kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕХНИКИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «аутизм» стал использоваться при описании ин­дивидуальных особенностей, связанных с преимуществен­ной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопро­вождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.

Аутизм детский - свойство ребенка или подростка, раз­витие которого характеризуется резким снижением контак­тов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНИКИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА»

ТЕХНИКИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Аутизм (греч. autoсам) — крайняя форма и состояние психологического отчуждения; выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действитель­ностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний. Термин был введен для обозначения психиче­ских нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, от­ключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем и желаний, проявляемых как попытки избежать лю­бых контактов, как отсутствие потребности в совместной деятельности.

Термин «аутизм» стал использоваться при описании ин­дивидуальных особенностей, связанных с преимуществен­ной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопро­вождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.

Аутизм детский - свойство ребенка или подростка, раз­витие которого характеризуется резким снижением контак­тов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении.

В психологии принято выделять 4 группы аутизма у де­тей, в зависимости от степени его выраженности и характе­ра проявлений.

Первая группа. Для детей первой группы характерны от­решенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самооб­служивания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Прогноз в данном случае наименее благоприятный.

Вторая группа. Детям второй группы свойственно отвер­жение внешней среды. Тут характерны многочисленные стра­хи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, од­носложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа яв­ляется самой многочисленной. Прогноз их развития благо­приятнее: при соответствующей длительной коррекционной работе они даже могут обучаться в массовой школе.

Третья группа. Для детей следующей группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, тут лучше развита речь, выше уровень когнитивного развития. Они менее зависи­мы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоян­ном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благо­приятен: при успешной коррекционной работе эти дети так­же могут обучаться в массовой школе.

Четвертая группа. Отличительная черта детей послед­ней группы - сверхтормозимость. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто не уверены в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведен­ческих штампов, который облегчает их адаптацию к коллек­тиву. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития детей этой группы наиболее бла­гоприятный. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной коррекции.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих де­тей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходима обратная связь: дово­лен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких общение с ними и т. д. Однако получить эту обратную связь родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взрослые (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. В школе они могут проводить с ребенком перемены, помогая ему налаживать контакт со сверстниками, или присутствовать вместе с ним и на уроке. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает им выработать эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.

К сожалению, многие родители недооценивают значение распорядка дня, который для аутичного ребенка является одним из важнейших условий успешной адаптации, формирования у него чувства безопасности. Желательно, чтобы основные моменты режима не только проговаривались и со­блюдались взрослыми, но и были изображены в виде понят­ных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что он крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать агрессию. Чтобы не провоцировать подобные приступы, следует поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и дел. Для аутичного ребенка очень полезны семейные ритуалы, которые обеспечивают его спокойствие и уверенность в себе. Например, следующие один за другим вечерние действия: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж — подгото­вят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Основные правила воспитания аутичных детей:

  1. Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

  2. Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда после­довательности различные повседневные процедуры и режи­мы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отве­дите специальное место для одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлеж­ности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему рас­положения игрушек или предметов на столе и в столе.

  3. Обучайте ребенка пользоваться картами, схемами и т. д.

  4. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

  5. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления
    от произведений искусства (музыки, театра и т. д.), организуйте совместное прослушивание музыки, про­смотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

Упражнения для индивидуальной работы с аутичными детьми

Упражнение «Собираем головоломки»

Упражнение направлено на развитие коммуникативных умений. Собирать головоломки — один из любимых видов Деятельности многих аутичных детей, поэтому упражнение доставляет им большое удовольствие.

Сначала ребенку предлагают собрать одну или нескольким головоломок, соответствующих его возрасту и умственному развитию. Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребёнок складывает знакомую головоломку и обнаруживает, что детали не хватает. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Упражнение «Говорящие рисунки»

Упражнение направлено на развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.

Ребенок получает пиктограмму и выполняет изображен­ное на ней действие. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После не­большого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ро­лями. Теперь уже взрослый выполняет задание, схематично изображенное ребенком, а затем отвечает на его вопросы.

Упражнение «Симметричные рисунки»

Упражнение направлено на развитие коммуникативных способностей, умения работать с партнером.

Взрослый предлагает ребенку вместе нарисовать симмет­ричный предмет. Каждый рисует половину по одну сторону от оси: ребенок - справа (или слева, если он левша), взрос­лый - с другой стороны, симметрично. Взрослый заранее наносит на лист ключевые точки рисунка (по мере разви­тия навыка таких точек можно делать меньше или наносить только одну, начальную). Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят линии в одном ритме.

Упражнение «Рисуем мультфильм»

Упражнение направлено на развитие коммуникативных способностей и учит восстанавливать последовательность происходящих событий.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить основные собы­тия, которые происходили в течение дня (вчера или сегодня). Длинный узкий лист бумаги складывают в гармошку так, чтобы получились карточки небольшого размера. Взрослый вместе с ребенком делает зарисовки к основным моментам дня. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошко и устраивает просмотр «мультфиль­ма»; «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» — и т. д. По окончании занятия ребенок может взять «мультфильм» с собой, чтобы посмотреть его дома вместе с мамой и папой. Игру следует проводить в течение нескольких занятий.

Упражнение «Волшебный сундучок»

Упражнение способствует развитию тактильных ощуще­ний, формированию навыков связной речи. В основе игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных де­тей — разглядывание и изучение новых предметов.

В красиво оформленный сундучок кладут различные мел­кие предметы. Надо доставать их из сундучка, рассматривать, играть с ними. Можно построить занятия на закрепление свойств предметов: фантазировать, где это может пригодит­ся, и т. д. В сундучок можно класть небольшие игрушки, а также лоскутки ткани, меха, пуговицы, клубочки пряжи и другие предметы, из которых можно изготовить различные поделки, чтобы ребенок захотел и на следующих занятиях вернуться к волшебному сундучку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ТЕХНИКИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Автор: Толмачева Ксения Юрьевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства