Члены команды по очереди называют инструменты и оборудование по обработке древесины, рассказывают об их назначении. Выигрывает та команда, за которой осталась последняя информация.
2. Сообщение темы и цели урока.
III. Изложение программного материала.
1. Слово учителя.
Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом русского народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX-XIV столетиям.
Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки).
Техник резьбы Тю дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона.
Основными видами древесины для резьбы служили липа, осина, береза, ольха, самшит, дуб.
Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры.
Примечание. Целесообразно на уроке ознакомить учащихся с основными видами мозаики и простейшими приемами ее выполнения, а практические работы проводить на занятиях кружка (факультатива) с наиболее подготовленными и имеющими желание учащимися.
2.Терминологическая работа.
Мозаикой называют орнаментное и сюжетное изображение из отдельных частей различных металлов на поверхности древесины.
Орнаментом называется узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений, его составляющих, - это орнамент. Он может состоять из геометрических фигур, листьев, цветов, плодов, птиц и зверей.
Слово «орнамент» произошло от латинского «omamentum» -украшение. С давних пор люди начали украшать посуду, предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры наносились на стены, полы и потолок зданий (см. Приложения, рис. 37).
Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке.
Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Здесь в узоры иногда вплетали надписи.
Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов. (См. Приложения, рис. 38.)
Различают несколько видов мозаики:
инкрустация;
интарсия;
маркетри;
блочная мозаика.
Инкрустация - это украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинок металла, перламутра, слоновой кости и других металлов.
Узор из металлических жилок называется филигранью и применяется для отделки дверей и мебели. (См. Приложения, рис. 39.)
Интарсия - это инкрустация деревом по дереву. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различных контуров и текстуры. (См. Приложения, рис. 40.)
Маркетри - это украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различной текстуры..
Блочная мозаика - основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок дерева, и затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором. (См. Приложения, рис. 41.)
3. Технология изготовления мозаичных наборов. Учитель. Инструментом для резания древесины является
плоский нож-резак. (См. Приложения, рис. 42.)
Для удобства выполнения резьбы применяются ножи с различными лезвиями и ручками. (См. Приложения, рис. 43.)
4. Показ различных приемов вырезания элементов из шпона учителем.
IV. Практическая часть.
Выполнение задания:
li Сделать рисунок (эскиз) с элементами мозаичного набора; согласовать с учителем .
Подобрать инструменты, материалы, приспособления для работы над мозаикой.
Нанести рисунок и вырезать заготовку.
Склеить в набор.
Учитель постоянно оказывает практическую помощь учащимся.
V. Итог урока.
Экспресс-выставка мозаичных наборов.
Проверка и оценка выполненных работ; анализ ошибок.
Дополнительный материал к уроку.
Рассказ учителя о художественных достоинствах разного узора.
Рассмотрим общие особенности архитектурной конструкции избы, связанные с резной декорацией. Как в прошлом, так и сегодня, мастер, создавая украшение, акцентирует внимание на основных линиях сооружения: контуре крыши, очертаниях оконных проемов, силуэте сруба и т. д. Обратимся к примерам - памятникам архитектурной резьбы и народного строительства Горьковской области (быв. Нижегородской губернии). Исследователи народного зодчества правомерно выдвигают избы Горьковской области на первое место по обилию резьбы, разнообразию мотивов и технике исполнения1.
Рассмотрим схему фасада нижегородской избы с двухскатным покрытием (см. Приложения, рис. 44). Фасад четко разделен на две части - сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены «красные» окна. Наличники «красных» окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде здания пышный декоративный пояс. Орнаментальный ритм украшений фасада завершается узором карниза и лобовой доски.
Верхняя часть фасада треугольной формы, ограниченная двухскатной крышей, - фронтон, который также может заполняться резной декорацией. Элементы резьбы размещают так, чтобы добиться зрительного равновесия между богатым кружевным убором сруба и фронтона: резные доски последнего обычно повторяют очертания верхней части здания. Вдоль линии ската крыши тоже протягиваются ленты узорчатых досок.