kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО БИСЕРНОМУ МАСТЕРСТВУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В бисерном рукоделии используется шесть наиболее распространенных технологических приемов. Каждый из них представляет определенный интерес и используется для создания разных изделий. В начальных классах не все из них возможно применить. Многие технологические приемы сложны для младших школьников в ходе учебной работы, но на занятиях кружка задания могут значительно усложняться. Поэтому важно построить строгую систему обучения. Обучение в каждой следующей параллели должно опираться на знания и умения, полученные ранее, и давать знания и умения более высокого уровня или более широкого плана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО БИСЕРНОМУ МАСТЕРСТВУ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

В бисерном рукоделии используется шесть наиболее распространенных технологических приемов. Каждый из них представляет определенный интерес и используется для создания разных изделий. В начальных классах не все из них возможно применить. Многие технологические приемы сложны для младших школьников в ходе учебной работы, но на занятиях кружка задания могут значительно усложняться. Поэтому важно построить строгую систему обучения. Обучение в каждой следующей параллели должно опираться на знания и умения, полученные ранее, и давать знания и умения более высокого уровня или более широкого плана.

Низание - самый распространенный способ нанизывания (продевания нити сквозь отверстия) бусин, бисера и стекляруса на нитку с иголкой (или с двумя иголками) или без иголок вообще. Изделия получаются двусторонними. Главная особенность состоит в том, что бисеринки постоянно донизываются на нить. Вторая особенность - в процессе изготовления изделий главную роль играют 1 или 2 конца нити (1 или 2 иголки при их использовании).

Низание в одну нить. Снизки - низание бусин 1, 2 и более цветов на 1 конец нити - бывают ровные и с пупырышками, зигзаг (кривулька, гармошка). Снизки - наиболее простой способ низания бисера в одну нить. В этом случае на нить с иглой или без нее нанизывались бусины или бисер одного цвета или разноцветные в определенном порядке. Каждую снизку можно делать как самостоятельное украшение - длина должна быть достаточной для надевания через голову (несколько замочков от каждой из снизок использовать неудобно). А можно несколько снизок прикрепить к одному замочку, получив единое украшение. Все бусины в изделии могут быть одного размера, можно сочетать некоторое количество бусинок меньшего размера с крупными бусинами, чередуя их по своему усмотрению.

Низание в две нити. Основным видом низания в две нити является низание «в крестик» - густая сетка с крестообразным расположением бисеринок; ромбами. Низание «в крестик» может выполняться в одну нить или в две нити. Низание в две нити проще для понимания, хотя для части изделий низание в одну нить оказывается предпочтительнее. Низание «в крестик» может выполняться на нитках, на леске и на проволоке. Это зависит от конкретного изделия. Объяснение этого приема построено на наблюдении: детям легче выполнять симметричные действия, особенно в начале обучения. Процесс обучения лучше вести фронтально. После усвоения детьми данного способа можно переходить к работе по раздаточным карточкам. В карточках могут быть предложены различные варианты цветового решения, взаимного расположения цветов. Степень сложности задания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальные карточки частично помогут решить проблему отстающих детей (пропуск уроков по болезни, неразвитое пространственное мышление, неусидчивость и другие причины), а также детей, для которых общее задание оказывается слишком простым. Низание «в крестик» - основа многих украшений, изготавливавшихся в XVII-XX веках. На основе этого низания построены некоторые варианты типа «Лодочка» и другие.

Для народных украшений более характерно низание двумя рабочими концами нити. В качестве нити в старину использовали прочную льняную нить, а также конский волос, который позволял работать без иголки. Крестьянские девушки и женщины низали ажурные воротники и ожерелья, украшения в виде подвесок, косоплеты и косники. Для головных уборов низали поднизи, рясны и позатыльни, а также различные виды бисерной бахромы. Бисерной бахромой и кистями украшали пояса. Из бисера и стекляруса делали нагрудные и наспинные украшения для себя и своих любимых - мужской праздничный костюм также декорировался изделиями из бисера и стекляруса. Основными украшениями из бисера были длинные полосы гайтанов и герданов, грибатки, серьги, кисти к поясам.

Параллельное низание на проволоке незаменимо при изготовлении листьев и лепестков. Параллельное низание на леске или мононити позволяет выполнить изделия, имеющие некоторый объем, - двусторонние браслеты, ящерицы, крокодильчики и другие. Получение объема достигается за счет упругости лески. При подтягивании нити один ряд образует некоторую выпуклость в одну сторону, следующий ряд - в другую сторону. Именно чередование выпуклости рядов и формирует объем. Зато при низании элементов бус и других украшений в форме плотных ромбов нельзя обойтись без крепкой нитки, так как нитка сохранит ромбовидную форму элемента.

а леска может спружинить и придаст ненужный здесь объем. При выполнении ромбовидных элементов достаточной жесткости нужно использовать проволоку.

Объемное низание - это низание «в столбик» или «столбиком». В результате получаются шнуры круглые или квадратные, ажурные сетки; мозаика (плотное низание) - не путать с мозаикой как технологический прием. Кроме того, низать можно старинным способом в четыре, шесть и более ниток.

По направлению низания можно выделить следующие способы.

Продольное низание - это низание изделия в длину. Этот способ применяется для изготовления цепочек и некоторых видов ожерелий. При этом в работе могут использоваться как одна нить, так и несколько. Нити могут присоединяться в начале каждого нового ряда или начинаться в одной точке, например, быть прикреплены к одной половине замочка.

Поперечное низание - это низание поперек изделия, по его ширине. В поперечном низании чаще используется один рабочий конец нити, хотя могут участвовать и два конца нити. Ширина изделия чаще остается постоянной. Изделие имеет вид сетки из ромбов - это всевозможные цепочки в полромба, в один, полтора, два, два с половиной и три ромба, цепочка «фонарик». Поперечным низанием выполняется и самое плотное низание - «мозаика».

Угловое низание выполняется из двух симметричных половин. Готовое изделие или его элемент имеют форму уголка. Оно используется для низания кулонов или колье. Угловое низание напоминает «лесенку», то есть ряды нижутся на разном уровне. Причем низание начинается в центре изделия двумя концами нитей, а затем нижется каждая половина своим концом нити. По внешнему виду оно напоминает поперечное низание. Угловое низание часто используется при низании листьев и лепестков. Угловое низание можно изучать после освоения детьми приемов поперечного низания, его можно считать частным случаем поперечного. Угловое низание лучше изучать в 4 классе.

Круговое низание - элементы нижутся по кругу. В готовом виде изделие имеет форму круга. При соединении элементов друг с другом можно получить самые разные по форме части изделия: ромбы, цветы, большой круг. Изделия, выполненные круговым низанием, состоят из отдельных элементов, соединяемых друг с другом в определенной последовательности. Каждый элемент нижется своей ниткой. Соединение элементов производится в процессе низания разными способами: вплотную друг к другу или с помощью промежуточных цепочек, выполненных разными способами. В некоторой степени соединение элементов, выполненных этим способом, напоминает кружевные изделия фриволите или выполненные крючком. Круговое низание - самое сложное для восприятия из всех плоских видов низания. В учебной работе его не следует включать ранее 4 класса.

Из перечисленных способов низания наиболее простыми являются продольное и параллельное. Этим способам можно обучать учащихся с 1 класса. Поперечное низание сложнее. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся этот способ рекомендуется изучать в 3 или даже в 4 классе. Для объяснения выполнения поперечного низания обязательны показ на крупных бусинах и соотнесение показа со схемой на доске или таблице. Схема должна достаточно подробно показывать алгоритм работы. Это относится как к низанию ромбами (различные по плотности сетки), так и к низанию «мозаика». Самым сложным для объяснения, показа и понимания является низание «в столбик», «столбиком». Этим способом нижут различные шнуры и жгуты.

Во время объяснения этого вида низания учителю не обойтись без объяснения по группам. Причем в группе должно быть не более 5 человек, чтобы они свободно разместились позади учителя и хорошо видели бы его руки во время показа и объяснения. Кроме того, низание «в столбик» лучше выполнять с помощью бисерной иглы, что вносит дополнительные сложности организационного плана (раздача иголок, их сохранность во время работы, сбор в конце урока, вопросы техники безопасности). Поэтому была разработана схема так называемого «ложного шнура». Он выполняется в комбинированной технике, способом наложения. Сначала выполняется цепочка «в крестик» (иногда ее называют «цепочка квадрат»). Затем бисером того же или контрастного цвета производится своеобразное «обвивание», «обнизывание» этой цепочки.

Используя бисер не только разного цвета, но и разной величины, можно получить самые разнообразные объемные цепочки-жгуты. Получившиеся цепочки можно использовать как самостоятельные, очень эффектные изделия, а можно на их основе создавать еще более сложные внешне изделия.

Плетение - способ изготовления изделий из уже нанизанных на нитку или нашитых на тесьму бусинок или зерен бисера. При этом способе процесс изготовления изделия выполняется руками путем переплетения заранее подготовленных нитей или тесьмы. Иголки в плетении не используются.

Приведение в пример плетения косичек в три, четыре и более прядей из ниток, тесемок и сутажа, ниток мулине или проволоки поможет детям правильно понимать и использовать оба термина.

Плетение плоское и объемное. Плетение выполняется руками без использования иголки. Результат плоского плетения - косички и тесьма, объемного - шнур. Но это не те шнуры и жгуты, которые выполняются низанием «в столбик». Бусинки в плоском и объемном плетении заранее нанизываются на нитки или проволоку, а затем нити переплетают.

Ткачество на станке является интересным видом работы. Очень похоже на ткачество тканей, но требует оборудования каждого рабочего места станочком для ткачества. Это достаточно сложно по двум соображениям. Во-первых, такой станок стоит довольно дорого. Выполнить его в школьной мастерской возможно только при наличии материалов. Во-вторых, станок даже для изготовления небольших изделий (браслетов, медальонов и других) имеет длину не менее 60 см. Это затрудняет размещение станков на плоскости парты (двухместного стола). И снова встает вопрос об использовании иголок. Поэтому в урочной работе лучше использовать ткачество (тканье) на руке, которое внешне мало отличается от станочного, но не создает дополнительных трудностей. При ткачестве на станке все бусинки располагаются плотно ровно по отношению друг к другу. При ткачестве на руке бусинки четных рядов слегка наклонены в одну сторону, а в нечетных рядах - в другую.

На занятиях кружка эта техника может изучаться с большим интересом учащихся к данному виду работы. Полотно, сотканное на станке, выглядит более ровным. В полотне, сотканном на руках, бусинки имеют наклон, разный в четных и нечетных рядах. Для ручного ткачества можно использовать рисунки для вышивания крестом - каждой клеточке узора соответствует бисеринка.

Бисерное вышивание выполняется стежками типа глади и «в прикреп». Для младших школьников надо подбирать несложные рисунки и не вышивать фон. Как и для ткачества, для вышивки можно использовать рисунки вышивки крестиком.

Вязание бисером используется при изготовлении объемных изделий типа вазочек, кошельков, футляров, чехольчиков.

Вышивание и вязание с использованием бисера на уроках изучать нецелесообразно. Вышивание требует очень большого внимания со стороны педагога. При количестве учащихся в классе около 30 человек педагог просто не в состоянии уделить его всем учащимся в должной мере. Вязание бисером требует не только внимания педагога, которое должно уделяться учащимся в еще большей мере, но еще и наличия навыков вязания у самих детей. Эти виды рукоделия лучше выносить на занятия кружка. Хотя, конечно, простейшие вышивки бисером можно выполнить. При этом надо соблюдать правила безопасной работы. Бисер должен быть такой величины, чтобы в его отверстия свободно проходила бы иголка. Перед обучением вышиванию бисером обязательно надо вспомнить приемы вышивания нитками.

Мозаика раньше выполнялась на основе из воска, сейчас можно использовать пластилин.

Г







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО БИСЕРНОМУ МАСТЕРСТВУ

Автор: АВАКЯН АНЖЕЛА МИХАЙЛОВНА

Дата: 21.06.2016

Номер свидетельства: 335740


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства