kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: МОЗАИКА НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДЕРЕВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с основными способами выпол­нения мозаики на изделиях из дерева; научить выполнению про­стейших элементов мозаичных рисунков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: МОЗАИКА НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДЕРЕВА»

Тема: МОЗАИКА НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДЕРЕВА

Цели: ознакомить учащихся с основными способами выпол­нения мозаики на изделиях из дерева; научить выполнению про­стейших элементов мозаичных рисунков.

Оборудование: образцы различных видов мозаики, ножи для резьбы по дереву.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

1. Проверка знаний по разделу обработки древесины. Игра «Кто больше».

Вариант I

Одна команда учащихся называет вид обработки древесины, а другая команда характеризует его.

Вариант II

Одна команда называет профессию (специальность), а другая команда называет обязанности данного специалиста.

Например: специальность - станочник обрезных станков; занимается изготовлением обрезных досок разной ширины.

Примеры специальностей:

  • станочник-распиловщик;

  • станочник сверлильных станков;

  • станочник фрезерно-копировальных станков;

  • станочник шипорезных станков;

  • станочник строгальных станков;

  • оператор станков-автоматов;

  • наладчик станков.

Вариант III

Члены команды по очереди называют инструменты и оборудо­вание по обработке древесины, рассказывают об их назначении. Выигрывает та команда, за которой осталась последняя информа­ция.

2. Сообщение темы и цели урока.

III. Изложение программного материала.

1. Слово учителя.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых ма­териалов русских умельцев. Художественная обработка дерева яв­ляется едва ли не самым древним видом русского народного твор­чества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные пред­меты, относящиеся к IX-XIV столетиям.

Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки).

Техник резьбы Тю дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона.

Основными видами древесины для резьбы служили липа, оси­на, береза, ольха, самшит, дуб.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изыскан­ности узоры.

Примечание. Целесообразно на уроке ознакомить учащихся с основными видами мозаики и простейшими приемами ее выполнения, а практические работы проводить на занятиях кружка (факультатива) с наиболее подготовленными и имеющими желание учащимися.

2.Терминологическая работа.

Мозаикой называют орнаментное и сюжетное изображение из отдельных частей различных металлов на поверхности древесины.

Орнаментом называется узор, состоящий из ритмически по­вторяющихся элементов.

Узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений, его составляющих, - это орнамент. Он может состо­ять из геометрических фигур, листьев, цветов, плодов, птиц и зверей.

Слово «орнамент» произошло от латинского «omamentum» -украшение. С давних пор люди начали украшать посуду, предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры на­носились на стены, полы и потолок зданий (см. Приложения, рис. 37).

Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, каран­дашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке.

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных со­оружений в Средней Азии. Здесь в узоры иногда вплетали надписи.

Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпо­хи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов. (См. Приложения, рис. 38.)

Различают несколько видов мозаики:

  • инкрустация;

  • интарсия;

  • маркетри;

  • блочная мозаика.

Инкрустация - это украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинок металла, перламутра, слоновой кости и других металлов.

Узор из металлических жилок называется филигранью и при­меняется для отделки дверей и мебели. (См. Приложения, рис. 39.)

Интарсия - это инкрустация деревом по дереву. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различ­ных контуров и текстуры. (См. Приложения, рис. 40.)

Маркетри - это украшение поверхности древесины наклеен­ными кусочками шпона различной текстуры..

Блочная мозаика - основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок дерева, и затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором. (См. Приложения, рис. 41.)

3. Технология изготовления мозаичных наборов.
Учитель. Инструментом для резания древесины является

плоский нож-резак. (См. Приложения, рис. 42.)

Для удобства выполнения резьбы применяются ножи с различ­ными лезвиями и ручками. (См. Приложения, рис. 43.)

4. Показ различных приемов вырезания элементов из шпона учителем.

IV. Практическая часть.

Выполнение задания:

li Сделать рисунок (эскиз) с элементами мозаичного набора; согласовать с учителем .

  1. Подобрать инструменты, материалы, приспособления для ра­боты над мозаикой.

  2. Нанести рисунок и вырезать заготовку.

  3. Склеить в набор.

Учитель постоянно оказывает практическую помощь учащимся.

V. Итог урока.

  1. Экспресс-выставка мозаичных наборов.

  2. Проверка и оценка выполненных работ; анализ ошибок.

Дополнительный материал к уроку.

Рассказ учителя о художественных достоинствах разного узора.

Рассмотрим общие особенности архитектурной конструкции избы, связанные с резной декорацией. Как в прошлом, так и сего­дня, мастер, создавая украшение, акцентирует внимание на основ­ных линиях сооружения: контуре крыши, очертаниях оконных про­емов, силуэте сруба и т. д. Обратимся к примерам - памятникам архитектурной резьбы и народного строительства Горьковской об­ласти (быв. Нижегородской губернии). Исследователи народного зодчества правомерно выдвигают избы Горьковской области на первое место по обилию резьбы, разнообразию мотивов и технике исполнения1.

Рассмотрим схему фасада нижегородской избы с двухскатным покрытием (см. Приложения, рис. 44). Фасад четко разделен на две части - сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, располо­жены «красные» окна. Наличники «красных» окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде здания пышный декоративный пояс. Орнаментальный ритм украшений фасада завершается узором кар­низа и лобовой доски.

Верхняя часть фасада треугольной формы, ограниченная двух­скатной крышей, - фронтон, который также может заполняться резной декорацией. Элементы резьбы размещают так, чтобы до­биться зрительного равновесия между богатым кружевным убором сруба и фронтона: резные доски последнего обычно повторяют очертания верхней части здания. Вдоль линии ската крыши тоже протягиваются ленты узорчатых досок.

Выставление оценок.


















ГКОУ «Детский дом-школа с. Белогорное»










ОТКРЫТЫЙ УРОК


МОЗАИКА НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДЕРЕВА


по технологии

7 класс






Подготовил: Мухин А.Н.







2011

1



35


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тема: МОЗАИКА НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДЕРЕВА

Автор: Мухин Анатолий Николаевич

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 343954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделие «Курочка из крупы». Урок технологии 1 класс."
    ["seo_title"] => string(113) "domashniie-ptitsy-rabota-s-prirodnymi-matierialami-mozaika-izdieliie-kurochka-iz-krupy-urok-tiekhnologhii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "274517"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452417197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Мозаика на изделиях из древесины""
    ["seo_title"] => string(33) "mozaikanaizdieliiakhizdrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "286015"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454264305"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Кейс "Резьба по дереву" "
    ["seo_title"] => string(25) "kieis-riez-ba-po-dierievu"
    ["file_id"] => string(6) "136874"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417195713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов. Деревянная мозаика"
    ["seo_title"] => string(123) "tiekhnologhiimiekhanichieskoiobrabotkiisoiedinieniiadietalieiizrazlichnykhkonstruktsionnykhmatierialovdierieviannaiamozaika"
    ["file_id"] => string(6) "310571"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459066682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Разработка урока "Пластилиновая мозаика" "
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotka-uroka-plastilinovaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "216821"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433158554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства