сценарий выступления "Здоровье сберегающие технологии в работе социального педагога"
Сценарий выступления "Здоровье сберегающие технологии в работе социального педагога"
В работе рассмотренны:какое бывает здоровье,признаки индивидуального здоровья,компоненты индивидуального здоровья. Также в работе представленны функции здоровьесберегающих технологий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«сценарий выступления "Здоровье сберегающие технологии в работе социального педагога"»
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье бывает:
Физическое;
Психическое;
Социальное;
Нравственное;
Духовное.
Признаки индивидуального здоровья:
Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
Показатели роста и развития
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
Компоненты индивидуального здоровья:
Соматический;
Физический;
Психический;
Нравственный.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
интегративная: объединяет народный опыт.
Типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Классификация здоровьесберегающих технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
Наличие эмоциональных разрядок:
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Правильная поза ученика во время занятий за столом:
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов
Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
Профессор, доктор медицинских наук Брехман И.И.
“Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
В современном обществе школа, подростковый клуб представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы, подросткового клуба. В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни становятся важнейшими задачами образовательного учреждения. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни. Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Огромная роль в реализации поставленных задач принадлежит социальному педагогу , деятельность которого направлена на внедрение и распространение здорового образа жизни. Работа социального педагога строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. В своей работе использую учебно-воспитательную здоровьесберегающую технологию, направленную на формирование навыков здорового образа жизни. Воплощение данной технологии происходит через участие учеников в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении дней здоровья и т.д. Папки-передвижки, беседы, личный пример, нетрадиционные формы работы с родителями, практические практикумы и другие формы работы – все это способствует пропаганде здорового образа жизни.
Любое мероприятие в школе, клубе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
В настоящее время воспитательная работа школы,клуба опирается на основное направление – сохранение здоровья ребенка в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду.
Профессионально организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, работают секции по различным видам спорта. В школе, клубе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе –педагогами организуются экскурсионные поездки, посещение катка, бассейна, прогулки по городу.