Просмотр содержимого документа
«Структура школьного самоуправления»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхне-Талызинская средняя общеобразовательная школа
Областной конкурс органов ученического самоуправления
Номинация: «Наше будущее»
Автор:
Старшая вожатая
Спичкова Н.В.
2013г.
Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве.
Деятельность школьного коллектива строится и осуществляется в разных направлениях:
- учение; - труд;
- спорт и укрепление здоровья;
- общение;
- туризм и краеведение;
- общественно полезная работа.
Эта многонаправленность значительно расширяет сферу применения детских способностей и помогает скорейшему достижению воспитательных целей.
В течение учебного года школьники всех ступеней обучения — и малыши, и подростки — являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми. Учет возрастных особенностей осуществляется, как правило, лишь в ходе организации и проведения конкретных мероприятий.
На время учебного года школа становится маленьким государством — Школьной страной. В ней существуют три штата — три учебных звена:
-начальные классы — штат «Детвора»;
-средние классы — штат «Фантазия»;
-старшие классы — штат «Ровесник».
Все учащиеся, жители Школьной страны, образуют свои города (классы). Классный руководитель также является равноправным жителем города. Жители придумывают название
своему городу, рисуют герб. В городе выбирается мэр, а также другие представители власти страны и города. Города-классы живут и действуют по законам Школьной страны, изложенным в ее Конституции, и строят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы.
Участвуя в различных учебно-воспитательных мероприятиях, проводимых в школе, и проявляя себя при этом с лучшей стороны, жители получают денежные вознаграждения. Для выдачи денежных средств — «школяриков» — организуются Департамент финансов и Школьный банк. За нарушения Конституции Школьной страны с городов взимается штраф.
В конце учебного года на Празднике чести Школьной страны лучшие города получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший город Школьной страны». А заработанные «школярики» переводятся в настоящие деньги, которые дети могут тратить по своему усмотрению.
Кстати, деньги для обналичивания школьной валюты зарабатывают сами дети и благодаря продаже выращенной сельскохозяйственной продукции на пришкольном участке, общественно полезному труду в мастерских, сбору лекарственных трав, выставок-продаж изделий детского творчества и др.
Такая система поощрения стимулирует активность учащихся, проявление их инициативы и творчества, поскольку от этого зависит «благосостояние» жителей города.
Работа органов детского самоуправления строится на игровой основе. Совет учащихся преобразуется в Школьное правительство, учебный сектор — в Департамент образования, спортивный сектор — в Департамент спорта и т. д. Каждый департамент определяет свою символику и систему работы. .
Участвуя в органах самоуправления, учащиеся приобретают навыки делового общения, учатся управлению людьми, что способствует удовлетворению их потребностей в самоопределении и самовыражении.
Сплочению школьного коллектива помогает не только совместная деятельность школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются взрослые. Члены педагогического коллектива являются руководителями департаментов, образуя Кабинет министров. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, отводя им при этом ведущие роли.
При целенаправленной работе по реализации модели самоуправления «Наше будущее» можно достичь следующих результатов:
- повышения интереса учащихся к школьной жизни;
- улучшения взаимоотношений в школьном коллективе;
- роста количества активистов;
- улучшения психологического климата в коллективе и др.
Общая схема самоуправления
Конгресс Школьной страны
Президент Школьной страны
Школьное правительство
Штатские советники
Штат Ровесник»
Штат «Фантазия»
Штат «Детвора»
Город Космический
Город Цветочный
Город Веселый
Город Улыбка
Город Солнечный
Город Звёздный
Город Мечта
Город Цветочный
Город Радуга
Город Добрый
Город Сказка
Цели и задачи школьного самоуправления
Цель: создание условий для самопознания, самоопределения и самовыражения детей и подростков.
Задачи:
- развитие творческих способностей и повышение активности школьников в учении, труде, общественной работе;
- сплочение школьного коллектива;
- создание условий, способствующих гармонизации межличностных отношений;
- активное включение детей в творческие дела, требующие коллективной деятельности.
