Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Эффективные формы работы с родителями".»
Педсовет. Март. Выступление Смирновой Е.Н.
Эффективные формы работы с родителями.
Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями обучающихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ребёнок.
Ведь семья - это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
демографический (определяется структурой семьи).
Важным условием преемственности развития личности ребенка является установление доверительного делового контакта между семьей и школой
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.
Существуют следующие формы работы с родителями.
Индивидуальные формы;
Групповые формы;
Коллективные формы.
Мне бы хотелось остановиться на групповой форме работы с родителями --- «Тренинг». «Тренинг» Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопросы была наиболее близка к истине. Такая форма взаимодействия хороша тем, что участники получают новые педагогические знания, «пропуская» их через себя. Сейчас я проведу тренинг.
Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций»
Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга.
. Уважаемые родители!
Сегодня, нашу встречу посвятим теме конфликтов и способам их разрешения
«Когда Вам кажется,
что в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».
Наверное, каждый из нас, когда-либо был вовлечен в конфликт или был свидетелем конфликтной ситуации. Конфликты бывают разного рода: служебные, бытовые, межличностные. Какие ассоциации возникают у вас при слове конфликт? (Ответы родителей).
К сожалению, среди многих людей бытует мнение, что конфликт - ссора, скандал, неприятность. А ведь на самом деле это столкновение мнений, сторон, или сил, что с неизбежностью возникает при контактах. Поэтому конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения - улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Если побеждает один, то проигравший инициирует очередной конфликт и постарается победить в нём. И так может продолжаться до бесконечности.
Конфликт показывает, что проблема назрела, и если её разрешить, то конфликт минует. Подобным образом кризис в болезни приводит к выздоровлению, а кризис в развитии – к переходу на новый этап. Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.
Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Участники разбиваются на три команды. На протяжении 5 минут каждая команда придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, учитель ученик, продавец и покупатель), а третий - играет миротворца.
На обсуждение ведущий выносит следующие ситуации:
Упражнение происходит по кругу: одна команда ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация.
"Если бы меня обсчитали в магазине...". Вы неправильно дали мне сдачу. Нет, я дала вам правильно сдачу. Третий Миротворец сглаживает конфликт.
Вы опоздали на урок на 30 минут. Можно войти? Петров, ты почему опоздал? Где ты был?
Вы попросили Катю убраться в доме и вымыть посуду, но придя домой, увидели, что Катя смотрит телевизор и ничего не сделала.
Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их .
Упражнение «Простите»
Цель: Повысить компетентность родителей в области психологии конфликтов.
Методические рекомендации: Отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка.
Содержание:
Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться.
Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного».
Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, — извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I’m sorry», он услышит в ответ: «I’m sorry». Первое «I’m sorry» означает: «Простите, что я задел вас», второе «I’m sorry» — «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета. По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории, стараясь, не задевать друг друга. По определенному сигналу (любые звуки, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Sorry», «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или на любом другом языке в любой другой форме. После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ведущего участники снова перемещаются по аудитории, стараясь, не задевать друг друга.
Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы не выяснять, кто прав, кто виноват, а в том, чтобы продемонстрировать свою вежливость, и варианты ответов: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня» - в данном случае неприемлемы. Поэтому до начала игры можно предупредить участников об этом. Если кто-то из участников считает, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.
Тест «Какую позицию Вы чаще всего занимаете в споре?»
Существует несколько различных стратегий поведения в ситуации спора и конфликта: уход от конфликта, противостояние, компромисс и сотрудничество. Пройдите тест и поймете, какую стратегию чаще всего выбираете Вы и чем это чревато для Вас.
1. Вы с мужем идете в театр. У входа выясняется, что билеты остались дома.
Ваша реакция:
а) Промолчу, хотя очень досадно
б) Постараюсь разобраться, кто в этом виноват (хотя мне это ясно)
в) Предложу что-нибудь взамен, чтобы вечер не пропал зря
г) Постараюсь пустить в ход все свое обаяние, чтобы нас пустили в театр без билета
2. Вы уложили ребенка спать днем и рассчитывали отдохнуть. А муж включил телевизор, и ребенок проснулся. Что вы будете делать?
а) Буду укладывать ребенка снова
б) В отместку выключу телевизор и отберу у мужа пульт
в) Попрошу, чтобы муж теперь сам уложил ребенка
г) Раз уж ребенок проснулся, пусть муж смотрит телевизор вместе с ним, а я отдохну
3. Вы договорились с мужем встретиться, а он сильно опоздал. Вы.
а) Злились, но в итоге смолчали
б) Устроили мужу разнос
в) Пошли погуляли, а когда вернулись, муж томился а ожидании
г) Позвонили мужу на мобильный и, убедившись, что он в пути, заняли себя чтением журнала
4. Муж хочет собаку, а вы — нет. Как вы поступите?
а) Затаите надежду, что он откажется от этой затеи
б) Никаких собак!
в) Купите кошку (она вам тоже не очень нужна, но хлопот меньше)
г) Купите собаку с условием, что он будет заниматься ею сам
5. У мужа украли зарплату, которую вы так ждали! Вы.
а) Обидитесь на мужа: он, конечно, не нарочно, но.
б) Будете досконально и раздраженно расспрашивать его, как такое могло произойти?
в) Урежете свои расходы и откажитесь от запланированных покупок, даже очень нужных
г) Займете денег у друзей
Посмотрите, какие варианты ответов у вас преобладают.
Преобладание ответов «а» — уход от конфликта.
Вы предпочитаете лишний раз промолчать, чем вступить в спор с риском последующего «выяснения отношений». Вы считаете себя необидчивым человеком, но неприятный осадок все же остается. Подумайте, всегда ли нужно жертвовать собой, сглаживая острые углы? Замалчивая проблему, вы лишь отодвигаете ее решение.
Преобладание ответов «б» — противостояние.
В любой конфликтной ситуации вы видите вызов вашему умению отстаивать свою точку зрения. Вы стараетесь до конца придерживаться своей позиции. Но признайтесь: порой вам важнее отвоевать свою правоту, чем найти выход из конфликтной ситуации.
Преобладание ответов «в» — компромисс.
Вы предлагаете всем идти на уступки. Однако это, как правило, не приносит удовлетворенности, а неразрешенные конфликты вспыхивают снова. Компромисс — не единственный способ выхода из конфликта. Попробуйте четко сформулировать свои и чужие потребности и найти хотя бы один вариант, при котором они были бы удовлетворены.
Преобладание ответов «г» — сотрудничество. Обычно вам легко найти общий язык с любым человеком. В конфликте вы стараетесь помнить не только о своих интересах, но и потребностях другой стороны.
Заключение: Раздать листочки с ручками каждому участнику тренинга. Каждый из участников тренинга пишут несколько строк пожелания. Затем записи перемешиваются, а затем каждый выбирает для себя одно из пожеланий.
В конце тренинга каждому участнику раздать по три цветных карандаша: красный, зеленый, черный и бумажные квадратики. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации. Предложить родителям закрасить квадратики.
Да - красный; Сомневаюсь - зеленый; Нет - черный. (Положить квадратики в лоток).
Закончить нашу встречу мне хотелось бы словами Омара Хайяма:
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Давайте подведем итоги нашей встречи.
-Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Способы разрешения конфликтов в семье». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?
Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?
Обсуждение, ответы родителей.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное --- не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
["file_id"] => string(6) "182183"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1425475436"
}
}