Статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями"
Статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями"
Представлена статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями" из опыт работы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями"»
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня,
1 квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4»,
город Магнитогорск,
Челябинская область, 2017
Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями
Защита исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями является завершающим периодом исследовательской работы в целом и требует большой подготовки со стороны педагога – коррекционника.
У детей с особыми образовательными потребностями на недостаточном уровне сформированы речевые навыки, умения выстраивать логическую последовательность выстраивать и формулировать собственные мысли, умения выделять основные и главные моменты в монологе, умения заинтересовать слушателей и привлечь внимание к своему выступлению. Поэтому основной задачей педагога является подготовка и обучение детей основам ораторского искусства. Эффективным способом реализации этой задачи в моей практике подготовки учащихся к защите исследовательской работы явилось проведение практико - ориентированных занятий, содержащих разнообразные приёмы, упражнения на развитие умения логически рассуждать, умения выделять главное в содержании публичного выступления. Мною предварительно составлен тематический план занятий на отработку вышеперечисленных умений и навыков у учащихся 4 класса с задержкой психического развития:
Тема занятия
Цель занятия
Форма проведения
«Искусство говорить или о том, как стать оратором»
Познакомить учащихся с понятием «риторика», «ораторская речь»
Беседа - практикум
«Что такое правильная речь?»
Познакомить детей с признаками правильной речи
Занятие - практикум
«Составные части публичного выступления»
Познакомить учащихся с композицией публичного выступления
Ознакомительное занятия с элементами практикума
«Учимся наблюдать и рассказывать»
Познакомить с приёмами наблюдений и составления рассказа
Занятие - практикум
«Учимся определять стиль речи»
Познакомить детей со стилями речи, научить определять стиль речевого высказывания
Занятие - практикум
«Учимся выделять основную мысль в тексте»
Учить детей выделять главную мысль текста
Занятие - практикум
«Интонация речи говорящего»
Познакомить детей с понятием интонация, учить правильному произношению
Ознакомительное занятия с элементами практикума
«Учимся устанавливать причину и следствие»
Учить детей устанавливать причинно – следственные связи
Занятие - практикум
«Выразительность речи»
Разъяснить понятие выразительность речи.
Ознакомительное занятия с элементами практикума
«Как правильно сформулировать вопрос?»
Обучить приёмам постановки и формулировки вопросов
Ознакомительное занятия с элементами практикума
Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с артикуляционной гимнастики. Можно детям предложить следующие упражнения:
«Открываем рот». Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».
«Улыбаемся». В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.
«Вытягиваем губы». Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».
В процессе организации и проведения основной части вышеупомянутых занятий целесообразно использовать следующие приёмы и упражнения:
Упражнение «Объясни слово». Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик. При этом нужно начать определение этого слово, а ребёнок должен его закончить. Например:
Дерево – растение, которое…
Нос – орган, который…
Одуванчик – цветок, у которого…и так далее.
Упражнение «Придумай рифму к слову». Взять любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.
Например:
Гроза – роса
Курица – зажмуриться и так далее.
Упражнение «Найди пропавший предмет». Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвращается, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней участвуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — подсказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы и попытаться отгадать убранный предмет.
К примеру:
-На какое животное похож этот предмет?
-На хомяка
-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?
-Его можно брать с собой куда захочешь!
-Это пенал?
-Да! Молодец.
Упражнение «Найди отличия». Детям предлагается объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.
Например:
Вы: Чем отличается мячик от лимона?
Ребенок: мячик — круглый
Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.
Ребенок: Он желтый!
Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.
Ребенок: Мяч — пустой.
Вы: Не все мячи внутри пустые.
Ребенок: Мяч нельзя скушать.
Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.
Для отработки у детей умения определять идею и выбирать главное предлагаю им следующий алгоритм действий:
Прочитайте текст
О чём говориться в тексте?
Найди предложение, которое содержит основную мысль
Найди слова – опоры и соедини их в одно высказывание
Используя высказывание и слова – опоры сформулируй основную мысль.
После проведение такой подготовительной работы предлагаю детям составить речь к защите исследовательской деятельности в виде доклада. Чтобы учащимся было легче составить речь к защите работы, нацеливаю их на использование шаблона – памятки.
Шаблон – памятка к составлению доклада к защите исследовательской работы
№п/п
Структурные компоненты выступления
Варианты начала выступления в соответствие со структурой
Вступительная часть
1
Приветствие слушателей
«Рада приветствовать Вас, уважаемые члены жюри и участники конференции!»
2
Представление
«Меня зовут______. Я уч-ся ___ класса школы ____»
3
Определение цели выступления к защите
«Позвольте познакомить Вас с исследованием в области_________»
4
Обозначение темы исследования
«Тема моей работы: ____________________»
5
Определение актуальности исследования (обоснование выбора темы исследования)
«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
во-первых, __________________,
во-вторых, ___________________» , либо
«Исследование на избранную тему является актуальной в связи….»
Основная часть выступления
6
Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения (о методах исследования)
«Цель нашего исследования______________
Основные задачи исследования __________
Методы исследования ___________________
7
Краткий обзор материалов по теме, различные подходы и точки зрения авторов источников
«В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников литературы таких как:
1…..
2……
8
Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования
«В ходе исследования были получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:
1.Получены новые знания след.о характера:_...,
2.Выдвинуты новые идеи:____,
4.Определены новые проблемы (задачи)___»
9
Выводы по результатам проведенного исследования
«На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующее выводы:
10
Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования
«Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
Заключительная часть выступления
11
Благодарность людям, которые помогли получить результаты исследования,
благодарность за внимание к выступлению
Спасибо за внимание, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы
ИЛИ
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
12
Организация дискуссии по теме выступления
Уважаемые участники конференции, если у Вас возникли вопросы по теме моего выступления отвечу на них с превеликим удовольствием
13
Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос
Мой ответ…
Ваш вопрос понятен (интересен)…
Правильно ли я понимаю, что задан вопрос…»
14
Благодарность за интерес во время дискуссии и вопросы по теме исследования
«Благодарю за проявленные интерес к моей теме и содержательные вопросы. Всего доброго.»
Опыт показывает, что такой подход к организации защиты исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями обеспечивает эффективность и его результативность на научно- практической конференции.
Источники
Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10.
Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2010.
Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.
Vashgolos7 [Электронный ресурс]. Способствует ли формированию характера риторика для детей? – 16.02. 2016, URL: http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html
Yourspeech.ru [Электронный ресурс]. Риторика и ораторское искусство для детей. - 17.07.2016, URL: http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ritorika-uprazhneniya.html
ИНФОУРОК [Электронный ресурс]. Субеева Л. Х. Рекомендации для школьников по подготовке к защите исследовательских работ. - 21.06.2015, URL: https://infourok.ru/rekomendacii_dlya_shkolnikov_po_podgotovke_k_zaschite_issledovatelskih_rabot-572198.htm