Система деятельности органов самоуправления
Высшим органом самоуправления Школьной страны является Конгресс, в состав которого входят все жители страны: учащиеся, педагоги, родители. Конгресс собирается дважды в учебном году для решения крупномасштабных проблем.
Школьное правительство
Задачи:
- решение проблем жизнедеятельности страны;
- разработка КТД жителей страны;
- определение размеров вознаграждений;
- контроль за функционированием органов самоуправления.
С о с т а в: по двое учащихся от 2—11-х классов, Президент ШС, премьер-министр ШС.
Школьное правительство собирается еженедельно по понедельникам в 13 часов для решения всех текущих вопросов.
Кабинет министров
Задачи:
- педагогическое обеспечение сюжетно-ролевой игры;
- руководство работой департаментов;
- выдвижение предложений о награждении жителей.
Состав: учителя, воспитатели, педагог-психолог, вожатая, администрация школы.
Кабинет министров собирается раз в четверть, поэтапно анализирует игру и разрабатывает стратегию ее развития.
Департамент образования
Задачи:
- организация и контроль учебной деятельности жителей;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- проведение познавательных мероприятий, викторин, конкурсов.
Состав: заместитель директора по УВР, по одному учащемуся от 2—11-х классов. Заседания проводятся еженедельно по понедельникам в 13 часов.
Департамент внутренних дел
Задачи:
- организация дежурства по школе;
- профилактика правонарушений;
- работа с детьми, стоящими на внутришкольном учете;
- контроль за посещением учебных занятий и дисциплиной.
Состав: педагог-психолог, по одному представителю от 5—11-х классов.
Заседания проводятся два раза в месяц. (На заседания МВД приглашаются члены родительского комитета школы, участковый полицейский.)
Департамент культуры
Задачи:
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
- организация работы школьного радиоузла;
- выпуск школьной стенгазеты.
Состав: заместитель директора по ВР, вожатая, по двое представителей от 2—11-х классов: «затейники» и «корреспонденты».
Заседания проводятся раз в месяц и по мере необходимости в течение учебного года.
Департамент спорта
Задачи:
- организация и проведение спортивных соревнований в школе и классах;
- проведение работы по профилактике вредных привычек;
- пропаганда туризма и здорового образа жизни.
Состав: учитель физкультуры, по одному представителю от 2—11-х классов.
Заседания проводятся раз в месяц.
Депанртамент финансов
Задачи:
- контроль за накоплениями валюты;
- выпуск денежных единиц и их хранение;
- оформление стенда «Денежные накопления городов». Состав: «бухгалтеры» — по одному учащемуся от 2— 11 -х классов.
Заседания проводятся раз в месяц.
Этапы становления и функционирования модели самоуправления
Подготовительный этап (август — сентябрь)
- Утверждение модели самоуправления решением педсовета.
- Изготовление атрибутов игры.
- Линейка «День знаний в Школьной стране».
- Выборы представителей в органы самоуправления.
- Выборы Президента Школьной страны.
- Подготовка к работе и открытие Школьного банка.
- Презентация Школьной страны.
-Составление Программы развития Школьной страны (план воспитательной работы школы).
Основной этап (октябрь — апрель)
Деятельность по реализации воспитательных задач школы. Выделяются несколько тематических периодов:
- «Мы — горожане»;
- «Мы встречаем Новый год»;
- «Алло, мы ищем таланты!»;
- «Мы живем в стране друзей».
Непременным условием методики функционирования органов самоуправления является соблюдение игровой ситуации при проведении всех мероприятий. Классы всегда называются городами, учителя представляются министрами и т. д.
Игровые ситуации, используемые при реализации модели самоуправления
- Инаугурация Президента Школьной страны.
- Выставка достижений школьного хозяйства.
- Игры Доброй воли.
- Школьный фестиваль «Умелые руки не знают скуки».
- Чемпионат Школьной страны по волейболу.
Заключительный этап (май — июнь)
- Анализ и диагностика игры.
Заключительный этап предполагает коллективный анализ работы органов детского самоуправления с участием учителей, родителей и учащихся. Итоги анализа выносятся на Праздник чести Школьной страны, где самые активные дети награждаются почетными грамотами, а «школярики» переводятся в рубли.