Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Накопительная система оценивания "Портфолио""»
Накопительная система оценивания (портфолио), динамика индивидуальных образовательных достижений.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, т.е. должна использоваться накопительная система оценок.
Итоговая оценка состоит из двух составляющих: накопленной оценки и оценки за итоговые работы. Основным методом накопительной системы оценки является портфолио.
В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Надо сказать, что и учителя, и родители относятся к идее создания портфолио по разному: одни не приняли, другие-с равнодушием, третьи взялись за дело, находя материал в интернете, создавая что-то свое.
— А какие я вижу плюсы и минусы в этой идее?
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных образовательных достижений (похвальные грамоты, благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).
«Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах, и др.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения ребенка к различным видам деятельности.
«Тематический портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса
Принципы формирования портфолио:
универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;
вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации;
технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;
востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.
Работая с портфолио, школьник:
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- видеть своё продвижение.
Учитель:
- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;
- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;
- делать оценку работы оптимистичной.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное
Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержаниеработы с портфолио. Продумала оформление индивидуальной папки обучающегося.
В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов школьники придумали сами.
Они остановились на следующих разделах:
Давайте познакомимся ( «Кто я и чего хочу», «Моя семья», «Мои увлечения», «Мои друзья») - содержит личностную рефлексию ученика.
«Портрет»;
«Коллектор»;
«Рабочие материалы»;
«Достижения».
Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:
«Моя анкета»;
«Познакомьтесь, это я!»;
«Мои размышления»;
«Я и мои увлечения».
Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики:
«Стол находок»;
«Это интересно»;
«Творчество моих товарищей».
Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:
«Письменные работы»;
«Мои суждения»;
«Анализ собственных ошибок».
Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны рубрики:
«Моя реклама»;
«Мои открытия».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Важно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
С помощью портфолио я свободно конструирую и реализую индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.
Если с разделами «Мои достижения», «Мое творчество» все понятно, то как отслеживать результаты формирования предметных умений и навыков. Я разработала несколько вариантов таблиц, куда фиксируем результаты. В моем классе это делают сами дети после моих пояснений.
ТЕСТ
ТВОЕ МНЕНИЕ
Многие другие качества проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в твоей душе, а какое победит – решаешь ты сам.
1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться
Хочу приобрести
Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
ТВОЕ МНЕНИЕ
1. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни.)
– режим дня;
– тренировка силы воли;
– тренировка памяти;
– занятия в кружках и т. д.;
– развитие логического мышления;
– чтение;
– посещение музеев.
2. Есть ли у тебя увлечения? Считаешь ли ты их серьёзными? Помогают ли они тебе в учёбе, в чём-то другом?
Приложение
ТЕСТ
Допиши незаконченные предложения
1. Мне нравятся люди, которые __________________________
2. Я хочу, чтобы в школе ________________________________
3. После занятий я люблю _______________________________
4. Когда бывает трудно, я _______________________________
5. Я знаю, что моё здоровье _____________________________
6. Друзей у меня _______________________________________
7. Я часто думаю о _____________________________________
8. Дома я _____________________________________________
9. Стать более самостоятельным мне _____________________
10. В будущем я_______________________________________
Прочитай, что получилось. Ещё раз посмотри на себя «со стороны». Может быть, тебе захочется что-то изменить в своём характере, поведении, привычках.
Составь свой ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ и постарайся его выполнять.
В конце учебной четверти, полугодия или года учащийся может презентовать содержание своего портфолио на родительском собрании или классном собрании или на конференции и т.п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.