kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения, как фактор достижения «ситуации успеха» каждого учащегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения, как фактор достижения «ситуации успеха» каждого учащегося»

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения,

как фактор достижения «ситуации успеха» каждого учащегося



Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения:

  • самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

  • принимать самостоятельные и ответственные решения;

  • планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;

  • принимать ответственность за себя и своё окружение;

  • строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В её рамках не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог — ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

При подготовке и проведении личностно ориентированного занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

Образовательная модель строится на следующих принципах:

Целью обучения должно быть развитие личности. Педагог и ученики являются равноправными субъектами обучения.

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности.

Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогу при подготовке и проведении личностно ориентированного занятия надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. На личностно-ориентированном занятии создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком занятии господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, занятие становится более интересным, привлекательным, результативным. И наконец, самое важное — он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

- комплектование учебных групп однородного состава;

- внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

- профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

На мои занятия в кружке приходят дети, начиная с 6-летнего возраста. Этап жизненного пути (от 5 до 11 лет) называют среднее детство. На этом этапе формируются чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Ребенок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

Подростковый период и юность (от 11 до 20 лет). Определяются планы на будущее, актуальными становятся вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?». Складывается мировоззрение. Ребенок в своем поведении часто ориентируется на нормы взрослых. Он становится способным сознательно брать на себя роль лидера в группе сверстников и при необходимости подчиняться им.

Педагогический процесс на занятиях в объединении осуществляю через создание условий, реализацию творческого потенциала ребенка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

Очень важны отношения детей в коллективе. Дружный творческий коллектив помогает детям чувствовать себя единым целым. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, беседы, поручения, а также помощь младшим и вновь прибывшим обучающимся дает уверенность в себе и чувство удовлетворения.

При организации занятий использую следующие принципы обучения:

  1. Творчества – развитие фантазии, образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.

  2. Природосообразности – развитие природных склонностей ребенка и его способностей.

  3. Индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и желаний каждого ребенка. На занятиях поощряется творческий подход к выполнению любой работы.

  4. Коллективизма – изготовление коллективных работ и композиций через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.

На занятиях по бисероплетению стремлюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка: подобрать оптимальные приемы и методы, способствующие включению ребенка в активную деятельность на уровне потенциальных возможностей, расширяющие эти возможности, воздействующие на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности ребенка, потому что:

  • переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах;

  • у ребенка появляется желание достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников;

  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Вывод: личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Любовь Михайловна

Дата: 15.03.2018

Номер свидетельства: 462004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства