kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Воспитание патриотизма на уроках немецкого языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье пойдет речь о воспитании патриатизма средствами немецкого языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание патриотизма на уроках немецкого языка"»

Т.В. Тимофеева

Лукояновский педагогический

колледж им.А.М. Горького

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИАТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

“…одно правило в жизни должно быть у каждого человека, 
в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: 
надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно 
было вспомнить…”. 
Д.С.Лихачёв

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков.

Я же глубоко убеждена, что учебный предмет "Иностранный язык”, как никакой другой, предоставляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гражданственности, гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия. Воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на иностранном языке - это межкультурное взаимодействие.

Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.

Исходя из своего опыта, считаю, что одним из важнейших средств воспитания гражданственности на уроках Иностранного языка является использование технологии диалога культур.

Данная технология способствует формированию у обучающихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры немецкоговорящих стран; воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Включая в материал урока национально-региональный компонент, я стремлюсь развить у обучающихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения.

Национально-региональный компонент в процессе обучения немецкому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру.

Очень важно научить обучающихся умению самостоятельно выяснять, узнавать, интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя.

На своих уроках пытаюсь вовлечь обучающихся в различные виды стимулирующей деятельности: чтение текстов с различными учебными стратегиями, обсуждение и интерпретация текста, заполнение сравнительных таблиц (сопоставление с собственной культурой) и т. д., которые ведут к межкультурному сравнению и достигаемое межкультурное общение организуется как двусторонний процесс, как диалог двух культур – иноязычной и национальной.

В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.

На уроках мы изучаем и обсуждаем такие темы, как:

Географическое положение, климат, природные ресурсы немецкоговорящих стран, символика.

Образование и культура.

Традиции и обычаи

Виды спорта.

Выдающиеся люди.

Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующие разделы программы. Основным методом работы с этими материалами является сравнение. Мы работаем с различными сравнительными таблицами, удачными в данном ключе являются приемы технологии критического мышления. Кроме того, оправдывает себя и технология языковых проектов. Стараясь расширить содержание занятий, мы используем различную справочную литературу, публикации газеты. При работе с газетным материалом, на наш взгляд, очень важно правильно выбрать вид речевой деятельности, предварительно сняв языковые трудности, так как уровень предъявляемого текста должен соответствовать уровню знаний учащихся, должен быть посильным и доступным.

 Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов  как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку немецкого языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини- экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений.

На уроках немецкого языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Преподавание немецкого языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами немецкого языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся, способствует формированию толерантности студентов к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века. Таким образом, только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вартанов А. В. “ От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур”.\\ Иностранные языки в школе. 2003 г., № 2, стр. 22.

  2. Тубельский А. Н. “ Для чего и как мы учим”.\\ Школьные технологии. 2001 г., № 5, стр. 123.

  3. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. – 1985, № 4.











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Воспитание патриотизма на уроках немецкого языка"

Автор: Тимофеева Татьяна Викторовна

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое и гражданское воспитание школьников на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-i-ghrazhdanskoie-vospitaniie-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "238671"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444629769"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Открытый урок по теме "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(34) "otkrytyi-urok-po-tiemie-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "177510"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424672204"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конституционные права и обязанности гражданина РФ"
    ["seo_title"] => string(52) "konstitutsionnye_prava_i_obiazannosti_grazhdanina_rf"
    ["file_id"] => string(6) "497856"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548865401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства