Просмотр содержимого документа
«Статья "Саморазвитие младших школьников, как неотъемлемая часть обучения".»
Саморазвитие младших школьников является неотъемлемой частью обучения. Сегодня все больше времени уделяется именно саморазвитию, поскольку в этот период у детей младшего возраста происходит становление личности и главных жизненных ценностей.
Каждый ребенок индивидуален, и это необходимо учитывать, поскольку эта индивидуальность должна расти, ведь это и есть одна из важных составляющих в саморазвитии.
Саморазвитие младших школьников предусматривает их творческое развитие, поскольку дети младшего возраста являются открытыми, непосредственными и естественными, а это является фундаментом для дальнейшего развития личности, причем, не только в творческом плане, а еще и в личном.
В этот период происходит становление личности, поэтому важно, чтобы педагог смог раскрыть в учениках способность к самовыражению, стремление к познанию себя и окружающего мира.
Диалог служит первым толчком к саморазвитию младших школьников. Диалог развивает в младших школьниках способность к размышлениям, к стремлению отстаивать свое мнение, делиться этим мнениям, тем самым самосовершенствоваться, учиться думать и анализировать.
Это есть важные составляющие в саморазвитии младших школьников, поскольку посредством диалога ребенок начинает понимать жизненные ценности, вступая при этом в диалог с самим собой и борясь со своими мыслями, выбирая то, что действительно правильно.
Саморазвитие младших школьников сильно зависит от учителя, ведь именно учитель должен заинтересовать детей исследовать свой внутренний мир и окружение. Именно учитель способен поставить какую-либо задачу, с помощью которой ученики смогли бы показать себя, тем самым, заинтересовавшись своим миром.
В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития, характеризуется как «изменение», «созидание», «совершенствование», как «развитие его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта».
Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности.
Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается па них.
Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. В связи с этим интересной и перспективной является работа по саморазвитию личности через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.
Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.
Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе.
Характерной особенностьюсовременного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса саморазвития [4 с. 16].
Спонтанность определяется доверием – себе, своим чувствам, своим реакциям, а осознанность – рефлексией, беспристрастностью, равным отношением, полнотой восприятия и отсутствием «фильтров восприятия». Использование техники мпровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения, самовыражения.
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Для детей младшего школьного возраста, активно пытающегося самоопределиться предметно, социально, личностно, становится актуальным выбор того или иноговидадеятельности, который позволяет удовлетворить возникшие потребности в саморазвитии. Но процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, когда цели активизируются процесс саморазвития личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил.
Такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографии, а именно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.
Продуктивность мышления проявляется в склонности к созиданию и интуитивности познания и творчества: творчество как выражение здоровья личности проецируется па весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует ребенок.
Импровизация (от лат. Improvisusнепредвиденный, неожиданный, внезапный) метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий созданиепроизведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя, они образуют органическое единство и осуществляются одновременно.
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, при этом способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса.
Один из сущностных признаков творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены не специализированы». [15 с. 19].
На наш взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть потенциал обучающегося возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личностиканоническимвосприятиемобучения.
Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности, закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.
На текущем этапе развития искусства современная хореография зарождается путём смешения различных танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении XX века, она существует как единое целое танцевальных композиций хореографов и профессиональных театров представления.
В настоящее время в условиях глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. На первый план выступаю вопросы быстрой и гибкойадаптации личности к быстро меняющимся условиям, что характеризуется уровнем саморазвития личности.
В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития; характеризуется как «изменение», «созидание», «совершенствование», как «развитие его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта».
Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности.
Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения. Особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается па них.
Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. В связи с этим интересной и перспективной является работа по саморазвитию личности через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.
Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца – смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.
Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе.
Характерной особенностьюсовременного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его гакже можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса саморазвития.
Спонтанность определяется доверием – себе, своим чувствам, своим реакциям, а осознанность – рефлексией, беспристрастностью, равным отношением, полнотой восприятия и отсутствием «фильтров восприятия». Использование техник импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения, самовыражения.
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Для детей младшего школьного возраста, активно пытающегося самоопределиться предметно, социально, личностно, становится актуальным выбор того или иного вида деятельности, который позволяет удовлетворить возникшие потребности в самопознании. Но процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, когда цели активизируются и интенсифицируется процесс саморазвития личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил.
Такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографией, а именно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.
Продуктивность мышления проявляется в склонности к созиданию и интуитивности познания и творчества: творчество как выражение здоровья личности проецируется па весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует ребенок.
Импровизация (от лат. Improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) – это метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий созданиепроизведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функцийсочинителя и исполнителя они образуют органическое единство и осуществляются одновременно.
Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности, индивидуальности, и этим отличается от «чистой» техники танца. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к личной истории, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле, «соавторами».
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, при этом способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса.
Один из сущностных признаков творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены не специализированы».
На наш взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть потенциал обучающегося возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личностиканоническимвосприятиемобучения.
Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности,закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.
В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития, характеризуется как «изменение», «созидание», «совершенствование», как «развитие его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта».
Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности.
Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается па них.
Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. В связи с этим интересной и перспективной является работа по саморазвитию личности через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.
Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.
Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе.
Характерной особенностьюсовременного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса саморазвития [4 с. 16].
Спонтанность определяется доверием – себе, своим чувствам, своим реакциям, а осознанность – рефлексией, беспристрастностью, равным отношением, полнотой восприятия и отсутствием «фильтров восприятия». Использование техники мпровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения, самовыражения.
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Для детей младшего школьного возраста, активно пытающегося самоопределиться предметно, социально, личностно, становится актуальным выбор того или иноговидадеятельности, который позволяет удовлетворить возникшие потребности в саморазвитии. Но процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, когда цели активизируются процесс саморазвития личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил.
Такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографии, а именно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.
Продуктивность мышления проявляется в склонности к созиданию и интуитивности познания и творчества: творчество как выражение здоровья личности проецируется па весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует ребенок.
Импровизация (от лат. Improvisusнепредвиденный, неожиданный, внезапный) метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий созданиепроизведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя, они образуют органическое единство и осуществляются одновременно.
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, при этом способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса.
Один из сущностных признаков творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены не специализированы». [15 с. 19].
На наш взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть потенциал обучающегося возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личностиканоническимвосприятиемобучения.
Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности, закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.
На текущем этапе развития искусства современная хореография зарождается путём смешения различных танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении XX века, она существует как единое целое танцевальных композиций хореографов и профессиональных театров представления.
В настоящее время в условиях глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. На первый план выступаю вопросы быстрой и гибкойадаптации личности к быстро меняющимся условиям, что характеризуется уровнем саморазвития личности.
В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития; характеризуется как «изменение», «созидание», «совершенствование», как «развитие его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта».
Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности.
Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения. Особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается па них.
Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. В связи с этим интересной и перспективной является работа по саморазвитию личности через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.
Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца – смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.
Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе.
Характерной особенностьюсовременного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его гакже можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса саморазвития.
Спонтанность определяется доверием – себе, своим чувствам, своим реакциям, а осознанность – рефлексией, беспристрастностью, равным отношением, полнотой восприятия и отсутствием «фильтров восприятия». Использование техник импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения, самовыражения.
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Для детей младшего школьного возраста, активно пытающегося самоопределиться предметно, социально, личностно, становится актуальным выбор того или иного вида деятельности, который позволяет удовлетворить возникшие потребности в самопознании. Но процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, когда цели активизируются и интенсифицируется процесс саморазвития личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил.
Такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографией, а именно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.
Продуктивность мышления проявляется в склонности к созиданию и интуитивности познания и творчества: творчество как выражение здоровья личности проецируется па весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует ребенок.
Импровизация (от лат. Improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) – это метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий созданиепроизведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функцийсочинителя и исполнителя они образуют органическое единство и осуществляются одновременно.
Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности, индивидуальности, и этим отличается от «чистой» техники танца. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к личной истории, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле, «соавторами».
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, при этом способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса.
Один из сущностных признаков творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены не специализированы».
На наш взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть потенциал обучающегося возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личностиканоническимвосприятиемобучения.
Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности,закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.