Танцевальный кружок как средство формирования осознания своего «Я» у детей с ОВЗ
Танцевальный кружок как средство формирования осознания своего «Я» у детей с ОВЗ
Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе с детьми ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития у детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Танцевальный кружок как средство формирования осознания своего «Я» у детей с ОВЗ»
Танцевальный кружок как средство формирования осознания своего «Я» у детей с ОВЗ
Современное общество поднялось на ту степень развития, на которой осознаётся ценность личностного начала в человеке. Психологи пришли к выводу, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать самого себя как единое целое отличное от других и выражается в понятии «Я». Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей является движения под музыку.
Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе с детьми ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития у детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма. Занятия танцевального кружка тренируют подвижность нервных процессов и позволяют детям приемлемо реализовать свою энергию- это максимально эффективно и для физического, и для психического совершенствования , что положительно влияет на формирование самосознания, образа «Я». И.Г. Малкина- Пых приводит следующий перечень направлений, который рекомендован для занятий ритмикой и танцами с детьми ОВЗ: --- Работа с опорами (устойчивость); --- Работа с границами( установление границ с окружающим миром,какое значение это имеет для человека); --- Работа с межличностными направлениями( контакты и коммуникация с другими людьми); --- как контролировать себя и других людей; --- Способность справляться с агрессией, неадекватным поведением; --- Работа с образом «Я»; --- Общая работа ( необходимость сдерживать себя из-за установленных правил в обществе); --- Структурная интеграция, преодоление беспорядочности действий и суждений.
В результате участия в ритмодвигательной деятельности, ребёнок не только овладевает разнообразными двигательными навыками и умениями, но и задумывается в смысле своей деятельности. Ритмические движения под музыку дарят человеку здоровье- полноту и естественность жизни, самореализацию, повышают самооценку, способствуют уменьшению локального мышечного напряжения. Занятия танцами тренируют равновесие и дыхание, улучшают подвижность и осанку, учат владеть своим телом, помогают скорректировать фигуру, а так же психологически раскрепощают детей с ОВЗ.
В. М. Бахтерев отметил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормошить заторможенных детей, то есть урегулировать неправильные и лишние движения.
Я являюсь руководителем танцевального кружка с детьми с ОВЗ коррекционной школы. Работа ведется с двумя подгруппами детей: одна младшего школьного возраста, а вторая старшего школьного возраста. В работе с данной категорией детей мною применяются основные положения программы музыкально –ритмического психотренинга А.И.Бурениной ,направленные на развитие внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных процессов, музыкальности, эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации под музыку. С детьми разучиваются различные детские танцы: русские народные, диско- танцы,польки,современные… Все полученные навыки и умения на танцевальном кружке способствуют творческому самовыражению учащихся. Дети с большим удовольствием участвуют в концертной деятельности и могут продемонстрировать свои успехи перед педагогами, одноклассниками и родителями. Так же дети танцевального кружка принимали участие в поселковых мероприятиях в Доме Культуры, в центре « Осень». Учащиеся нашей школы неоднократно выезжали в г. Первоуральск с танцевальными номерами, защищая честь школы на городском фестивале «Мы всё можем», «Город мастеров», где занимали призовые места. Показывали свои умения детям из другой школы в пос. Кузино. Таким образом занятия детей с ОВЗ в танцевальном кружке, положительно влияют на всестороннее развитие личности ребёнка.
Вся проделанная мною работа показывает, что занятия в танцевальном кружке являются эффективной формой формирования осознания собственного «Я» детьми с ограниченными возможностями здоровья.