Отношения между педагогом и студентом должны прежде всего строится на основе сотрудничества, уважения. Можно мастерски владеть современными методами и приемами обучения, но при этом общего языка со студентом не находить. Прежде всего, это зависит от личности педагога. Современное образование ощущает потребность в новом типе отношений между педагогом и студентом, характеризующихся открытостью, доверием, дружелюбием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Об этике педагога"»
Взаимоотношение обучающего и обучаемого, педагога и студента всегда являлись важнейшей стороной образования и воспитания. В нашей стране система образования переживает переломный момент, когда изменяется и содержание образования, и место, и модели, и взаимоотношения между «преподавателем – студентом».
Отношения между педагогом и студентом должны прежде всего строится на основе сотрудничества, уважения. Можно мастерски владеть современными методами и приемами обучения, но при этом общего языка со студентом не находить. Прежде всего, это зависит от личности педагога. Современное образование ощущает потребность в новом типе отношений между педагогом и студентом, характеризующихся открытостью, доверием, дружелюбием.
Человек может простить многое, только не то, что может ущемить его достоинство. Например, сомнение в его умственных способностях. А потому не следует выражать сомнение в умственных способностях и одаренности студентов, иначе включаются механизмы психологической защиты. К сожалению, некоторые педагоги грешат этим. Они пытаются подчеркнуть свое интеллектуальное превосходство. Если студент пытается доказать, отстоять свою точку зрения, которая идет в разрез с точкой зрения преподавателя, то чаще всего это вызывает раздражение у педагога. Один педагог включается в эту полемику и остальным студентам становится скучно, другие педагоги пытаются прекратить, оборвать этот разговор. Педагог в данном случае должен обратиться с предложением к студенту доказать вою точку зрения приводя веские аргументы. При этом, остальные студенты активно должны включаться в дискуссию. В случае если педагог чувствует, что собеседник не прав, не стоит уличать его в неправоте. Лучше сказать, например, «Вот эта ситуация мне не совсем понятна, объясните…». Если педагог действительно ошибся, то это позволит ему безболезненно выйти из сложившейся ситуации, поскольку сомнений в правоте студента педагог практически не высказывал. А если, педагог прав, то необходимо конкретизировать свои знания, пояснить их. Лучше человека прямо вообще не критиковать. Дело в том, что у каждого, помимо всех прочих, есть механизмы защиты самооценки. Как утверждают специалисты, эта самооценка имеет тенденцию стабильности. Любое вмешательство в эталонные ряды, отражающие собственное представление о себе, блокируется.
В поведение педагога нет мелочей, ему не прощаются ни какая слабость случайного характера, плохое настроение, повышенная раздражительность. Преподаватель должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждения воспитуемого, уметь переубеждать и терпеливо разъяснять им их ошибки.
Педагогическое общение зависит, прежде всего, от уровня общей культуры педагога и студента. Культура преподавателя выражается в воспитанности, педагогической такте, которой выражается глубоком уважение к ученику, умение учитывать индивидуальные особенности его, поставить его на место, воспитывать на положительных примерах. Приводя примеры, преподаватель стремиться активизировать деятельность студента. Всегда ли получается? Педагог ставит в примерт успехи в учебе одного студента другому. Казалось бы все правильно. К сожалению, выходом из данной ситуации является отнюдь не изменение отношения к учебе отстающего ученика. Ведь даже тогда, когда первая реакция человека вроде бы такая, как и ожидается, его активность будет иметь смысл лишь в том случае, когда образец не только реально достижим, но и положительно воспринят.
Человеку гораздо проще не пытаться самому подняться до уровня другого, а опустить до своего уровня.
Известно, как относятся в учебных заведениях, особенно в школах, к отличникам. В большинстве случаев особой любовью в группах сверстников они не пользуются. Не имея возможности поставить под сомнение их способности в учебе, в них находят множество других недостатков. В повести Стругацких «Стажеры» один из героев рассуждает: «У порядочного человека всегда должна быть этакая дыра в способностях, лучше даже несколько, и тогда он будет по-настоящему принят. Тогда ты точно знаешь, что он не перл какой-нибудь…»
Следовательно, преподавателю всегда необходимо соблюдать: нельзя противопоставлять того, кого хвалят, другим людям. Лучше всего сравнивать человека не с другим, а с самим собой, его реальное поведение и реальные достижения 0его же собственными. И если не следует показывать превосходство одних над другими, то уж тем более очевидно, как пагубна демонстрация своего личного превосходства. Наверное, лучше привести слова Ларошфуко: «Если вы хотите иметь врагов, старайтесь превзойти своих друзей, но если вы хотите иметь друзей, дайте вашим друзьям возможности превзойти вас». Число людей, способных воспринимать успех других как нечто вполне естественное и радостное, весьма невелико.
Интеллигентность, профессионализм, образованность, педагогический такт, отзывчивость – вот те качества, которыми должен обладать педагог. Все это производные от развитого ума и сердца. Наделенный умом, интеллигентностью, особым профессиональным взглядом педагог видит в каждом студенте то лучшее, что в нем есть. Если не видит этого, педагогу в учебном заведении просто нечего делать. Только там, где царят творческий труд, взаимное доверие, преподавателю легко работать, а студенту радостно жить.