kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из путей формирования граж­данского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. В до­полнительном образовании для этого есть не только все условия. Важно поставить ребенка в позицию, позволяю­щую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведе­ния, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благопо­лучие, но и жизнь, и благополучие других людей, всего народа и государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.»

Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.


автор Прокопенко Надежда Константиновна,

учитель музыки, руководитель вокальной студии «Планета Детства» МОБУ СОШ №3

г. Салехард, ЯНАО.

стаж работы: 32 года,

высшая категория,

специальность: музыкальный воспитатель

дошкольного учреждения, учитель музыки образовательной школы.

 


ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к сво­ему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.


 

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое ме­сто выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнори­рование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспита­ние. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образова­ние» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких обще­человеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.

Подъём в последнее время национального самосознания обусловил со­циальный заказ на такие черты личности, как патрио­тизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и раз­витие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское вос­питание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопо­жертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость раз­вития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходи­мость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирова­ния знаний об истории государства и политического образования.

В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотиче­ского и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами пред­ставителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Черньппевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее, это – разные по содержа­нию понятия, разные по характеристикам качества личности.

Понимая воспитание в широком смысле как процесс интериоризации об­щечеловеческих ценностей, рассмотрим ценности-цели гражданского и патриотического воспитания, определяющие сущность и содержа­ние каждого компонента воспитательного процесса.

В патриотическом воспитании такими целями-ценностями явля­ются понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». По содержанию это – разные понятия, следовательно, граждан­ское и патриотическое воспитание – разные по содержанию процессы, обес­печивающие формирование разных качеств.

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное граж­данское сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обу­славливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин; о по­нимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства.

И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосозна­ние если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.

Патриотическое сознание формируется знание об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передаю­щих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение мента­литета, «дух российской нации», «тайны русской души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: боль­шая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и сим­вол заботы и любви самых близких и дорогих людей.

Безусловно, воспитание это не трансляция суммы знаний: знания, ког­нитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чув­ства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности.

Не только содержание, но и соотношение, и развитие этих компонентов в гражданском и патриотическом воспитании, на мой взгляд, непропорцио­нально: так в гражданском сознании превалирует когнитивный компонент, в патриотическом – эмоционально-чувственный. Если в гражданском воспита­нии одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее на­роду, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие и т.д.

Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, об­щественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан право­го государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом ка­кой-либо общественной организации.

Одним из путей формирования граж­данского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. В до­полнительном образовании для этого есть не только все условия. Важно поставить ребенка в позицию, позволяю­щую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведе­ния, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благопо­лучие, но и жизнь, и благополучие других людей, всего народа и государства.

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции ви­дится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до само­пожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чув­ства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспиты­вать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.

Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему кон­кретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для дру­гих», говоря словами В.А. Сухомлинского.

Любовь к Родине, считал он, начинается с любви к матери. Од­ним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе дополнительного обра­зования много.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фак­тором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно соз­данная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

В заключении хочется подчеркнуть, что воспитание патриотизма и гражданст­венности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравствен­ности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов явля­лась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прокопенко Надежда Константиновна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 200054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП и во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(79) "voienno-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-nvp-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "130299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415876755"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Эссе "Моя педагогическая инициатива""
    ["seo_title"] => string(43) "essie-moia-piedaghoghichieskaia-initsiativa"
    ["file_id"] => string(6) "305106"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457873518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Обмен опытом "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(73) "obmienopytomformirovaniieghrazhdanstviennostiipatriotizmanaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "297805"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства