Просмотр содержимого документа
«Технология организации самостоятельной работы обучающегося »
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания…
П. Фани, А. Мамфолд
Сущность самостоятельной работы
Вид деятельности
Метод обучения
Форма организации деятельности
Средство обучения
Признаки самостоятельной работы
1. Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и времени на их выполнение;
2. Проявление умственного напряжения обучаемыми для правильного выполнения того или иного действия;
3. Проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач;
4. Наличие результатов работы, отражающей понимание проблемы.
5. Владение навыками самостоятельной работы.
Дидактические задачи самостоятельной работы:
Мотивирует учащихся к освоению учебных программ;
2. Повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
3. Научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
4. Способствовать развитию навыков, умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности
Этапы выполнения самостоятельной работы
Шаг 1
Шаг 2
Цель
Шаг 3
Задачи
Шаг 4
Готовность
Шаг 5
Способ действия
Шаг 6
Планирование
Шаг7
Реализация программы
Самоконтроль
Характеристика технологии организации самостоятельной работы обучающегося
Нетрадиционные приемы организации самостоятельной работы
Стратегия «Трехчастные дневники»
Раздел 1
Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление
Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату. Какие мысли это вызвало и какой вопрос возник?
Раздел 2
Мои собственные размышления по теме:
Раздел 3
Письмо к преподавателю
Нетрадиционные приемы организации самостоятельной работы
Стратегия «Таблица-синтез»(составил И. О. Загашев)
Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.
Веб квесты
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Цели вЕб-квеста
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций;
реализация креативного потенциала;
повышение личностной самооценки;
развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
виды заданий для веб-квестов
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Фреймирование
Фреймирование – лежит в основе структуры электронных учебников, которые нужны для самообразования, развития умения работать самостоятельно.
Интеллект-карта
Это инструмент, позволяющий:
Эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
Мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты
Это очень красивый инструмент для решениятаких задач, как: проведение презентации, принятие решений, планирован6ие своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов и т.д.
Пример интеллект-карты
Кейс-технологии
Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, которая заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
отличаться «драматизмом» и проблемностью;
показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
содержать необходимое и достаточное количество информации.
Список Литературы
1. Крылова О.Н., Даутова О.Б.
Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. Пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. Санкт-Петербург.: КАРО, 2006 г.-176 с.
2. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург.: «Альянс «Дельта», 2003 г. – 152 с.