библиографии «Лоцманы библиографических морей». Школьники показали свои навыки и умения пользования библиотечными ресурсами, приобретёнными в ходе реализации программы. И как результат - течение двух лет класс награждался Дипломом «Самый читающий класс» МБУК «Центральная городская библиотека».
В заключение хочется сказать, что, наверное, пора снова вспомнить легко запоминающиеся, афористичные рекламные призывы советской эпохи, созданные для ликвидации неграмотности: «Если книг читать не будешь- скоро грамоту забудешь», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», «Книгу - в массы!» И повторять это нашим детям, родителям, самим себе.
Примечания
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов школьников. - М., 2008. с. 18
2. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.
3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
4. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
5. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
6. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.