kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Требования к знаниям и умениям обучающихся авторской программы "Сто дорог" туристско-краеведческой направленности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны подробно требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки учебно-тематического плана авторской программы "Сто дорог" туристско-краеведческой направленности Астаховой Алены Григорьевны.

Результатом обучения воспитанников по программе является определённый объём знаний, умений и навыков:

-  развитие способностей;

-  улучшение показателей адаптации в обществе;

-  наглядное проявление – участие в выставках, концертах, публикациях и др.;

-  повышение престижа объединения.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, спортивные достижения, участие в походах, экскурсиях и соревнованиях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.

В конце каждого учебного года (в том числе по годам обучения) педагогом проводится открытое занятие или спортивно-туристская эстафета, в которой лучше всего ребята показывают на практике все свои знания, умения и навыки. А по окончании курса обучения воспитанникам выдаётся диплом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Требования к знаниям и умениям обучающихся авторской программы "Сто дорог" туристско-краеведческой направленности.»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)


РФ Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

станицы Полтавской

(наименование объединения)


туристско-краеведческая; горно-пешеходный туризм

(наименование учебной дисциплины, курса)


_______ шесть лет

(срок реализации программы)


авторская программа: «Сто дорог»;

по признаку – специализированная; по цели обучения – познавательная;

по форме организации содержания процесса – модульная.

(вид программы)


_от 12 до 17 лет_

(возраст обучающихся)


Астахова Алёна Григорьевна

(Ф.И.О. преподавателя)


Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки.

Результатом обучения воспитанников по программе является определённый объём знаний, умений и навыков:

  • развитие способностей;

  • улучшение показателей адаптации в обществе;

  • наглядное проявление – участие в выставках, концертах, публикациях и др.;

  • повышение престижа объединения.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, спортивные достижения, участие в походах, экскурсиях и соревнованиях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.

В конце каждого учебного года (в том числе по годам обучения) педагогом проводится открытое занятие или спортивно-туристская эстафета, в которой лучше всего ребята показывают на практике все свои знания, умения и навыки. А по окончании курса обучения воспитанникам выдаётся диплом.

Минимум требований

к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

Название разделов и тем

Знания

Умения и навыки

1

Вводное занятие.

Что такое туризм. Историю предмета. Чем полезны и интересны походы и экскурсии.

Рассказать о своих путешествиях с родителями.

2

История туризма и путешествий.

Первые путешественники, русские экспедиции и путешественники

Первых путешественников. Исторические цели путешествий. Русские экспедиции, путешественников.

Называть фамилии первых путешественников.


Эпоха великих географических открытий и исследователи ХХ-го века.

Путешественников и исследователей ХХ-го века.

Называть фамилии путешественников и исследователей ХХ-го века.

Современных путешественников.

Детский туризм в России.

Педагогов XIX века. О развитии краеведения и роли А.С. Макаренко в развитии детского туризма.

Называть фамилии педагогов XIX века.

Структура туризма.

Структуру туризма. Активные и пассивные способы передвижения. Плановый и самодеятельный туризм. Основные, специальные и промежуточные способы передвижения.

Отличать активные и пассивные способы передвижения, плановый и самодеятельный туризм. Отличать способы и виды передвижений.

Цели и значение туристских путешествий.

Формы туризма. Деление путешествий по территориальному признаку и по характеру организации. Способы передвижения. Основы категорирования туристских маршрутов. Требования к участникам и руководителям спортивных походов. Разрядные требования по спортивным походам.

Называть формы туризма и способы передвижения. Отличать деление путешествий по территориальному признаку и по характеру организации.

Комплектование группы.

Как подобрать участников похода. Особенности отношений в туристских группах. Требования обеспечения безопасности. Правила общения с местными жителями.

Подобрать группу участников похода. Общаться с местными жителями. Уметь не конфликтовать в группе.

Распределение обязанностей в группе.

Особенности отношений в туристских группах. Распределение обязанностей в группе.

Выполнять и распределять обязанности по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

3

СФП туриста.

Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений.

Специальную физическую подготовку туриста. Примерные комплексы упражнений: утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, для развития силы ног, упражнения в равновесии.

Выполнять комплексы упражнений: утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, для развития силы ног, упражнения в равновесии. Бег и прыжки.

Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений.

Три комплекса общеразвивающих физических упражнений для занятий на местности.

Выполнять утреннюю зарядку и комплексы общеразвивающих физических упражнений для занятий на местности.

Контрольный кросс-тест. Упражнения.

Контрольные нормативы для участников путешествий I – III к. с. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма. Симптомы утомления после нагрузок различной величины.

Выполнять контрольный кросс-тест.

Различать симптомы утомления.


Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц.

Самостоятельно измерять физические качества туристов. Осуществлять самоконтроль.

Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека.

Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. Артериальное давление. Повторные нагрузки для туристской тренировки для пешего способа передвижения.

Измерять артериальное давление. Уметь выполнять повторные упражнения.

Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом.

Контрольные упражнения.


Выполнять: наклон вперёд из положения сидя и прыжок в длину с места; подтягиваться на перекладине; выполнять челночный бег (3*10), сек., 6-минутный бег, м. и бег на 30 м., сек.

Комплексы тренировочных занятий для выполнения в домашних условиях.

Основы тренировки бегуна, лыжника и велосипедиста. Условия и правила проведения подвижных игр.

Выполнять все комплексы упражнений, в том числе в походных и домашних условиях.

Итоговое тестирование.

Контрольные нормативы. Условия и правила проведения подвижных игр.

Выполнять все комплексы упражнений.

Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15%.

4

Общие сведения о снаряжении.

Личное снаряжение.

Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного, группового и специального снаряжения для учебно-тренировочного похода. Особенности и детали походной одежды. Условия эксплуатации ботинок, чистку, уход и их хранение. Типы спальных мешков. Специальные предметы и нужные «мелочи».

Чистить и ухаживать за обувью. Правильно упаковать спальный мешок.

Укладка рюкзака.

Типы рюкзаков и области их применения. Укладку рюкзака.

Чистку рюкзака.

Уметь выбрать рюкзак, уложить его, надеть и подогнать. Уход за рюкзаком.

Групповое снаряжение.

Перечень группового снаряжения.

Уложить в рюкзак групповой тент, котлы, ремнабор и костровое хозяйство. Зачехлить по ТБ топоры и пилы.


Медицинская аптечка.

Принципы формирования индивидуальной, малой, экстренной и основной аптечки первой помощи. Ампульную укладку. Расчёт количества медикаментов.

Перевязочный материал, антисептики наружного действия, средства, применяемые при поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, средства для внутреннего применения. Инструменты.

Сформировать и упаковать аптечки: индивидуальную, малую, экстренную и основную аптечку первой помощи. Распознавать и применять перевязочный материал, антисептики наружного действия, средства, применяемые при

поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, средства для внутреннего применения. Инструменты.

Палатки.

Типы палаток. Как выбрать палатку. Условия хранения и уход за палаткой.

Установить палатку и разместить в ней вещи. Ухаживать за палаткой.

Специальное снаряжение.

Перечень специального снаряжения и его особенности.

Уметь пользоваться специальным снаряжением. Составить перечень личного, группового и специального снаряжения для учебно-тренировочного похода с учётом погодных условий.

5

Бивуаки.

Техника бивачных работ.

Где нельзя располагать лагерь. Организацию ночлега. Виды биваков и их устройство. Укрытия в непогоду.

Технику безопасности при выборе стоянки для привала.

Организовать ночлег. Обустроить различные виды биваков при отсутствии палаток и спальных мешков. Сделать укрытие из подручного материала в непогоду.

ТБ при выборе стоянки для привала.

Основные требования к месту привала бивака. Порядок работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря.

Выбрать место для привала, бивака.

Костры.

Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности у костра и при заготовке дров. Технику безопасности у костра.

Развести костёр. Заготовить дрова. Уложить костёр различными способами.

6

Техника и тактика движения в походе.

Изучение района путешествия.

Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода. Типы маршрутов. Планирование (расчёт) переходов. График движения.

Составить план подготовки похода. Рассчитать переходы и план-график движения.

Подготовка группы к выходу на маршрут.

Перечень документации необходимой для путешествия.

Режим дня и режим движения на маршруте. Ритмичность чередования активной работы и отдыха.

Описать маршрут. Соблюдать правила и режим движения


Темп и тактика движения.

Темп движения и нагрузку. Тактику движения. Линию движения. Порядок построения группы при движении. Технику передвижения. Виды и специфику. Основные правила движения группы на маршруте. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления.

Оценить путь и выбрать линию передвижения. Преодолевать несложные естественные препятствия.


Преодоление естественных препятствий.

Движение по тропам: по пересечённой местности, на крутых участках пути, технику движения по тропам на подъёмах и спусках, на некрутых спусках, на очень крутых спусках и спуска налегке. Движение по травянистым склонам: подъём и спуск, движение поперёк склона и при перемене направления. Правила преодоления буреломов, прохождение песков и осыпей.

Двигаться по тропам и травянистым склонам.

Элементы техники и тактики переправ.

Технику переправ. Выбор места для переправы вброд, с шестом, вдвоём, втроём-шеренгой. Переправу по бревну, по клади, по навесным брёвнам. Технические приёмы на навесной переправе. Организацию полиспастной системы натяжения основной верёвки. Элементы техники и тактики преодоления снежно-фирнового рельефа.

Навести переправу вброд по перилам. Выбрать место и переправиться вброд различными способами. Соблюдать режим движения. Организовать полиспастную систему натяжения основной верёвки. Двигаться по дорогам, тропам, по пересечённой местности.

7

Узлы.

Классификация узлов. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы.

Классификацию узлов. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы.


Вязать узлы. Узлы для связывания концов верёвки: прямой узел, Академический, встречный, ткацкий, шкотовый, брамшкотовый и узел грепвайн. Узлы для присоединения верёвки к опоре: проводник, проводник-восьмёрку, стремя, двойной проводник, булинь, узел «двойной булинь», грудную обвязку, Австрийский проводник, карабинную удавку, удавку, узел «удава», двойной узел «удава», штык, узел «штык с обносом». Схватывающие узлы: пруссик, Австрийский схватывающий, узел Бахмана. Узлы для ознакомления.

8

Новогодняя феерия.

Новогоднее мероприятие: «И блёстки сыплются на снег».

Правила и условия проведения конкурсов.

Уметь подобрать конкурсы.

9

Первая доврачебная помощь в походе.

Личная гигиена туриста.

Подготовку к походу. Самомассаж. Самоконтроль туриста.

Оказать первую медицинскую помощь при потёртостях и мозолях, ожогах, солнечном и тепловом ударах, горной болезни, желудочно-кишечных заболеваниях и повреждении глаз.

Кровотечения.

Внешние признаки кровотечений из ран. Виды кровотечений. Остановку кровотечения и наложение жгута.

Остановить кровотечение и правильно наложить жгут.

Первая помощь при переломах и тонувшему.

Внешние признаки переломов. Первую помощь тонувшему. Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца. Внешние признаки укусов змей и ядовитых насекомых.

Отличить закрытый и открытый переломы. Оказать первую медицинскую помощь тонувшему различными способами искусственного дыхания. Сделать непрямой массаж сердца. Оказать ПМП при укусах змей и ядовитых насекомых.

Транспортировка пострадавших.

Способы переноски пострадавшего. Элементы техники и тактики спасательных работ подручными средствами.


Организовать и применить переноску пострадавшего на руках, на рюкзаке, при помощи носилочных лент – двумя туристами и одним туристом, на импровизированных носилках. Переноску пострадавшего в рюкзаке с разрезанными боковинами, на спине – палке, носилки «змейка», на бухте верёвки, вдвоём на бухте верёвки, на ремнях и палке, на носилках из шестов.

10

Условные топографические знаки.

Группы УТЗ.

Четыре вида и шесть групп условных топографических знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа.

Распознавать группы УТЗ. Читать и изображать топографические знаки. Определять формы рельефа по карте.

11

Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте.

Топографическая карта. Масштаб.

Определение и значение топографии для туриста. Термины: «топография», «местные предметы», «карта».

Разновидность топографических карт. Виды масштаба. Как измерять кривые и ломаные линии курвиметром. Содержание топографической карты. Определение масштаба различными способами.

Различать по содержанию и разновидности топокарты. Отличать масштабы. Измерять кривые и ломаные линии. Пользоваться курвиметром. Читать содержание топографической карты. Определять масштаб и расстояние по карте. Объяснять применение понятий: план местности, азимут, масштаб, топографическая карта, абсолютная и относительная высоты, гора, погода, природный комплекс и др.

Способы изображения рельефа на картах.

Способы изображения рельефа на картах. Подготовку карты к работе и разграфку листов. Копирование карт, их хранение и сбережение.


Описывать внешний вид основных форм рельефа суши, облаков. Отличать: горизонтали, изобаты, высоту сечения, бергштрихи, высоту основного сечения, заложение, крутизну ската. Уметь отличать три способа изображения рельефа на картах. Копировать карты.

Ориентирование на маршруте.

Содержание туристского ориентирования: технику ориентирования на местности. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования. Инструменты. Оформление протокола движения. Специальные действия: привязку и разведку.

Описывать маршрут движения по топографической карте. Ориентироваться на местности. Использовать инструменты, оформлять протокол движения пользоваться привязкой и разведкой.

Прокладка маршрута и составление плана движения.

Прокладку маршрута и составление плана движения. Ключевые точки. Составление плана-графика похода. Особые проблемы в проложении маршрута. Рекомендации при расчёте графика движения.

Составить план движения и план-график похода.

Глазомерная съёмка местности.

Способы съёмки местности. Маршрутную глазомерную съёмку, способ перпендикуляров. Площадную съёмку, полярный способ съёмки.

Ориентироваться на маршруте различными способами съёмки местности. Измерять на местности стороны горизонта, направления, расстояния, глубины и высоты точек.

Действия в случае потери ориентировки.

Определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов, по Полярной звезде, по Луне, по слышимости различных звуков, определение местоположения объекта по свету.

Определять стороны горизонта при помощи Солнца и часов, по Полярной звезде, по Луне, по слышимости различных звуков, определять местоположение объекта по свету.

12

Ориентирование.

Ориентирование по горизонту и движение по азимуту.

Ориентирование по горизонту: направление, расстояние и ориентиры расположенные на местности, угол, азимут, азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Величины и направления магнитного склонения: по восходу и закату солнца, по карте. Обход препятствий.

Ориентироваться по горизонту. Измерять и двигаться по азимуту. Определять величины и направления магнитного склонения: по восходу и закату солнца, по карте. Обходить препятствия.

Работа с компасом.

Устройство компаса Адрианова и жидкостного компаса модели НС «Универсал». Правила обращения с компасом. Проверку исправности компаса. Ориентирование по карте. Ориентирование карты по компасу, по двум ориентирам, по сторонам горизонта, по линиям и направлениям местности.

Пользоваться компасом Адрианова и жидкостным компасом НС «Универсал». Проверить исправность компаса. Ориентироваться по карте. Найти стороны горизонта, ориентировать карту по компасу. Измерять азимуты. Ориентироваться по карте и компасу. Выполнять глазомерную съёмку пройденного маршрута.

Топографическая привязка приёмами глазомерной съёмки.

Приёмы глазомерной съёмки. Полярный способ или способ визирования (прямого или обратного) с промером, способ засечек (прямая и обратная), обратная засечка с контролем. Способ Болотова. Способ засечки по измеренным расстояниям. Способ топографической привязки по створу с промером. Способ топографической привязки по перпендикуляру к створу или к линейному объекту.

Пользоваться различными способами при ориентировании.

Топографическая привязка с помощью приборов.

Топографическую привязку с помощью приборов. Полярный способ. Способ топографической привязки ходом в две стороны. Способ засечки по обратным дирекционным углам. Способ засечки по измеренным расстояниям. Прямую и обратную засечки для компаса Адрианова. Прямую засечку и азимут на видимый ориентир (обратная засечка) при использовании жидкостного компаса

Применять при ориентировании топографическую привязку с помощью приборов, используя при этом различные способы. Работать с компасом.

Передвижение на местности с ориентированием по карте.

