Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта классного часа по теме: "Государственные символы РФ"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Кононова Лариса Владимировна, I квалификационная категория
Дата: 13.04. 2021г.
Класс: 5 «б»
Целевой блок
Тема
Государственные символы Российской Федерации
Цель
Способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации
Формируемые УУД:
Личностные: -создавать внутреннюю мотивацию к учению;
Регулятивные: -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,
корректировать и оценивать
Познавательные:-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся
-формировать умение выделять главную мысль текста, работать с дополнительным материалом;
Коммуникативные: -формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся смогут понять особенности формирования государственных символов различных государств и РФ в частности;
Личностные:
Метапредметные: Формирование представления учащихся о территории и символах России, о России как
многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям.
Регулятивные:научатся формулировать и отстаивать собственное мнение
Познавательные: закрепят навыки поиска и извлечения нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа
- в теоретической части: рассмотреть понятия: герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;
- в практической части: решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, находить сходства и различия
Тип урока
урок с использованием деятельного метода обучения
Учебно - методический комплекс
Обществознание. 5 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2016.
Организационно - деятельностный блок
Формы работы
Беседа, индивидуальная работа с понятийным аппаратом, индивидуальные и групповые задания; критический анализ текста; деловая игра «Испорченный документ» /рабочий лист/
Основные термины и понятия
герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;
Метапредметные связи
история, русский язык, литература
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные действия
Организационный момент:
1 мин
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о государственных символах России.
Как вы считаете, эта важная тема?
В чем ее важность?
Подготовка учащихся к работе на уроке.
- контроль готовности к уроку;
- обозначение важности темы;
- определение индивидуальных целей и задач;
Формирование навыков самоконтроля, познавательной деятельности
Актуализация знаний (5 мин):
2. Вопросы для беседы:
- Что такое символ?
- Все ли символы одинаковы?
-Приведите примеры символов, которые вы знаете?
- Можно ли одни и те же символы использовать в разных ситуациях?
– Что является символами государства?
– Как выглядят символы нашего государства?
– Какое значение для государства имеют государственные символы? Зачем они нужны?
- Где чаще всего можно встретить государственные символы?
- Давайте вместе сформулируем тему урока
Щадящий опрос:
Устный ответ
Устный ответ
Устный сравнительный анализ, на основе пройденного материала
Формулируют тему: Государственные символы и из значение
Структурирование и систематизация знаний
Развитие навыков индивидуальной работы. Самоконтроль и коррекция
Давайте вместе составим план работы на уроке. О чем нам обязательно надо поговорить?
Вопросы для беседы:
– Что такое геральдика?
- Существовали ли гербы в древних государствах? Что на них изображали?
– Где изображают герб РФ?
- Знакомы ли вы с легендой о Георгии Победоносце?
- Какую информацию передает герб?
– Что такое флаг?
– Что для страны значит флаг?
- Как выглядит флаг Российской Федерации?
- Почему выбраны именно эти цвета? - Какую информацию передает флаг?
– Что такое гимн? Какие чувства вы испытываете, слушая гимн? Когда исполняется гимн?
- Хорошо ли вы знаете слова российского гимна?
- Что означают строчки гимна? Какую информацию он передает?
Составляют план:
Герб и его происхождение
Флаг и его значение
Гимн и особенности текста
Работают с текстом «История герба России»
Смотрят фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»
Работают с текстом «История флага России»
Смотрят фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»
Работают с текстом «История гимна России»
Работают с текстом гимна РФ.
Слушают гимн
Простейший анализ
Умение размышлять, строить предложение, выделять главную мысль
Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач.
Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала.
Рефлексия:3 мин
1. Какие символы РФ вы запомнили?
2. Могут ли символы передавать какую-либо информацию?
3. Что сегодня было самым сложным на уроке?
4. Я бы оценил свою работу на…
Формулируют простые аналитические выводы по теме.
Контроль и самоконтроль знаний и психологической атмосферы урока
Молитва русских- Гимн «Боже царя храни!»
…Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Всё ниспошли!
Перводержавную,
Русь Православную,
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное!
Все ж недостойное
Прочь отжени!..
О, провидение!
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!..
В. А. Жуковский, 1815
Гимн Союза Советских Социалистических Республик («сталинский»)
(сл. С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Г. А. Урекляна), муз. А. В. Александрова)
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев: Славься, Отечество наше
свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
Нас вырастил Сталин – на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Мы армию нашу растили в сраженьях.
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
первое официальное исполнение гимна было по радио в новогоднюю ночь на 1 января 1944 года.
Государственный гимн Российской Федерации (с 2000 года)(сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Из истории российского герба
Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб – специфический исторический источник, изучается дисциплиной геральдикой.
Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и прочее, помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, книгах…
Государственный герб РФ – золотой двуглавый орел в красном поле. Герб – двуглавый орел достался России в наследство от Византии, после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Последняя царевна уже погибшей Византии выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла.
Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства – состоял из двух основных эмблем: всадника, поражающего копьем змея (с конца XIV в.), и двуглавого орла (с конца XV в.), которые помещались на печатях великих московских князей и царей.
В 1882 году утвержден большой российский государственный герб со множеством геральдических деталей, но сохранивший в основе двуглавого орла с московским гербом на груди. После Февральской революции 1917 года Временное правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы.
Принятый в 1918 году первый государственный герб РСФСР содержал изображение серпа и молота в лучах солнца на красном поле. В 1923 году утвержден первый государственный герб СССР – серп и молот на фоне земного шара, в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 30 ноября 1993 года указом президента РФ Б. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.
Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он – символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, к молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.
Вопросы:
Почему герб так часто меняли?
Нужен ли государству герб? Зачем?
История российского флага
Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем.
Знаменные полотнища представляли собой весьма сложные композиции, нередко – настоящие произведения искусства. Полотнища изготавливались из дорогих сортов тканей, расшивались цветными нитями и расписывались красками. Не меньше внимания уделялось древкам, к которым крепились полотнища, и их украшениям. Знамя рассматривалось как нераздельный комплекс: полотнище, древко, украшения древка. Знамя рассматривалось как святыня, то есть вещь, существующая в единственном экземпляре.
Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли. Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича в 1667 году. Для кораблей необходимы были флаги. 9 апреля 1668 года был издан указ об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, составленные из полученных тканей.
Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны с географическими открытиями русских мореплавателей. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше.
Новое большевистское правительство использовало в государственной символике интернациональные символы революционной борьбы. Поэтому не случайно, что флагом молодой советской республики стало красное полотнище, хорошо известное европейским революционерам (красное как символ крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи).
Однако, в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном флаге решен быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться к своей стране.
15 декабря 1990 года было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красного флага.
Вопросы:
Флаг также важен для государства, как герб?
Что означают цвета на флаге?
История российского гимна
Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять).
Главная причина появления государственных гимнов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Гимны звучат во время международных встреч – они обозначают страны, участвующие в этих встречах. Гимн исполняется в новогоднюю ночь и в моменты важнейших государственных церемоний – он сообщает нам, что наступил общий для всей страны праздник или происходит важное для всей страны событие. Гимн раздается в момент награждения участников международных спортивных состязаний – он говорит нам, представители какой страны заняли первое место.
Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке.
Самым известным российским гимном стал гимн под названием «Молитва русских». Слова написал поэт Василий Андреевич Жуковский.
***
Официально «Боже, царя храни!» был отменен 1 марта 1917 года – через 4 дня после отречения от престола последнего российского императора Николая II.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В конце сентября 1943 года появился новый гимн СССР, написанный поэтом С. В. Михалковым на музыку А. В. Александрова. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 года.
***
Новый гимн СССР – гимн, с которым наша страна жила до распада СССР в 1991 году.
После долгих поисков и сомнений выбор был остановлен на произведении Михаила Ивановича Глинки «Патриотическая песнь» М. Глинки. Но петь гимн было нельзя – не было слов.
В 2000 году над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.
Вопросы:
Для чего служит гимн?
Почему гимн на музыку А. Александрова снова стал исполняться?
Какой гимн на ваш взгляд больше восхваляет государство?