kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме: "Накопительная система оценивания "Портфолио""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит с идеей создания портфолио.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Накопительная система оценивания "Портфолио""»

Накопительная система оценивания (портфолио), динамика индивидуальных образовательных достижений.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, т.е. должна использоваться накопительная система оценок.

Итоговая оценка состоит из двух составляющих: накопленной оценки и оценки за итоговые работы. Основным методом накопительной системы оценки является портфолио.

В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.

Надо сказать, что и учителя, и родители относятся к идее создания портфолио по разному: одни не приняли, другие-с равнодушием, третьи взялись за дело, находя материал в интернете, создавая что-то свое.

А какие я вижу плюсы и минусы в этой идее?

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

  • «Портфолио документов» - портфель сертифицированных образовательных достижений (похвальные грамоты, благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

  • «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах, и др.

  • «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения ребенка к различным видам деятельности.

«Тематический портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса

Принципы формирования портфолио:

  • универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;

  • вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации;

  • технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;

  • востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.


Работая с портфолио, школьник:

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- видеть своё продвижение.

Учитель:

- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;

- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

- делать оценку работы оптимистичной.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио. Продумала оформление индивидуальной папки обучающегося.

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов школьники придумали сами.

Они остановились на следующих разделах:

Давайте познакомимся ( «Кто я и чего хочу», «Моя семья», «Мои увлечения», «Мои друзья») - содержит личностную рефлексию ученика.

  • «Портрет»;

  • «Коллектор»;

  • «Рабочие материалы»;

  • «Достижения».

Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:

  • «Моя анкета»;

  • «Познакомьтесь, это я!»;

  • «Мои размышления»;

  • «Я и мои увлечения».

Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики:

  • «Стол находок»;

  • «Это интересно»;

  • «Творчество моих товарищей».

Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:

  • «Письменные работы»;

  • «Мои суждения»;

  • «Анализ собственных ошибок».

Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны рубрики:

  • «Моя реклама»;

  • «Мои открытия».

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

  • Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

  • Важно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

С помощью портфолио я свободно конструирую и реализую индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.

Если с разделами «Мои достижения», «Мое творчество» все понятно, то как отслеживать результаты формирования предметных умений и навыков. Я разработала несколько вариантов таблиц, куда фиксируем результаты. В моем классе это делают сами дети после моих пояснений.

ТЕСТ



ТВОЕ МНЕНИЕ

Многие другие качества проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в твоей душе, а какое победит – решаешь ты сам.

1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?

___________________________________________________________

2. Каким качеством ты считаешь практичность? Почему?

___________________________________________________________

  1. Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?


Хочу избавиться

Хочу приобрести













Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.




ТВОЕ МНЕНИЕ

1. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни.)

– режим дня;

– тренировка силы воли;

– тренировка памяти;

– занятия в кружках и т. д.;

– развитие логического мышления;

– чтение;

– посещение музеев.

2. Есть ли у тебя увлечения? Считаешь ли ты их серьёзными? Помогают ли они тебе в учёбе, в чём-то другом?



Приложение



ТЕСТ

Допиши незаконченные предложения


1. Мне нравятся люди, которые __________________________

2. Я хочу, чтобы в школе ________________________________

3. После занятий я люблю _______________________________

4. Когда бывает трудно, я _______________________________

5. Я знаю, что моё здоровье _____________________________

6. Друзей у меня _______________________________________

7. Я часто думаю о _____________________________________

8. Дома я _____________________________________________

9. Стать более самостоятельным мне _____________________

10. В будущем я_______________________________________


Прочитай, что получилось. Ещё раз посмотри на себя «со стороны». Может быть, тебе захочется что-то изменить в своём характере, поведении, привычках.

Составь свой ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ и постарайся его выполнять.


В конце учебной четверти, полугодия или года учащийся может презентовать содержание своего портфолио на родительском собрании или классном собрании или на конференции и т.п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья по теме: "Накопительная система оценивания "Портфолио""

Автор: Гритчина Ольга Викторовна

Дата: 03.08.2016

Номер свидетельства: 338508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства