Текст пешеходной экскурсии по историческому центру города Ярославля
Текст пешеходной экскурсии по историческому центру города Ярославля
В данной работе приведен примерный текст пешеходной экскурсии по историческому центру столицы "Золотого кольца" - древнему Ярославлю. Продолжительность экскурсии - 2 академических часа. Количество материала дано с избытком, чтобы можно было составить текст собственной экскурсии в зависимости от целевой аудитории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст пешеходной экскурсии по историческому центру города Ярославля»
Текст обзорной пешеходной экскурсии по городу Ярославлю
Ярославль - первый на Волге город-крепость. Он много пережил за свою почти 1000-летнюю историю.
Ярославцы поддерживали московских князей в борьбе за объединение русских земель. В знаменитой битве с монголо-татарами на Куликовом поле ярославская дружина храбро сражалась под стягом московского князя Дмитрия Донского. В годы смутного времени ярославские воины вместе с нижегородским ополчением Минина и Пожарского освободили Москву от поляков. В Отечественную войну 1812 года «Ярославская военная сила» участвовала в изгнании полчищ Наполеона из пределов России. Ярославская земля дала России крупных государственных деятелей и военачальников. Здесь родились князь Александр Невский, флотоводец Ушаков, маршалы Василий Константинович Блюхер и Федор Иванович Толбухин, генерал Павел Иванович Батов. Первой женщиной – космонавтом стала В.В. Терешкова.
Наш город – один из крупнейших музейных центров России. Ярославский край внес выдающийся вклад в развитие русской культуры. Ярославские храмы и фрески являются гордостью древнерусского зодчества и живописи. Некоторые из них имеют мировое значение. В нашем городе обнаружено «Слово о полку Игореве», издан первый в России провинциальный журнал, создан первый русский национальный общедоступный театр.
Некрасов и Суриков, Ляпунов и Собинов, Ушинский и Богданович, и ещё много-много имен. Ярославцам есть чем гордиться и чьи традиции приумножать.
В настоящее время Ярославль является одним из крупнейших центров химической промышленности и машиностроения России. В городе действует более 15 000 предприятий и организаций.
Ярославль расположен по берегам двух рек – Волги и Которосли. Площадь города в настоящее время составляет 200 квадратных километров. Население – около 600 тыс. человек. В городе 6 административных районов. Мы находимся в центральном Кировском р-не. Он включает в себя исторический центр города. Здесь размещаются т.ж. областные и городские учреждения, театры, концертные залы, музеи. В этом районе расположена большая часть исторических и архитектурных памятников. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Есть и современные здания.
Туристы, прибывшие в город речным транспортом, видят, как здание речного вокзала органично вписано в панораму исторической застройки древнего города. Сейчас это один из крупных вокзалов на Волге. Его объемы являются естественным продолжением бульвара и набережной. Вокзал состоит из двух зданий. Ко второму зданию примыкает стройная башня с часами и надстройкой, напоминающей мачту корабля. Эта оригинальная вертикаль объединяет весь комплекс объектов вокзала и как бы перекликается со стройными силуэтами старинных церквей. За этот комплекс авторский коллектив архитекторов под руководством Садовского удостоен Государственной премии РСФСР.
Напротив, через Волгу расположен Заволжский р-н. Он вырос из Тверицкой слободы. В 14 веке ярославский князь Василий участвовал в походе московского князя Дмитрия Донского против тверского князя Михаила. Князь Михаил добивался великокняжеского престола. Во время похода было взято в плен много тверских воинов. Часть их перешла к ярославскому князю. Поселились они за Волгой. Так возникла слобода Тверицы. Жители слободы занимались рыбной ловлей. Даже поставляли рыбу к княжескому столу. В 17 веке Тверицкая слобода вошла в городскую черту. В настоящее время на месте слободы раскинулся обширный Заволжский р-н. Он активно застраивается. Это видно по панораме Заволжья. Отсюда хорошо видны дымящиеся трубы это Ляпинская электростанция. Она построена по плану ГОЭЛРО в 20-х годах прошлого века.
Связь с Заволжским р-ном осуществляется посредством автодорожного моста. Автор его – инженер Уланов (брат известной балерины). Легкая конструкция построена не сварочным способом, а клеевым. Смолы для клея изобрели и изготовили ярославские химики. Сегодня мост несет нагрузку в несколько раз больше заложенной. Грузопоток увеличивается. По мосту проходит не только местный транспорт, но и автопоток российского севера. Выше по Волге построен еще один мост. За автомостом мы видим ажурные сплетения железнодорожного моста. Автор проекта Проскуряков. В строительстве моста принимал участие отец Любови Орловой. Так что детство будущей киноактрисы прошло на волжском берегу. Первый состав прошел по этому мосту в день, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых.
Волга и Ярославль неразрывно связаны. Река является не только транспортной артерией. Она т.ж. выполняла пограничную функцию. Мы видим остатки рва. Он был наполнен водой и соединял Волгу и Которосль. Здесь находилась граница посада – земляного города. Земляным он был назван потому, что его окружал земляной вал. По верху вала располагалась деревянная крепостная стена с башнями. Уже в 18 веке стало ясно, что от врагов валы не спасут. В начале 19 века вал был срыт и на его месте разбит бульвар.
Перед нами на фоне зелени бульвара памятник Николаю Алексеевичу Некрасову. Подойдем к нему поближе.
Памятник сооружен по проекту скульптора Мотовилова и архитектора Полякова в связи с 80-летием со дня смерти поэта. Бронзовая скульптура Николая Алексеевича установлена на гранитном постаменте. К постаменту примыкает белокаменная стела. На ней мы видим барельефы на сюжеты произведений Некрасова.
Детство поэта прошло на берегах Волги, в селе Грешнево. Он очень любил свою мать, Елену Андреевну. Поэт часто воскрешал в своих стихах её образ. Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну отрывки из произведений великих писателей. Через много лет, уже став пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении «Мать»:
И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась сильная воля Некрасова. Настойчивость и храбрость были его главными свойствами. Это поэт унаследовал от отца, Алексея Сергеевича:
Как требовал отцовский идеал:
Рука тверда, глаз верен, дух испытан.
Обучаясь верховой езде он то и дело падал с лошади, однажды он упал 18 раз подряд, но в конце концов стал хорошим наездником.
От отца он с детства заразился и охотничьей страстью. Однажды, поздней осенью случилось будущему поэту подстрелить дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака испугалась холодной воды, а десятилетний охотник кинулся в ледяную воду и добыл утку. Добиться своего ценою любого труда стало с детства для Некрасова законом.
Некрасов учился в Ярославской гимназии. Но учеба не нравилась ему. На уроках царила бессмысленная зубрежка, скука и изощренная система наказаний. Вместо учебных занятий будущий поэт часто проводил время в прогулках по городу, в трактирах за карточной и бильярдной игрой. Он много читал и писал стихи.
Затем был Петербург.
Я отроком покинул отчий дом
(за славой я в столицу торопился)
Отец требовал, чтобы юноша посвятил себя военной службе. Он сам был офицером. Некрасов предпочел голодать, но не подчинился воле отца. Он стал готовиться к университетским экзаменами и даже не сделал попытку поступить в военное училище. Узнав об этом, отец рассердился и оставил юношу без содержания.
Туго пришлось Некрасову в первые годы в Петербурге. «Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. На экзаменах в университет он провалился и был зачислен только вольнослушателем на историко-филологический факультет. У него не было ни белья , ни пальто, а зимы были лютые. Он часто скитался по ночлежным приютам. Когда ему наконец удалось снять комнату, то в ней не было ни стола, ни стула. Писал Николай Алексеевич, растянувшись на полу во весь рост. Он разбавлял водой сапожную ваксу и писал с утра до ночи, что ему закажут издатели: сказки, анекдоты, стихи, рассказы, театральные пьесы и даже водевили. Издатели платили гроши, и поэту постоянно угрожала голодная смерть. Недаром, вспоминая свою раннюю юность, он говорил: «Уму не постижимо, сколько я работал! Господи, сколько я работал!»
