Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.
Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.
Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. В дополнительном образовании для этого есть не только все условия. Важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей, всего народа и государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.»
Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.
автор Прокопенко Надежда Константиновна,
учитель музыки, руководитель вокальной студии «Планета Детства» МОБУ СОШ №3
г. Салехард, ЯНАО.
стаж работы: 32 года,
высшая категория,
специальность: музыкальный воспитатель
дошкольного учреждения, учитель музыки образовательной школы.
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.
Подъём в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.
Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.
В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.
В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Черньппевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее, это – разные по содержанию понятия, разные по характеристикам качества личности.
Понимая воспитание в широком смысле как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, рассмотрим ценности-цели гражданского и патриотического воспитания, определяющие сущность и содержание каждого компонента воспитательного процесса.
В патриотическом воспитании такими целями-ценностями являются понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». По содержанию это – разные понятия, следовательно, гражданское и патриотическое воспитание – разные по содержанию процессы, обеспечивающие формирование разных качеств.
Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин; о понимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства.
И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.
Патриотическое сознание формируется знание об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение менталитета, «дух российской нации», «тайны русской души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.
Безусловно, воспитание это не трансляция суммы знаний: знания, когнитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности.
Не только содержание, но и соотношение, и развитие этих компонентов в гражданском и патриотическом воспитании, на мой взгляд, непропорционально: так в гражданском сознании превалирует когнитивный компонент, в патриотическом – эмоционально-чувственный. Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее народу, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие и т.д.
Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правого государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом какой-либо общественной организации.
Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. В дополнительном образовании для этого есть не только все условия. Важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей, всего народа и государства.
Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.
Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.
Любовь к Родине, считал он, начинается с любви к матери. Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе дополнительного образования много.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
В заключении хочется подчеркнуть, что воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике