Технология «Портфолио ученика» совершенно новая, которая только пробивает себе дорогу в жизнь. Данная технология как нельзя лучше вписывается в дидактическую систему и как бы придает ей определенную завершенность, целостность. Из всего разнообразия инновационных направлений в развитии современной дидактике я выбрала технологию «Портфолио ученика» по трем причинам:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология «Портфолио ученика»»
Технология «Портфолио ученика»
Губарева И.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ №31
Технология «Портфолио ученика» совершенно новая, которая только пробивает себе дорогу в жизнь. Данная технология как нельзя лучше вписывается в дидактическую систему и как бы придает ей определенную завершенность, целостность. Из всего разнообразия инновационных направлений в развитии современной дидактике я выбрала технологию «Портфолио ученика» по трем причинам:
Во – первых, потому, что в условиях ещё существующей у нас классно – урочной системы занятий данная технология наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
Во - вторых, потому, что, это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
В - третьих, данная технология хорошо сочетается с профилем нашего образовательного учреждения– школы с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.
Это наиболее популярная в настоящее время во всех развитых странах мира технология.
Цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Работая в этой технологии уже 4 года, для себя сделала следующие выводы:
В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность.
Роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении.
Ответственность за успех учебной и внеучебной деятельности учащиеся в большей степени берут на себя.
Что такое «портфолио ученика»? – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывался учителем и предполагает:
Творческие письменные работы и проекты.
Достижения в учебной и внеклассной деятельности (грамоты, похвальные листы и пр.)
В нашей школе разработаны модели портфолио для ученика основной и средней школы, а также много других моделей портфолио: предметное портфолио, семейное, портфолио учителя и т.д. Мы воспринимаем портфолио и как индивидуальный образовательный маршрут ученика, поэтому в нем есть и планы ребенка в освоении наук, и предпрофильная подготовка, и самоанализ своей деятельности.
Ученик по собственному выбору, либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно ( тесты, сочинения), во внеклассной работе ( проекты, доклады, сообщения и пр.). отбор работ ведется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. «Портфолио» или отдельные работы предваряются объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе – самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
В конце учебного года ученик выставляет свой «Портфолио» на презентацию в классе на классном собрании и на родительском собрании (по желанию). Ученики, которые защищают свой «Портфель», показывают свои продвижения в выбранных областях, доказывают, что они приложили максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, ребят. Ученик показывает, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и делает выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в данной области. Такое «Портфолио» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры поведения и пр.
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
- особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
- умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
- особенности коммуникативных умений ученика (в участии дискуссии, в аргументации своей позиции, в ведении диалога…)
Систематичность и регулярность:
- если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или другого предмета, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в своё «портфолио. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые корректировки, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет, самооценку: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.
Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных работ.
Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
Тематическая завершенность представленных работ.
Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика.
При подготовке «Портфеля» нужно сосредоточить свое внимание на следующих позициях:
самостоятельность мышления ученика;
определение временного периода создания «Портфолио»;
взаимосвязь знаний;
отражение собственной позиции ученика;
процесс решения проблем.
К оформлению титульного листа «Портфеля» ребята подходят творчески и самостоятельно с указанием фамилии, имени ученика, класса, так как данные «Портфели» ребята презентуют не только в своем классе., но и в конце года принимают участие в школьном конкурсе «Лучший ученик года школы», финальным этапом которого становится публичная защита своего портфолио. Подходы к созданию «Портфолио» могут быть разными в зависимости от выбранных областей, сроков его создания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. «Портфолио» не обязательно создавать только по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравственных ценностей. Школа должна создать условия для формирования личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.