Статья на тему: Мотивация учебной деятельности как инструмент решения актуальных проблем современного образования
Статья на тему: Мотивация учебной деятельности как инструмент решения актуальных проблем современного образования
В условиях модернизации и гуманизации системы образования, современный педагог обязан ориентироваться в большом выборе педагогических инновационных технологий, быть в курсе инноваций в образовании, знать примеры научных разработок и внедрения новейших педагогических технологий, использовать в своей работе инновационные идеи отечественного и зарубежного опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Мотивация учебной деятельности как инструмент решения актуальных проблем современного образования»
Мотивация учебной деятельности как инструмент решения актуальных проблем современного образования
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности
Д.И.Менделеев
В условиях модернизации и гуманизации системы образования, современный педагог обязан ориентироваться в большом выборе педагогических инновационных технологий, быть в курсе инноваций в образовании, знать примеры научных разработок и внедрения новейших педагогических технологий, использовать в своей работе инновационные идеи отечественного и зарубежного опыта.
Информационные технологии – это инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание учащимися строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии на уроках и внеурочной деятельности позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.
Уроки с использованием электронных изданий вызывают положительные эмоции, повышают уровень усвоения материала, стимулируют активность и творческое мышление.
Я поставила перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие активизировать познавательный интерес и творческую активность на моих уроках.
Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:
изучить теоретический и методический материал по теме;
исследовать отношение учащихся к техническим средствам обучения;
наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий.
При проведении занятий предлагаю учащимся выполнить задания с использованием программы Publisher для создания информационных листов, в последствии чего создается кейс по данной теме. Часто применяются блицтурниры по отдельным темам и по разделам.
Компьютерные технологии использую при создании презентаций:
Так же в программе Power point с учащимися составляем и заполняем контурные карты, работаем с таблицами и схемами, моделями.
В последнее время очень актуальным стало использование мультимедиа уроков. Компьютерные мультимедийные пособия по географии обеспечивают наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их от учебников на бумажных носителях.
Преимущества мультимедийного урока: - Повышается интерес учащихся к обучению. - Усиливается обучающий эффект. - Увеличивается плотность урока, т.е. более рационально используется время. - Увеличивается объем информации для повторения и закрепления. - Появляется возможность тиражирования урока, использование другими педагогами. - Возможность повторного просмотра урока в индивидуальном варианте.
С помощью данной технологии учащиеся определяют географическую широту и долготу, умеют определять географические координаты, формируется географическая культура, умения с картами, схемами, дополнительными источниками информации.
Часто на уроках применяю игровые технологии, которые активизируют деятельность учащихся, несут развлекательную, коммуникативную и другие функции и вызывают повышенный интерес, элемент соревновательности и самореализации. Это:
«Географический бой» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.
«Географическая эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают глобус или указку следующему для ответа ученику в своем ряду.
«Собери карту» - игра, позволяющая проводить соревнования между группами в классе и одновременно тренировать умение работы с географической номенклатурой.
«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Индия – Ганг, Китай – Хуанхэ, США- Миссури, Бразилия – Амазонка.
«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски.
«Найди географическую ошибку» - учитель составляет подборку географических объектов, у которых неправильно указывает их географическое значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.
«Занимательная география» - кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания.
Столицы – Анаграммы – с помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.
Близкая родственница бочки → ... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры).(Кадка - Дакка.)
Сахарный остров → ... (В Закавказье, на Каспийском море).
(Куба - Баку.)
Музыкальная партия индивидуалиста → ... (в Северной
Европе, VI Зимние Олимпийские игры) (Соло - Осло)
Таким образом, технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.
Литература:
1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. – 2004. – № 3. – С. 78.
2. Бычков А. В. Инновационная культура // Профильная школа. – 2005. – № 6. – С. 83.
3. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 79.