В это время в иностранных книжных магазинах стали появляться небольшие книжки под общим названием «Физиологии». Каждая книжка описывала какой-нибудь тип парижской жизни. Некрасов обладал практическим умом. Он решил издавать нечто подобное – издание в нескольких книжках «Физиология Петербурга». В нее вошли бытовые сцены и очерки из петербургской жизни.
Понемногу денежные дела Некрасова стали налаживаться. Вместе с Иваном Ивановичем Панаевым он арендовал журнал «Современник». Выходил этот журнал потом без малого 20 лет. Для работы Некрасов привлек самых лучших писателей России. Он был образцовым редактором. Основными его достоинствами были природный ум, искусство распознавания людей и чутье того, что в данную минуту может двигать литературное дело. Он отлично знал пробелы своего образования и никогда не старался их скрыть. Но даже по поводу статей о совершенно не знакомых ему предметах у него находилось умное слово, т.к. он имел огромный житейский и журналистский опыт.
Много талантов Николай Алексеевич предугадал и многим помог развиться своевременным пособием. Одному деньги выдавались по случаю болезни, другому - по случаю поездки за границу, третьему по случаю выезда в провинцию и т.д. на средства «Современника» поддерживались семьи бывших сотрудников, воспитывались малолетние братья одного умершего литератора.
После закрытия «Современника» Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки».
Поэт долго и безнадежно был влюблен в Авдотью Панаеву, жену Ивана Ивановича Панаева. Однажды в многолюдном обществе они переезжали на лодке Волгу. Поэт нашептывал Панаевой ласковые слова, на что она ответила: «Все, вы, господа фразеры, на словах готовы на все жертвы, а на самом деле умеете только разглагольствовать. Вот вы, бог знает, что говорите, однако не броситесь из-за меня в воду». С последними её словами поэт со всего размаху бросился в Волгу, хотя и не умел плавать. Некрасова с трудом удалось спасти. Но эта недоступная женщина сумела оценить поэта и наградила его продолжительной любовью. Она стала гражданской женой поэта. В одном из своих стихотворений он писал:
Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, -
Мы на один алтарь сложили –
И этот пламень не угас!
Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжелой любовью. Их совместная жизнь часто омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами. Одна из причин этого – ухудшение здоровья Некрасова. У поэта стал пропадать голос. Нужно было наклонять ухо к губам Николая Алексеевича, чтобы понять его шёпот. Некрасов и Панаева расстались.
Но поэту суждено было пережить ещё одну любовь. В 1870 году он познакомился с Феклой Анисимовной Викторовой и буквально уже не на день с ней не расставался. Он называл её Зиной. Это имя казалось поэту более благозвучным. Их сближала любовь к охоте и лошадям. Зина помогла Некрасову обрести душевное равновесие и покой. Зина всюду сопровождала Николая Алексеевича. Неоднократно была она и в Карабихе, т.к. на протяжении 14 лет, в период подлинного расцвета своего творчества, Некрасов почти каждое лето проводил в этом имении.
Опять она, родная сторона,
С её зеленым благодатным летом,
И вновь душа поэзии полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом! –
писал Некрасов.
В Карабиху к Некрасову приезжали литераторы, а т.ж. актер Горбунов. Т.к. Николай Алексеевич был страстный охотник, то большую часть времени он и его гости проводили на охоте, отсутствуя иногда дня по два. Возвращались они обычно со множеством великолепной дичи, которая потом жарилась и подавалась к обеду.
Охота была для Некрасова не одной забавой. Редкий раз не привозил он из своего странствия какого либо запаса для своих произведений. «Орина, мать солдатская» сама ему рассказывала свою ужасную жизнь. Поэт несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить. У Некрасова была удивительная память. Он записывал одним словом целый рассказ и помнил его всю жизнь. При работе тетради с непонятными никому отметками всегда были перед глазами поэта.
Некрасов был сложной личностью. В деревне он не надевал лаптей, не хватался за серп и косу. Он в охотничьих сапогах, с ружьем за спиной шел на охоту, а по пути видел то, что другой старался обойти. Поэт умел чувствовать стоны народа. Но, с другой стороны, он радовался тому, что сам стал человеком богатым и независимым, что он член Английского клуба, что купил поместье князей Голицыных, что может помочь брату деньгами и советом, как лучше вести винокуренное хозяйство.
Некрасов был болезненным человеком. Особенно тяжелыми оказались последние годы жизни.
Поэт перенес мучительную операцию, которая лишь на несколько месяцев отсрочила смерть. Спать Некрасов мог только под сильным наркозом, страдания были ужасны, но он находил в себе силы слагать свои «Последние песни». Когда поэт понял, что жить ему осталось недолго, он решил узаконить свои отношения с Зиной, чтобы обеспечить ее будущее. Но поехать в церковь
Некрасов уже не мог. Венчание состоялось прямо в квартире поэта.
Неизлечимая болезнь заживо похоронила Николая Алексеевича для всех, кроме родной сестры и жены. Они соперничали в самоистязании. Каждая не давала себе спать, чтобы первой услышать его стон и первой подбежать к постели. Для этого Зина садилась на пол и глядела на свечу.
Двести уж дней
Двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Темные зимние дни,
Ясные зимние ночи…
Зина! Закрой утомленные очи!
Зина! Усни!..
Но Зина не закрывала очей и не давала себе заснуть.
27 декабря 1877 года Николая Алексеевича не стало.
В ярославской области именем Некрасова назван р-н. Имя поэта носят школы, библиотеки, улицы.
В Карабихской усадьбе создан мемориальный музей. Ежегодно, в первую субботу июля, сюда съезжается большое число поклонников некрасовской музы. Звенит Карабиха как и положено в праздники народными песнями, частушками, играми и танцами, шумит и суетится ярмарка.
В Карабиху к Николаю Алексеевичу Некрасову неоднократно приезжал и А.Н. Островский. Был драматург и в Ярославле. Особое впечатление на Александра Николаевича произвела набережная. Он записал в своем дневнике: «Набережная на Волге уж куда как хороша!». Я предлагаю вам полюбоваться красотой Волжской набережной.
Наша набережная – одна из лучших речных набережных России. Но такой она стала не сразу.
Когда Ярославль посетил император Александр /, он остался доволен впечатлениями от города, но обратил внимание на неухоженность волжского берега. Из казны были выделены средства. Но денег не хватало и на трудоемких работах использовался бесплатный труд арестантов из ярославских тюрем. Работы по укреплению берега проводились более 10 лет. Откосы выравнивались и прокрывались дерном. Нижняя часть укреплялась бутовым камнем, землей и мхом. Все это возили на судах с левого берега. Было дано распоряжение монастырям собирать камень. Все торговые суда, приходившие в Ярославль, были обязаны бесплатно доставлять по 4 кубометра булыжника. В это же время были произведены посадки липовой аллеи, а в 3 местах сделаны спуски к Волге. Набережная была обнесена первоначально деревянной решеткой. В 1840 году ярославский предприниматель А.М. Пастухов, владевший железоделательными заводами на Урале, на свои средства установил на набережной чугунную решетку. Её не раз подновляли, но рисунок и сейчас сохранился таким, каким он был полтора столетия назад. На набережной была устроена беседка, сохранившаяся на Мякушенском спуске. Её колонны далеко видны с Волги. Беседка выделяется на фоне зеленых насаждений. Не зря её называют жемчужиной набережной и эстетической эмблемой города.
