Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | Читает стихотворение и подводит детей к теме классного часа. -Ребята, а какое сейчас время года? Наш классный час нам бы хотелось начать со стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, посвящённое осени.(Есть в осени первоначальной…) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… -Ребята похоже описание осени в стихотворении, на нашу осень? -Как вы считаете, какова тема нашего классного часа? Сообщает тему, и проводит беседу, предлагает рассмотреть картины. -А именно, праздник осени. -Ребята, а как же празднуют этот праздник? -Ребята, осень- это очень красивое время года, она послужила музой многим художникам. Обратите внимание на экран, кто из вас знает, как называется эта картина. -Почему, она так называется? - А кто из вас знает, кто является автором данной картины? -А как вы считаете, кто написал следующую картину? - Как она называется? - Ребята, а какие признаки осени вы знаете? - А как вы думаете, чем занимаются в это время года люди? - Ребята, вы всё верно сказали, но ещё наша осень славится сбором урожая. Какие фрукты и овощи собирают осенью? Организует и проводит игру «Собери урожай». - Абсолютно верно, а сейчас давайте на минуточку представим себя сборщиками урожая. На доске вы видите две пустые корзины, которые необходимо наполнить. -Как вы думаете, чем мы будем их заполнять? - Ребята, вы абсолютно правы, но когда мы несли корзины, все фрукты и овощи выпали из них и разбежались по классу. Вам необходимо найти их, и правильно распределить по корзинам. - Ребята, большое вам спасибо за то, что помогли нам, без вашей помощи мы бы не справились. Предлагает провести «Рекламу овощей» -Ребята, вы выдели много реклам по телевизору, а ваши одноклассники подготовили вам «Рекламу овощей». Лук: Лук зелёный - объеденье! Он приправа к блюдам. Ешьте, дети, лук зелёный: Он полезен людям. Витаминов в нём не счесть - Надо лук зелёный есть! И головки лука тоже Нам полезны и пригожи! Морковь: А морковочка-подружка Дорога и люба. Ешьте, дети, все морковь, Отчищайте зубы. Помидор: А я - толстый помидор, Витаминов полный. Очень долго я расту - Возраст мой преклонный. Сначала я зелёным был, Но август - месяц наступил - Стал краснеть я день за днём, Чтобы взяли меня в дом. .Ешьте, дети, помидоры, Пейте сок томатный: Он полезный, витаминный И на вкус приятный. Огурец: Превосходный огурец Лежит на рыхлой грядке. Ешьте, дети, огурцы, Будет всё в порядке! Репа: Наша жёлтенькая репка Уж засела в землю крепко. И кто репку ту добудет, Тот здоровым, сильным будет. Картофель: Посадили мы картошку Ещё в мае-месяце. Выросла она на диво - И крупна, и так красива! А картошка - хлеб второй, Это знаем мы с тобой. Собирай картошку смело, Не жалей ты сил для дела! 5.Мы представили сегодня Вам рекламу для борщей. Для здоровья и для силы Ешьте больше … О - во- щей! - Конечно же вы знаете, что осень бывает разная ( то дождливая и пасмурная, то теплая и солнечная) Предлагает отгадать загадки. -Ребята, виновница нашего торжества- Осень, приготовила нам загадки, давайте их отгадаем. 1. Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто… (листопад) 2. Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь) 3. Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (лужи) 4. Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь) 5. Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) 6. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — … (Осень) - Ребята, обратите внимание на экран. -Что вы увидели ? Проводит музыкальную физминутку. -Дети, мы сегодня много узнали об осени, а что же делают птицы в это время года? -А все ли птицы улетают в тёплые края? Проводит беседу о зимующих и перелётных птицах. -А каких вы знаете птиц, которые не улетают на юг, а остаются с нами? -Ребята, а что интересного вы знаете о воронах? -Ребята, а вы знали, что живущие в неволе вороны могут научиться говорить лучше, чем некоторые попугаи. Эти птицы также способны перенять звуки автомобильных двигателей, животных. В дикой природе вороны часто подражают волкам и лисам. Эмитируя их клич, воронам нередко удается отпугнуть их от добычи и полакомиться остатками. -Ребята, а что интересного вы знаете о дятлах? - А как вы думаете, как долго дятлы строят себе жилище? Сообщает детям интересные дополнительные сведения. -На самом деле, Обычный дятел тратит на создания своего жилья совсем немного времени, максимум до двух недель. Но, есть и такие представители, которые по несколько лет строят для себя комфортные условия пребывания в природе . -Ребята, а каких вы знаете птиц, которые улетают в тёплые края? -А кто из вас знает, куда соловьи улетают зимовать? -Оказывается, что соловьи зимуют в Африке. -Ребята, Осень подготовила ещё одно задание для вас. Сейчас мы будем перечислять вам птиц, и если это птица перелётная вы хлопаете в ладоши, а если эта птица остаётся на зиму с нами, то топаете. Будьте очень внимательны. Ворона(н),ласточки(п,) воробей(н), голубь(н),журавли(п), лебедь(п),синица(н),соловей(п), дятел(н),грач(п), ворон(н). -Ребята какие вы молодцы, очень быстро справились с заданием. -Ещё издавна русский народ, сочинил много пословиц и поговорок об Осени. -Ребята, а какие вы знаете пословицы об осени? -С некоторыми мы свами сейчас познакомимся. Осень — перемен восемь. Осень — собериха, зима — подбериха. Осенью и воробей богат. -Ребята, а теперь обратите внимание на ваши парты, на них лежат конверты с пословицами, которые разделены на части, и вам нужно из соединить. Осень — перемен восемь. Осень — собериха, зима — подбериха. Осенью и воробей богат. -Ребята, а как вы понимаете смысл данных пословиц? -Какие вы молодцы, хорошо справились с заданием.
| -Осень Внимательно слушают стихотворение -Похожа она такая же солнечная, тёплая, красивая. -Осень -Поют песни, танцуют весёлые танцы, читают стихи, играют в игры. -«Золотая осень» -Картина очень светлая и яркая, очень много золотых красок. - И. Левитан. -С. Жуковский -«Осень. Веранда.» - Желтеют и опадают листья, становится холоднее, идёт дождь. - Отдыхают на море, убирают во дворе, гуляют. - Айва, яблоки, груши, виноград, тыква, морковь, кукуруза, капуста, лук. - Фруктами и овощами - Дети ищут фрукты и овощи, распределяют по корзинам. -Выходят дети и показывают рекламу. Внимательно слушают учителя. Отгадывают загадки. - Листопад -Дождь -Лужи -Сентябрь -Ноябрь -Осень. - Мы думаем, что Осень осталась довольна нашими ответами. Выполняют физминутку. Дети принимают участие в беседе. -Одни улетают в тёплые края. - Нет не все, некоторые птицы остаются на зиму. -Ворона, воробей, голубь, синица, дятел, ворон. -Они вьют на деревьях гнёзда, Питаются зёрнами. - Внимательно слушают учителя. - Дятлы питаются насекомыми, которые живут в коре деревьев. - Пару дней. -Ласточки, журавли, лебеди, соловей, грач. -На юг. Внимательно слушают учителя, играют в игру Вспоминают пословицы и поговорки. Осень велика, зима долга. Осень идет и за собою дождь ведет. Осень прикажет, а весна свое скажет.
Собирают части пословиц. - Осень — перемен восемь. Эта пословица означает, что осенью очень часто меняется погода то идёт дождь, то светит солнце, от очень холодно. Осень — собериха, зима — подбериха. Осенью мы собираем урожай, а зимой мы пользуемся этими запасами . Осенью и воробей богат. Осень- это такое время года, когда мы собираем урожай, которым все питаются.
| Беседа Беседа Игра Беседа Игра Беседа Игра Беседа Рассказ Беседа Рассказ Беседа Игра Беседа Игра Беседа |