Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание патриотизма на уроках немецкого языка"»
Т.В. Тимофеева
Лукояновский педагогический
колледж им.А.М. Горького
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИАТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
“…одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить…”. Д.С.Лихачёв
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков.
Я же глубоко убеждена, что учебный предмет "Иностранный язык”, как никакой другой, предоставляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гражданственности, гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия. Воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на иностранном языке - это межкультурное взаимодействие.
Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.
Исходя из своего опыта, считаю, что одним из важнейших средств воспитания гражданственности на уроках Иностранного языка является использование технологии диалога культур.
Данная технология способствует формированию у обучающихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры немецкоговорящих стран; воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.
Включая в материал урока национально-региональный компонент, я стремлюсь развить у обучающихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения.
Национально-региональный компонент в процессе обучения немецкому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру.
Очень важно научить обучающихся умению самостоятельно выяснять, узнавать, интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя.
На своих уроках пытаюсь вовлечь обучающихся в различные виды стимулирующей деятельности: чтение текстов с различными учебными стратегиями, обсуждение и интерпретация текста, заполнение сравнительных таблиц (сопоставление с собственной культурой) и т. д., которые ведут к межкультурному сравнению и достигаемое межкультурное общение организуется как двусторонний процесс, как диалог двух культур – иноязычной и национальной.
В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.
На уроках мы изучаем и обсуждаем такие темы, как:
Географическое положение, климат, природные ресурсы немецкоговорящих стран, символика.
Образование и культура.
Традиции и обычаи
Виды спорта.
Выдающиеся люди.
Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующие разделы программы. Основным методом работы с этими материалами является сравнение. Мы работаем с различными сравнительными таблицами, удачными в данном ключе являются приемы технологии критического мышления. Кроме того, оправдывает себя и технология языковых проектов. Стараясь расширить содержание занятий, мы используем различную справочную литературу, публикации газеты. При работе с газетным материалом, на наш взгляд, очень важно правильно выбрать вид речевой деятельности, предварительно сняв языковые трудности, так как уровень предъявляемого текста должен соответствовать уровню знаний учащихся, должен быть посильным и доступным.
Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов– как способдостижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку немецкого языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини- экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений.
На уроках немецкого языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Преподавание немецкого языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами немецкого языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся, способствует формированию толерантности студентов к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века. Таким образом, только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.
ЛИТЕРАТУРА
Вартанов А. В. “ От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур”.\\ Иностранные языки в школе. 2003 г., № 2, стр. 22.
Тубельский А. Н.“ Для чего и как мы учим”.\\ Школьные технологии. 2001 г., № 5, стр. 123.
Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. – 1985, № 4.