Тенистые липы, невысокая застройка, церковные шатры и главы, изящные беседки, спуски, красивые виадуки – все это делает нашу набережную незабываемой. Это любимое место отдыха ярославцев и гостей города. На набережной много зданий интересных в архитектурном и историческом отношении. Здесь находятся Ярославский художественный музей, музей «Музыка и время», музей города. На волжской набережной сохранился и один из первых памятников ярославского посадского зодчества – церковь Рождества Христова, с которой мы сейчас и познакомимся.
Это церковь Рождества Христова. Она построена в 1644 году. Её первыми заказчиками были посадские люди братья Назарьевы. Достраивалась церковь сыновьям одного из братьев.
В 17 веке Ярославль становится центром торговли и ремесла. Богатое купечество начинает вкладывать деньги в строительство церквей. В городском посаде развернулось своеобразное состязание между именитыми купеческими родами.
Церковь Рождества Христова - второй посадский храм. Первой была выстроена церковь Николы Надеина. В глубине двора мы видим купола и шатровую колокольню этого храма.
Высоким величественным объемом поднимается средний куб храма. Опору внутренним сводам дают 4 столпа. Причем, западная пара оказывается посередине помещения для молящихся, а высокая скрыта за иконостасом. Нижний этаж (подклет) часто служил складом купеческих товаров. Там т.ж. находится теплый храм. В нем проводились службы в холодное время года.
Первоначально храм был 5-главым. С 3-х сторон его обходит галерея. Она опирается на столбы с арками. Высокое крыльцо опирается на ползучие арки, т.е. арки, основания которых находятся на разной высоте.
Купол юго-западного, Казанского, придела венчает редкой красоты кованый крест. Это настоящий шедевр кузнечной работы 18 века. Кузнецы ухитрились сплести из тяжелого грубого железа прозрачное, легкое кружево.
Для украшения этого храма впервые в Ярославле были применены «муравленые изразцы». Они покрыты зеленой прозрачной поливой.
Основной объем здания опоясывает изразцовая летопись с выпуклыми буквами. Здесь указана дата постройки, имена заказчиков (купцов Гурьевых – Назарьевых). Впервые в истории русского зодчества представители третьего сословия дерзают начертать на фасадах храма свои мирские имена. Интерьер церкви расписан фресками. Имена мастеров не известны. В настоящее время в храме находится музей.
Раньше от храма шел переход к надвратной церкви-колокольне. Её лучше рассмотреть т.ж. с западной стороны.
Колокольня - сложное сооружение. Она объединяет проездные ворота, церковь и колокольню. Здесь проходила ограда, окружавшая ансамбль церкви Рождества. В ней были ворота. Ворота имели два проезда. Въездные арки опираются на столбы бочкообразной формы.
Второй ярус 4-хугольный в плане. Здесь находилась церковь. Она была окружена с 3-х сторон галереей с открытой аркадой. Аркада – это ряд арок, который опирается на столбы или колонны. О ней напоминают кувшинообразные столбики.
Третий ярус – восьмерик. Здесь висели колокола. Сооружение завершается композицией из 3 шатров. Центральный очень богато украшен. Он восьмигранный. Располагается он над открытым ярусом звона. Когда гудели колокола, шатер переполнялся звуками. За счет вибрации каменных граней звон имел особую силу и звучность. Два другие шатра – глухие, 4-гранные. Один венчает часовую башню, второй - помещение с винтовой лестницей. Рождественская колокольня является одной из главных достопримечательностей церковного зодчества Ярославля. Она не имеет в русской архитектуре никаких аналогов.
К сожалению не все церкви сохранились до наших дней. В 20-30 годах прошлого века около половины церквей были снесены. Например, церковь Варвары Великомученицы. Сейчас мы подойдем к тому месту, где она находилась.
Вот на месте этого здания со скульптурой в арочной нише и находилась церковь Варвары Великомученицы. Улица т.ж. называлась Варварьинская.
Как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его всклокочена
И дешевкою подмочена;
Свежей крови струйки алые
Покрывают щеки впалые.
К сожалению, автора этих срок знают немногие. Имя Леонида Николаевича Трефолева в наши дни незаслуженно забыто.
Впереди у светофора вы видите желтое угловое 3-х этажное здание. В нем и жил Трефолев – русский поэт-демократ, писатель, краевед, журналист.
Сцену, которая описывается в стихотворении «Песня о комаринском мужике», поэт наблюдал сам.
Трефолев родился в городе Любиме Ярославской губернии., в небогатой помещичьей семье, потом почти всю свою жизнь прожил в Ярославле. Он рано научился читать и читал все подряд, что имелось в отцовской библиотеке. Все карманные деньги он расходовал на собственную библиотеку. Ему очень нравились русские народные сказки. Их будущему поэту рассказывала няня. Трефолев вспоминает об этом в стихотворении «Нянины сказки». С 12 лет он начинает писать стихи и издавать свой рукописный журнал «Мои отечественные любимые записки». Подписчица, правда, была только одна – его мама. Когда Трефолев учился в гимназии, то математика его совсем не интересовала, зато он увлекался литературой, историей и естественными науками.
Леониду Николаевичу очень хотелось учиться в Петербурге, но у него умер отец. Трефолеву пришлось поступить на службу помощником редактора «Ярославских губернских ведомостей». В это время он начал печатать свои стихотворения. Работая в газете, Леонид Николаевич поступил еще на службу правителем строительной дорожной канцелярии Ярославского губернского правления. Здесь он познакомился с поляками и стал изучать польский язык.
Редактируя неофициальную часть газеты «Ярославских губернских ведомостей», он сделал ее интересной. Здесь печатались статьи по истории, экономике, культуре и литературе Ярославского края.
Леонид Николаевич участвовал в создании воскресных школ. Ему очень хотелось, чтобы все люди были грамотными. Он интересовался литературой других народов, переводил стихотворения поэтов Украины, Чехии, Сербии и Польши. Наиболее известен перевод с польского стихотворения ямщик. Он стал популярной народной песней «Когда я на почте служил ямщиком».
Трефолев много брал из фольклора. Николай Алексеевич Некрасов считал его своим последователем и таким способным учеником, которым может гордиться учитель.
Трефолев известен и как крупный историк-краевед. Его статьи по истории Ярославского края написаны на основе архивных материалов, печатались в центральных журналах «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник». Их очень интересно читать и сейчас. Леонид Николаевич многое сделал, чтобы ярославцы любили свой край, гордились им, чтобы о старинной Ярославской земле знали и в других городах. Он не просто давал людям информацию, но делал ее интересной и понятной. Это ему удавалось.
Умер Леонид Николаевич в 1905 году и похоронен в Ярославле. Улица, на которой жил поэт, носит его имя. На ней есть небольшой сквер, где установлен бюст Леонида Николаевича.
Как уже было отмечено, Трефолев увлекался историческим краеведением. Его перу принадлежат и очень интересные исследования о другом нашем известном земляке, создателе первого в России национального театра, Федоре Григорьевиче Волкове, о котором дальше и пойдет речь.
Прошу обратить внимание на 4-х этажное здание на противоположной стороне улицы.
Этот дом построен отчимом Ф.Г. Волкова в первой половине 18 века и первоначально был 2-х этажным. 2-ой деревянный этаж был заменен каменным. От старого дома остался лишь первый этаж, где можно обнаружить следы старых окон. Во второй половине 19 столетия его надстроили третьим этажом, изменили отделку фасадов. Четвертый этаж появился в советское время.
Когда овдовевшая мать Федора вторично вышла замуж и в 1735 году переехала со своими сыновьями в Ярославль, никто и не подозревал, что на ярославскую землю вступил будущий великий актер. Ничто не возникает на пустом месте. С чего же начался Федор Волков как великий мастер театра?
Волков с детства любил наблюдать свадебные обряды, скоморошьи выступления, слушать народные драмы и былины. Познакомившись с семинаристами он участвовал в «мистериях» - театральных постановках на религиозные темы с хоровым пением. В 17 лет Волков был отправлен в Петербург - изучать торговое дело. Находясь в столице, он посещал итальянскую оперу и немецкий театр, внимательно следил за игрой актеров и устройством сцены. После любительского спектакля в кадетском корпусе Волков буквально заболел театром: «Я пришел в такое восхищение, что не знал , где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле.»
После смерти купца Полушкина, Волков вынужден был вернуться в Ярославль, чтобы принять на себя управление делами отчима. Но он не стал заниматься коммерцией, а начал осуществлять свою мечту – создавать театр. Первый театр был оборудован в кожевенном амбаре. Премьера состоялась в 1750 году в день именин отчима. Артисты во главе с Волковым ставили драму Расина «Эсфирь». Родственники и гости были потрясены увиденным зрелищем. Стены, потолок и занавес были расписаны красками, сарай освещен лампами, рядами поставлены скамейки. Были построены декорации и придуманы яркие костюмы. Музыканты играли на гуслях и двух скрипках. В спектакле в массовых сценах были заняты рабочие кожевенного завода купца Полушкина. Этот день принято считать днем основания русского национального театра.
После этого представления Волков решил создать постоянный театр. Федор Григорьевич купил участок земли на берегу Волги, на свои средства построил и оборудовал театр. Театр был всегда полон и доступен для зрителей. За небольшую плату спектакли мог смотреть каждый желающий. Представления труппы воспринимались горожанам по-разному. Одни с удовольствием и детским восторгом внимали этому дотоле невиданному действу, купцы приглашали Волкова давать спектакли на домашних торжествах, другие же устраивали потасовки с поклонниками театра, т.к. по усматривали в представления бесовские игрища.
Заслуга Федора Волкова состоит в том, что он создал общедоступный театр. До него существовали лишь домашние театры, а т.ж. давали спектакли гастролеры-иностранцы и любительские труппы. Драматургия в России только зарождалась.
Волков был не только актером, режиссером-постановщиком, но и драматургом, театральным художником и даже гримером. Известно, что Волков написал около 15 пьес, но их тексты не сохранились. Он писал т.ж. торжественные оды и песни.
Слава о ярославском театре дошла до столицы. Актеры во главе с Федором Григорьевичем были вызваны в Петербург. С тех пор Волков в Ярославль не возвращался. Сначала он и его артисты играли при дворе императрицы Елизаветы Петровны, а затем участвовали в спектаклях, которые ставились в шляхетском корпусе.
Когда в Петербурге был открыт «Русский для представлений трагедий и комедий театр» Волков стал ведущим актером, а затем и руководителем театра. Как артист Федор Григорьевич умел создавать яркие сценические образы. Он с одинаковой силой играл комические и трагические роли.
Ради занятий театром Волков отказался от поста «кабинет министра» при Екатерине //. После дворцового переворота во время коронационных торжеств был устроен маскарад «Торжествующая Минерва». Автором и режиссером этого грандиозного представления на улицах столицы был Волков вместе с Сумароковым. Во время шествия Ф.Г. простудился, тяжело заболел и умер. Было ему всего 35 лет.
Дело Федора Григорьевича продолжал Иван Дмитриевский, который стал выдающимся актером своего времени. Он ездил учиться за границу и стал главным режиссером придворных театров. В Ярославле после отъезда Волкова театральная жизнь не заглохла. Новые постановки устраивали братья Федора Григорьевича. В конце 18 века в Ярославле начала работать крепостная группа князя Урусова. Разоряясь, князь отпустил актеров на вольные хлеба, чтобы они могли платить ему оброк. Т. о., дело Федора Волкова было продолжено на Ярославской земле, традиции русского национального театра получили дальнейшее развитие.
К сожалению, почти не осталось портретов великого артиста. Но те, что сохранились, рисуют нам знаменитого ярославца: доброе, открытое лицо, обрамленное кудрявой копной волос, мечтательный взгляд, в котором нетрудно видеть и энергию и ум. Таким его изобразил и скульптор Соловьев. Памятник Федору Григорьевичу установлен на площади, носящей его имя. Там же расположен и Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова. На сцене этого театра выступали такие мастера сцены как Щепкин, Стрепетова, Москвин, Ермолова, Станиславский, Качалов и другие. Ежегодно на сцене старейшего российского театра проводится международный Волковский фестиваль.
Параллельно улице, на которой мы находимся, проходит улица Волкова. На ней стоит церковь Николы Надеина, о которой мы сегодня уже вспоминали. Это первый посадский храм. По преданию резной иконостас Николонадеинской церкви выполнен по эскизам Федора Волкова. Он был прихожанином этой церкви. Для того времени создание актерами иконостаса на помин души не вызывало удивления. В 19 - начале 20 века актеры ярославского театра перед началом нового сезона заказывали в Никольской церкви молебен.
Впереди мы видим еще одну церковь, жемчужину «золотого» века ярославской архитектуры – церковь Ильи Пророка. Расположена она на одной из красивейших площадей нашего города – Советской, которая раньше называлась Ильинской, по названию церкви. Познакомимся с площадью поближе.
Мы находимся на главной площади нашего города – Советской. Ансамбль этой площади – один из лучших архитектурных ансамблей Ярославля. Складывался он больше трех столетий. До конца 18 века Ярославль оставался типично провинциальным городом с хаотичной планировкой. Почти сплошь была деревянная жилая застройка. Улицы были кривые, с непостоянной шириной. В 1777 году Ярославль становится центром наместничества. Это потребовало его генеральной перестройки. Нужны были новые здания для создаваемых губернских учреждений, жилье для целого штата чиновников. Первым губернатором нового наместничества стал известный екатерининский вельможа Алексей Петрович Мельгунов. Был разработан регулярный план. Во многом город, который мы видим сейчас, задуман был тогда, в конце 18 столетия.
В новом плане было разумно учтено большое количество церквей в городе. Они освобождались от деревянной застройки и оказывались в центре площадей. Все улицы направлялись от церкви к церкви или к башне. Такие архитектурные памятники стали как бы узлами всей композиции. Например, перспективу этой улицы замыкает Знаменская башня. Когда-то её ворота вели в земляной город, на территории которого мы находимся.
Место, где располагались слободы, было распланировано как прямоугольные кварталы между тремя дорогами, ведущими в Ярославль. Ильинская площадь была тем центром, от которого шли лучи улиц. Был построен ансамбль присутственных мест по проекту архитектора Левенгагена. Ансамбль состоял из дворца наместника и двух корпусов губернских учреждений: наместнического правления (справа) и казенной палаты (слева). Правда, в начале 19 века правое здание подверглось некоторой перестройке, появился, например 8-колонный портик. Левое сохранило свой первоначальный облик. Дворец просуществовал всего 11лет. Есть версия, что он был разобран по приказу Павла / на кирпич для казарм. Долгое время это место пустовало. В 19 веке здесь были построены два корпуса Мытного рынка. Затем их заменило двухэтажное здание в стиле позднего классицизма. Современное здание построено в 80-х годах прошлого века. Оно не исказило общей гармонии архитектурного ансамбля Советской площади и органично в него вписалось. В настоящее время здесь находится администрация Ярославской области, справа - областная дума, слева – различные организации – от банка до редакций газет.
Здания, окаймляющие площадь имеют скромную архитектуру. Они служат фоном, на котором явственно проступает великолепие и пышность Ильинской церкви.
Каменный храм Ильи Пророка был сооружен на месте двух деревянных церквей (Ильинской и Покровской) в середине 17 века. Он был обнесен оградой. Вокруг храма располагались торговые палатки, амбары, дома церковных служителей. При регулярной перепланировке города постройки эти были снесены. Заказчиками каменной Ильинской церкви были богатые ярославские купцы Вонифатий и Иоаникий Скрипины. Свои капиталы Скрипины нажили на торговле пушниной. Т.ж. они торговали церковной утварью, драгоценными камнями и жемчугом. Скрипины поставляли товары для царского и патриаршего дворов. В самый разгар строительства Ильинской церкви Иоаникий Скрипин был жалован в чин государева гостя – самой привилегированной категории купечества 17 века. Но род Скрипиных угасал, наследников – продолжателей прекрасно налаженного дела – у них не оставалось. В этих обстоятельствах естественным является желание Скрипиных оставить память о своем роде на долгие годы строительством церкви. Храмоздатели позаботились о содержании Ильинской церкви после своей смерти. Они завещали сдавать в наем палатки, устроенные в подклете храма и лавки в торговых рядах. Они позаботились т.ж. о последнем пристанище для себя. Под одним из приделов храма устроена семейная усыпальница.
Было устроено 5 престолов. Главный посвящен ветхозаветному пророку Илье. Наряду с Николаем Чудотворцем он считался покровителем купечества. Культ этого пророка имел в Ярославле особое значение. По преданию, Ярослав Мудрый основал свой город в Ильин день.
Основной объем храма такой же, как и в церкви Рождества Христова, но больше по размеру. Он т.ж. водружен на высокий подклет. Ценральный храм имел позакомарное покрытие. Эта форма кровли мало приспособлена к условиям русской зимы. Поэтому она была заменена 4-х скатной крышей. Храм 5-главый. Первоначально средняя глава была крыта железом, а боковые и главы приделов – зеленой поливной черепицей. В середине 19 века все главы перекрыли железом и окрасили в зеленый цвет. В 60-х годах 20 века во время реставрации маленькие главки колокольни и Ризоположенского придела вновь стали черепичными.
Композиция храма ассиметрична. К западному и северному фасаду храма примыкают галереи с мощными крыльцами. Они поставлены под прямым углом. Перекрытия крылец опираются на ползучие арки. Они почти одинаковые по размерам и формам, но различны в деталях. Зодчий подчеркнуто нарушает симметрию. К западной галереи с двух сторон примыкают 2 шатровых сооружения – с севера – колокольня, а с юга - Ризоположенский придел. Вершины шатров находятся примерно на равной высоте, но основания – на разной, поэтому и высота их различна. Различны они и по рисунку деталей. По мнению исследователей, под придел было приспособлено уже имевшееся, меньшее по высоте помещение. Это было вызвано тем, что к завершению строительства Ильинской церкви Скрипины получили от патриарха Иосифа царя Алексея Михайловича редкий и очень ценный дар – частицу ризы Христа. В честь этого к храму пристраивается особый придел Положения Ризы Господней. Форма его завершения – шатер – была не случайна. Шатровые постройки еще с 16 века имели мемориальный характер, были связаны с важнейшими государственными событиями. Шатровое завершение Ризоположенского придела могло подчеркивать ценность, находящейся в нем святыни. Она имела значимость не только для храмоздателей и прихода, но и для всего города.
Наиболее живописным и выразительным является западный фасад церкви Ильи Пророка. Стены центрального объема практически лишены декора. Они просто разделены на 3 части широкими лопатками. Галереи, крыльца и приделы украшены более щедро. Здесь много наличников и арок разнообразной формы. Квадратные углубления украшены керамическими и белокаменными вставками.
Храм расписывали 15 художников из Костромы и Ярославля. Это была артель под началом Гурия Никитина и Силы Савина. Стены галерей были расписаны позже, в начале 18 века, ярославской артелью Федора Игнатьева. В настоящее время живопись восстановлена.
Приход храма был малочисленный и соответственно малодоходный. Она находилась вблизи административных и торговых зданий. Да и церквей в этой части города было большое скопление. Пришлось к ней даже приписывать батальон ярославской внутренней стражи. Храм постепенно ветшал.
Прошло два с половиной столетия со времени постройки церкви Ильи Пророка, и еще один замечательный гражданин города связал с ней судьбу. Это был глава города – Иван Александрович Вахромеев. Он внес большие пожертвования на реставрацию храма. По его инициативе была сделана ограда по рисунку академика А.М. Павлинова. Реставрация Ильинского храма была уникальной. Она проводилась в полном объеме и на научной основе. Работа была выполнена качественно. Многое сохранилось до настоящего времени. Это рамы, двери, лестница, ограда.
В 20-х годах прошлого века церковь была закрыта. Здесь был музей, потом склад. Над памятником нависла угроза сноса, т.к. он мешал проведению демонстраций и митингов. На его месте планировалось установить памятник борцам революции. Но, к счастью, эти варварские действия по отношению к церкви Ильи Пророка удалось остановить.
В 30-х годах в храме открыли антирелигиозный музей. Состоялось несколько экспедиций по районам Ярославской области. В церквях, предназначенных к ликвидации, были собраны иконы, церковная утварь, книги, деревянная скульптура, фрагменты иконостасов. Была подобрана небольшая коллекция колоколов. Демонстрировался т.ж. маятник Фуко. Когда началась Великая Отечественная война, музей закрыли.
Вновь церковь Ильи Пророка открылась в 1956 году. Она находится в совместном ведении Ярославской епархии и Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Справа к главной площади примыкала другая - Плацпарадная. На ней предполагалось проводить военные смотры и парады. Но она была слишком большая и, к сожалению, частенько пыльная. Площадь совсем не украшала центр города. Поэтому в 1885 году на ней разбили сквер. Дальше наш путь лежит по этому скверу.
Перед нами здание, построенное в 80-х гг.18 века. Раньше здесь находилась гимназия, в которой учился знаменитый русский певец Леонид Витальевич Собинов.
Родился он в Ярославле в семье приказчика. В гимназии Собинов увлекался историей и литературой, не знал трудностей в изучении иностранных языков. Книги, уроки, детские забавы, зимой – коньки, летом – купание - так проходили гимназические годы. Ещё в 4 классе гимназии Леня Собинов начал заниматься репетиторством. Это давало ему некоторую независимость. Можно было покупать книги, посещать театр, которым мальчик страстно увлекся. У него был великолепный слух. Он по гудкам определял названия пароходов и никогда не ошибался. Самой сильной страстью Лёни было пение.
С детства Собинов имел высокий дискант, сменившийся к 17 годам звонким тенором. Тенор певца не имел себе равных ни в родной стране, ни за рубежом. Он уникален.
Гимназию Леонид окончил с серебряной медалью и поступил на юридический ф-т Московского университета. Он был блестящим студентом. В свободное время пел в университетском хоре, часто выступал на вечерах в кругу друзей, которые считали, что ему суждено стать артистом.
Обучаясь в университете, Собинов занимался и в Московском филармоническом училище. После окончания университета Леонид Витальевич был принят помощником к популярному московскому адвокату Ф.Н. Плевако. Первое время работа на адвокатском поприще захватила Собинова, но музыка занимала все больше места в его жизни. Однажды в Московском коммерческом суде шло разбирательство. Защитником по нему выступал Собинов. «Ну, соловей, посмотрим, что вы нам споете»,- с улыбкой произнес председатель суда. Эта добродушная шутка прозвучала как приговор. Даже коллеги юристы считают его певцом. Собинов сделал выбор. С этого дня он прекратил хождение по судам.
Свыше 3-х десятилетий продолжалась сценическая деятельность Собинова. За это время он создал оперные образы Ленского, Лоэнгрина, Ромео, Бояна и многие другие. Всего их больше 40. Многие из созданных им образов являются классическими. Они продолжают жить в творчестве современных оперных певцов.
Костюмы, грим, парики Собинова были сделаны по рисункам лучших художников того времени. Кроме голоса и таланта он принес на сцену новое отношение к своей профессии, новую культуру.
Леонид Витальевич был и замечательным камерным певцом. Он проникновенно исполнял классические романсы. Особенно ему нравились романсы русских композиторов.
Собинов был необычайно обаятелен. Он вызывал симпатию своей исключительной внешностью, простотой, всегда прекрасным настроением.
Конечно, нельзя объяснить его колоссальный успех одним обаянием. Была и другая причина – его трудолюбие. Готовя какую-нибудь роль, Собинов буквально выключал себя из жизни и работал по 10-12 часов, доводя себя до крайней усталости. Он вообще ничего не делал кое-как, наполовину. Когда Леонид Витальевич был приглашен на гастроли в украинскую оперу, он уже почти стариком стал учиться говорить и читать по-украински и в конце концов овладел этим языком в совершенстве. Певец не прерывал связи с родным городом. Приезжая, певец свои выступления начинал арией князя из оперы Даргомыжского «Русалка» - «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила…»
Замечательного русского певца видели и слышали в Мадриде, Милане, Париже, Берлине. С его именем связано мировое признание русского оперного искусства.
В дни пребывания в Ярославле Собинов вспоминал с друзьями детские годы, прогулки по Волге. Под впечатлениями пережитого написал стихотворение «На Волге»:
Опять, влеком знакомыми волнами
Родной реки, душою я воскрес….
Не только лишь себя, отца и деда
На волжской шире вспоминаю я,
И прадед был должно быть непоседа,
Мы, волгари, от дедов вся семья.
Умер Собинов в Риге, возвращаясь домой с отдыха. Народный артист СССР Качалов сказал над гробом друга: «Спасибо тебе, что ты жил с нами, работал с нами, пел с нами. Ты пропел нам свою песню, чудесную, как твоя жизнь, и прожил с нами жизнь, прекрасную как твоя песня.».
Ярославцы чтят память своего земляка. Концертный зал, музыкальное училище, школа искусств носят имя Леонида Витальевича Собинова. В доме, где он жил, открыт мемориальный музей. Регулярно в Ярославле проходит фестиваль оперного искусства имени Л.В. Собинова. Традиционно в программу входят сцены и арии из опер, в которых пел когда-то наш земляк. Один раз в 2 года собирает юных вокалистов со всей России конкурс для детей и юношества имени великого певца.
Похоронен Леонид Витальевич в Москве на Ново-Девичьем кладбище. Над могилой народного артиста Республики был установлен памятник - прекрасный лебедь, скорбно склонившийся над опустевшим ложем. Автор памятника - известный скульптор Вер Ивановн Мухина. Она объяснила его смысл так: «У русских людей лебедь всегда является символом чистоты, а чище человека, чем Собинов, я не знала». Сооружен памятник в 1941 году. Это год начало Великой Отечественной войны. Многовековая история русского народа полна ярких примеров борьбы с иноземными захватчиками. Ведь наш город и создавался как крепость. Пройдем на территорию этой твердыни – кремля.
Мы вступили на территорию древнейшей части Ярославля – бывшего Рубленного города. Слева вы видите Волжскую башню. Это типичное крепостное сооружение 17 века. Она прикрывала вход в Медведицкий овраг. Всякий раз, когда враг угрожал нашей Родине, на её защиту дружно поднимались и ярославцы. Так было и в 1941 году.
Прямо перед нами монумент в честь боевых и трудовых подвигов ярославцев в годы Великой Отечественной войны. Автор Л.Е. Кербель. Вся тяжесть труда в тылу легла на женские плечи. Неслучайно на гранитных стелах памятника высечены воин и женщина - труженица. Это символ единства фронта и тыла в достижении великой победы. Открыт памятник в день 50-летия комсомола. Между двумя гранитными горельефами горит Вечный огонь Славы. Он зажжен от огня на могиле Неизвестного солдата в Москве.
Ярославский край не был в зоне боевых действий, но он был ближайшим тылом. Город часто подвергался бомбежкам. Главной целью немецкой авиации был железнодорожный мост через Волгу и промзона. В случае не попадания бомбозапас сбрасывался на жилые кварталы. Очень большую помощь фронту оказывали ярославские железнодорожники. Машинисты по 10-15 суток не сходили с паровозов: доставляли на фронт солдат и боеприпасы.
С первыми санитарными поездами стали прибывать и эшелоны с эвакуированными. Их нужно было соответствующим образом принять, а главное – провести противоэпидемические мероприятия, оказать медицинскую помощь, захоронить умерших. Одновременно с госпиталями открывались детские дома. Их число увеличилось в 12 раз. Очень много детей было эвакуировано из Ленинграда. Многие были больны и ранены. Ярославцы старались отвлечь детей от пережитого, вернуть им детство. Жители нашей области проявили большую заботу о ленинградцах, вывезенных по дороге жизни. После выздоровления оставшиеся в Ярославле эвакуированные получали работу и жильё.
На победу работали промышленные предприятия как свои, так и эвакуированные. Война ускорила развитие тяжелой промышленности. Ярославль внес большой вклад в дело победы над врагом в годы Великой Отечественной войны. Об этом ярославский писатель-фронтовик Василий Смирнов в 1945 году писал так: «Пусть знают все, что на ярославских катерах мы переправлялись через Одер и Шпрее, что в Берлин мы ворвались на ярославских автомашинах, обутых в ярославские шины. Ярославскими снарядами и минами заставили мы фольксштурмовцев поднять руки в тоннелях берлинского метро, ярославские армейские сапоги стучали по берлинской панели, и знаменитая душистая ярославская махорка дымилась в наших трубках и «козьих ножках», когда Москва салютовала победе над поверженной Германией».
В области было сформировано несколько боевых дивизий, создавались лыжные батальоны, готовились партизанские отряды. На средства, собранные ярославскими пионерами, было создано звено истребителей. Героически сражался экипаж подводной лодки «Ярославский комсомолец», построенной на собранные молодежью средства.
Наш край дал Родине талантливых полководцев и военачальников, таких, как маршал Федор Иванович Толбухин, генерал армии Батов, контр-адмирал Иван Александрович Колышкин и многих других.
Около 200 ярославцев стали во время войны героями Советского Союза.
Первыми звание Героя Советского Союза получили наш земляк Михаил Петрович Жуков и два его однополчанина. Михаил Жуков был электромонтером Ярославского шинного з-да, занимался в аэроклубе. С начала войны и до конца жизни он защищал Ленинград. Часто Жуков делал до 8 вылетов в день. Если кончались боеприпасы, «рубил» фашистские машины хвостом своего самолета. Не раз приходилось ему выбрасываться из горящей машины. Пал Михаил Жуков смертью храбрых в бою с 9 вражескими истребителями. Именем героя названа одна из улиц Ярославля. В Ярославле многие улицы носят имена героев Отечественной войны.
Героем Советского союза стал и ещё один воспитанник Ярославского аэроклуба Борис Дмитриевич Щапов. При строительных работах на улице, носящей его имя, был найден огромный кусок гранита. Мы сможем его сейчас увидеть. Для этого продолжим наш путь по территории бывшего кремля.
Мы остановились у памятного камня, установленного в честь 975-летия Ярославля. Это гранит. Возраст его примерно 1, 5 миллиарда лет.
Основание Ярославля относится ко времени княжения Ярослава Мудрого в Ростовской земле. Город был основан, как считают историки, не позднее 1010 г. Об этом рассказывается во многих легендах и преданиях. Наиболее известно «Сказание о построении града Ярославля». В нем рассказывается, что на том месте, где был основан город, рос дремучий лес, и находилось селение Медвежий угол, судя по всему – мерянское. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили купеческие суда, плывшие по Волге. Они были язычниками. Князь Ярослав проплывал однажды на ладьях со своей дружиной по Волге и увидел, как разбойничают жители Медвежьего угла. Дружина князя устрашила язычников. Ярослав предложил им креститься и указал как следует жить. Креститься жители Медвежьего угла отказались, но обещали больше никого не грабить, покориться князю и платить ему дань. Ярослав возвратился в Ростов. Когда же князь приехал в Медвежий угол вновь, язычники не пустили его в селение, выпустили на него «Зверя лютого», но князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников. После этого он приказал построить на том месте храм и срубить город «во свое имя», т.е. Ярославль. Предание о том, как князь Ярослав зарубил священного медведя, позднее было положено в основу ярославского герба с изображением вставшего на дыбы, вооруженного секирой медведя.
В летописи же Ярославль упоминается впервые в 1071 году в связи с восстанием крестьян – смердов. При этом о нем говорится как о давно уже известном городе. Дата же основания города не указывается. Продолжим путь по территории кремля.
Перед нами - скульптурная композиция «Святая троица». Памятник создан в 1995 году. Скульпторы Мухин, Паскина и Трейвус. Этот памятник вызвал большие споры. Православная церковь издревле запрещала объемные изображения Божества. Разногласия были преодолены после одобрения проекта Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием //. Сейчас «Троица» стала символом единения и согласия горожан.
Памятник расположен на бывшей Соборной площади. Площадь называлась так потому, что здесь был Успенский собор. Считается, что памятник расположен на месте алтаря Успенского собора. Этот собор был заложен в 1215 году князем Константином. В 1501 году во время пожара он рухнул, но был отстроен заново. В конце 18 века собор становится кафедральным. Он считался берегиней города. В 20-х годах 20 века собор закрыли. Здесь была бирже труда и зерновой склад. В 1937 году Успенский собор был взорван. По поводу взрыва в городе ходило много слухов. Говорили, что от первого заряда храм в облаке пыли поднялся на воздух, а потом невредимый опустился на свое место. Рассказывали т.ж., что после повторных взрывов осталась стоять лишь западная стена собора с Изображением «Страшного суда». Это был знак предстоящих России кровавых испытаний. Территория долго оставалась неухоженной. В настоящее время берегиня Ярославля восстановлена.
Мы находимся на высоком мысу. Здесь Которосль впадает в Волгу. Это место называется Стрелка. В 11-12 веках Ярославль оставался волжским форпостом Ростова Великого как торговым, так и военным. В 13 веке ростовский князь Константин Всеволодович передал Ярославль во владение своему сыну Всеволоду. Ярославль стал стольным городом самостоятельного удельного княжества. Мы находимся на территории бывшего кремля. Его границами были Волга, Которосль и Медведицкий овраг, соединявший эти две реки. (Медведицкий овраг мы пресекали, когда подходили к вечному огню). Получался хорошо защищенный треугольник. Кремль был деревянным. Отсюда его второе название Рубленый город. Деревянные стены с башнями надежно защищали его. Внутри находилась площадь. Она была вымощена деревом. Здесь был княжеский двор, а т.ж. церкви, жилые избы, хозяйственные постройки
Первое каменное здание кремля – Успенская церковь была разрушена пожаром. Вместо неё был построен Успенский собор. В 17 веке все деревянные постройки кремля сгорели. Он потерял свое оборонное значение. Таким образом, кремль до наших дней не сохранился.
Страшное монголо-татарское нашествие на время прервало развитие Ярославля. Русский народ не мирился с неволей. Он неоднократно поднимался на борьбу против захватчиков. В марте 1238 года на берегах реки Сить произошла битва. В летописи говорится: «И сошлись полки, и была крупная битва и злая сеча: кровь лилась как вода. Но силы были не равны, и монголы победили». Наши предки не смирились с неволей. То там, то здесь вспыхивали восстания против захватчиков. Так ярославцы восстали против ханских переписчиков. Население переписывалось, чтобы наложить на него дань в пользу хана Золтой Орды. Дать себя переписать – значило признать над собой власть Орды. На расправу с непокорными прискакал большой отряд татарской конницы. Старинное предание рассказывает. Ярославцы под предводительством князя Константина Всеволодовича смело вышли на встречу врагу. За Которослью на горе произошла битва. Ордынцы победили. Вся ярославская дружина пала в бою. Погиб и Князь Константин. Гора была покрыта телами убитых. Когда битва затихла, на гору пришли жены, матери, дети оплакивать павших, тужить по ним. Поэтому гора получила название Туговой. Это событие, согласно преданию, произошло за Которослью. На Туговой горе расположена церковь Параскевы Пятницы. Отсюда видны ее зеленые купола.
Ярославцы, как и весь русский народ, неоднократно пытались освободиться от ига монголо-татар. Победа над врагом была одержана лишь в 1380 году в битве на Куликовом поле. Ярославские дружины храбро сражались под знаменем московского князя Дмитрия Донского и внесли свой ратный вклад в освобождение Родины.
После Куликовской битвы ускорилось объединение городов и земель вокруг Москвы. Ярославские князья всегда поддерживали московских в их борьбе с врагами. В 15 веке Ярославское княжество вошло в состав единого Русского государства.
После этого Ярославль начинает быстро развиваться как центр ремесла и торговли. В 16 веке появляются поселения за Которослью. Например, жители Ямской слободы занимались извозом.
В прошлом на противоположном берегу были заливные луга с сочной травой. Здесь пасли скот. Поэтому слободу назвали Коровницкой, или просто Коровники. Известна эта слобода т.ж. гончарным делом, производством кирпича и израсцов. В средневековье слободы жили обособленно от города. Средоточением всей городской жизни был храм. Неслучайно его стремились украсить как можно достойнее, часто соперничая в этом с соседями. В Коровниках на средства купцов Ивана и Федора Неждановых в 17 веке была построена церковь Иоанна Златоуста, а затем зимняя Владимирская. Между ними стоит стройная шатровая колокольня. Так называемая ярославская «свеча». Видите, там, за Которослью, на самом берегу Волги? Это всемирно известный архитектурный ансамбль в Коровниках.
Сейчас это современный район. Называется он Фрунзенский. Хорошо видны башенные краны. Это речной порт. Ярославский речной порт является крупным пунктом перевалки грузов с воды на железную дорогу и обратно. В этом же районе находится и предприятие, продукцию которого многие из вас знают. Это «Ярпиво».
Справа вы видите мост через Которосль и оживленную трассу. Это Московский проспект. На территории, расположенной справа от него в 16 веке располагалась Толчковская слобода. В этой слободе жили кожевники. Для выделки кож они толкли древесную кору. Их прозвали толкачами, отсюда и название слободы. Так сложился своеобразный промышленный район по производству кож и кожаной обуви. Особенно славилась ярославская красная юфть. На средсва жителей этой слободы был построен замечательный храм – Иоанна Предтечи. Вы все его хорошо знаете по изображению на 1000-рублевой купюре. К сожалению его отсюда не видно. В настоящее время традиции ярославских кожевенников продолжает завод «Хром». Он находится в Красноперекопском районе. В этом же районе находится и комбинат технических тканей «Красный Перекоп», на котором работала первая в мире женщина - космонавт Валентина Владимировна Терешкова.
История этого комбината берет начало в Петровскую эпоху. Разрешение на открытие Ярославской Большой мануфактуры дал Петр Первый. Таким образом, она существовала с начала 18 века. С годами слава ярославских ткачей разнеслась по всей России. Скатерти, салфетки, бельевое полотно из поволжского города охотно покупали на ярмарках. И вот какая любопытная история произошла дальше. Большие партии ярославского сукна стали приобретать англичане. Часть товара они отправляли в Америку, а часть возвращалась в Россию, но с английским клеймом. Стоило оно втрое дороже, чем полотно с клеймом Ярославской Большой мануфактуры, но быстро раскупалось. Импорту и в те времена часто отдавали предпочтение.
В 1944 году ярославцы методом народной стройки в течение 75 дней провели работы по дальнейшему благоустройству Волжской набережной и продолжили её по берегу Которосли. Жители города беззаветно верили в Победу и хотели, чтобы солдаты, вернувшись домой нашли Ярославль ухоженным и красивым. Устраивались газоны, были высажены кусты и декоративные деревья, построено 4 бетонные лестницы. В 60-х годах прошлого века благоустройство Волжской набережной было продолжено. Укреплен её нижний ярус. На откосы положены железобетонные плиты. Обновлялась и Коросльная набережная. Беседка, которую вы видите, построена в год 975-летия Ярославля.
Ярославцы спрямили русло реки Которосль. При рытье канала образовался остров. На нем разбит городской парк культуры и отдыха. На нем снимались эпизоды фильмов «Большая перемена» и «Афоня».
Вдоль набережной Которосли идет ряд памятников 17 века: церкви Николы Рубленого, Спаса на городу, Михаила Архангела. А дальше развертывается панорама построек Спасского монастыря. Пройдем по Которосльной набережной, чтобы познакомиться с этими достопримечательностями.
Мы находимся у Медведицкого оврага. Раньше он выходил к пойме реки Которосль. Под обрывом располагались верфи судостроителей. На их средства и выстроена церковь Николы Рубленный город на месте древней надвратной деревянной часовни. Необычное название для каменного храма «рубленый» происходит от рубленого города. Здесь когда-то поднимались его стены. Заходили в храм как матросы – речники, так и торговцы. Мирликийский святитель Николай на Руси почитался как покровитель путешествующих, мореплавателей и купцов. Недаром по форме церковь напоминает корабль. Особенно торжественно проходила в начале 20 века в храме служба на праздник «Входа Господня в Иерусалим», или Вербного воскресенья, как нвзывали его в народе. В этот день по местной традиции, на всех зимовавших в Которосли судах поднимались флаги. В другие дни, в ненавигационный период, делать это было строжайше запрещено.
Церковь Николы Рубленый город – один из самых очаровательных посадских храмов. Все составляющие объемы по своей форме приближаются к какому-либо правильному геометрическому телу (кубу, параллелепипеду, пирамиде, цилиндру). В единый комплекс объединены собственно храм, трапезная и колокольня. Храмы, с которыми мы сегодня познакомились, были 4-х столпными. Главный же объем церкви Николы Рубленый город не имеет столпов. Он перекрыт единым сводом. Церковь поражает своей удивительной стройностью. Храм с острым шатром колокольни, с небольшими, поднятыми на высокие глухие барабаны луковицами как бы устремляется вверх. Это впечатление усиливает изумительное крыльцо. Оно имеет подчеркнуто тяжелые формы. Памятник строг, но несет и черты своего времени: широкие оконные проемы, маленькая главка на шатре колокольни. Создатели храма многое взяли из скверной деревянной архитектуры. Например, голубец. Это двухскатная крыша, которая делалась над иконами, висевшими снаружи. Восьмигранная колокольня поставлена на 4-х стенное основание. Это т.ж. характерно для деревянной архитектуры. Храм не расписан.
В настоящее время в нем расположено фондохранилище и реставрационные мастерские художественного музея. На соседнем холме, как бы перекликаясь с Николой Рубленным, стоит несколько больший по размерам храм. Пересечем Медведицкий овраг и подойдем к церкви поближе.
Перед нами еще один храм 17 века - церковь Спаса Преображения на городу.
Здесь находилась торговая площадь Земляного города.
Это одна из многих построек, заменивших сгоревшие деревянные после великого пожара 1658г. Построена она на средства посадских людей. Храм – типичный образец ярославского зодчества. Церковь лишена подклета и выглядит приземистой. Большие главы на высоких барабанах равны по высоте основному зданию. Сейчас крыша 4-х скатная. Раньше было позакомарное покрытие, и купола казались еще более высокими.
Вокруг среднего объема живописно расположены галереи, приделы, крыльца. У здания два шатра один над колокольней, другой – над приделом. Шатровый придел имеется только у северо-восточного угла. Если бы шатровая колокольня была построена у южной стены, то композиция была бы симметричной. Колокольня же построена у северной стены, рядом с шатровым приделом. Очевидно, что зодчий хотел выделить именно этот фасад, и не зря. Северный фасад церкви в древности выходил на торговую площадь.
Барабаны украшены арочными поясами, а карнизы и арки колокольни - поребриком. Поребрик – это декоративный пояс. Он выкладывается из кирпича. Кирпич ставится наискосок так, чтобы наружу выступал угол – ребро кирпича. Наличники окон – двойные килевидные. Шатры – не такие острые, как у Николы Рубленного.
Церковь расписана ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Один из приделов действующий. В нем проходят службы. Не смотря на скромное декоративное оформление церкви Спаса на городу, мощное пятиглавие и два шатра делают её одной из самых красивых на набережной Которосли.
Продолжим наш путь по Которосльной набережной.
За кирпичной оградой возвышается церковь Архангела Михаила.
Это еще один памятник 17.века. Сооружалась она 25 лет в складчину на средства прихожан. А расписан храм был спустя почти полвека.
Храм 5-главый на высоком подклете. Северный придел - в виде башни. Колокольня тяжелая квадратная, крыльцо на ползучих арках. Все это роднит храм Михаила Архангела с ранними ярославскими церквами. Верхняя часть памятника имеет черты, которые свойственны ярославской архитектуре конца 17 века. Это крупные главы и барабаны, высокие окна, 4-х скатное покрытие над декоративными закомарами. Нарядное крыльцо отделано изразцами. Вместе с лестницей поднимаются ползучие арки. Наряден вход с двойной, очень богатой и сложной аркой. По середине свисает гирька. Ширинки украшены изразцами. Интерьер церкви расписан в 18 веке ярославскими мастерами под руководством Федора Федорова. В советское время здесь был склад. Сейчас это действующий православный храм.
Все 3 церкви на набережной Которосли, с которыми мы с вами сегодня познакомились (Николы Рубленный город, Спаса на городу, Михаила Архангела) образуют единый архитектурный ансамбль. Они стоят на равных расстояниях, равномерно уменьшаясь в размерах по мере удаления от монастыря. Вместе с уменьшением размеров растет легкость шатров.
Мы остановились у Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря. Вам сейчас предстоит знакомство с этим замечательным памятником. Нередко его называют кремлем, т.е. крепостью. Спасо- Преображенский монастырь не раз защищал горожан о врагов. Самое высокое монастырское строение- звонница. Вся жизнь русского человека проходила под звон колоколов. Звоном предупреждали о нашествии врага и пожарах, радостным трезвоном встречали дорогих гостей. В Ярославле было три завода, отливавших колокола. Принадлежали они Оловянишниковым. В петровскую эпоху Оловянишниковы были крестьянами Спасо-Преображенского монастыря. Они делали для братии миски, кружки, ложки и прочию утварь из олова.
А наша пешеходная экскурсия по заповедной части древнего, но вечно молодого Ярославля заканчивается. Специалисты признают, что особенностью нашего города является гармоничное сочетание старины и современности. Волга, её приток Которосль, многочисленные парки и скверы служат как бы обрамлением одной из жемчужин Золотого кольца России, имя которой - Ярославль. Я надеюсь, что вы не раз вспомните наш город, перелистывая книги по истории русского искусства, перечитывая строки Некрасова или слушая голос Собинова.