Способы передвижения на местности с ориентированием по карте. Способы движения по дорогам и движение вне дорог. Правила при выборе ориентиров.

Ориентироваться по горизонту. Двигаться на местности с ориентированием по карте. Двигаться по дорогам и вне дорог.

Ориентирование без карты.

Приёмы определение сторон горизонта по небесным светилам.

Определять стороны горизонта: по часам и солнцу, луне, по луне и часам, по Полярной звезде.

Определение сторон горизонта по местным предметам и различным признакам.

Определение сторон горизонта по местным предметам и различным признакам. Наименее точное определение сторон горизонта по местным предметам.

Определять стороны горизонта по местным предметам и различным признакам: по лесоустроительным столбам, по расположению церковного алтаря и крестам на куполах.

Ориентирование по звуку и во времени.

Ориентирование по звуку. Слышимость звуков на ровной местности. Ориентирование во времени. Определение времени по компасу и Солнцу, по птицам и растениям.

Ориентироваться по звуку, по слышимости звуков на ровной местности. Ориентироваться во времени. Определять время по компасу и Солнцу, по птицам и растениям.

13

Питание.

Значение правильной организации питания в походе.

Значение правильной организации питания в походе. Оценку энергозатрат и режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов.

Правильно организовать питание в походе. Заложить по норме основные продукты.

Составление меню и раскладка продуктов.

Принцип составления меню и списка продуктов. Способы термообработки пищи. Основные группы продуктов, их предпоходную обработку и упаковку. Сбережение продуктов в пути. Различные способы расфасовки продуктов. Правила хранения продуктов в походе. Водно-солевой режим, простейшие способы очистки и обеззараживания воды.

Составить меню и список продуктов. Расфасовать и упаковать продукты. Очищать и обеззараживать воду.

Общие кулинарные правила.

Общие кулинарные правила, объемный вес продуктов, продолжительность варки на костре. Основные способы тепловой обработки продуктов. Простые формы нарезки. Рецепты походных блюд.

Приготовить на костре суп и кашу. Бутерброды и простые салаты. Сохранить и упаковать продукты. Пополнить продуктовые запасы на маршруте. Приготовить необычные походные блюда.

Использование сублимированных продуктов.

О пополнении пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений. О «неприкосновенном запасе» продуктов и «карманном питании».

Поймать рыбу и приготовить из неё уху. Собирать дикорастущие растения.

14

Туристские песни.

Изучение биографий классиков авторской песни.

Биографии классиков авторской песни.

Исполнять несколько туристских песен по выбору.

15

Краеведение.

Геологическое строение.

Древний облик Земли. Тектоническое строение земли. Историю праатмосферы, геологическое строение и рельеф планеты. Эры и периоды.

Рассказать о тектоническом, геологическом строении земли и рельефе планеты. Отличать эры и периоды.

Образование Чёрного и Азовского морей.

Процесс образования Чёрного и Азовского морей. Фауну и флору древнего мира.

Рассказать об образовании морей, фауне и флоре древнего мира.

Наша планета Земля.

Образование горных хребтов и гор. Полезные ископаемые. О климате. Процессы влагооборота.

Объяснить образование горных хребтов и гор. Рассказать о полезных ископаемых, климате и процессах влагооборота.

Работать с картой.

Вода.

Неблагоприятные и опасные атмосферные явления. Экологические проблемы морей. Названия крупнейших рек и их водоносность. Реки Краснодарского края. О подземных водах. Об использовании поверхностных вод.

Рассказать о неблагоприятных и опасных атмосферных явлениях. Об экологических проблемах морей. О подземных водах. Об использовании поверхностных вод. Назвать и показать крупнейшие реки.

Почва.

Почвы равниной и предгорно-степной части края. Почвы речных долин и дельты Кубани. Об охране и мелиорации почв. Растительность дельты Кубани. Об охране растительности.

Рассказать о почвах: равниной, предгорно-степной части края, речных долин, дельты Кубани и их охране. Отличать растительность степей, лесостепей, леса и луга.

Наш край «Жемчужина России».

Расположение, величину и рельеф края. Животный мир Краснодарского края и его охрану. Природные богатства, климат и его особенности.

Рассказать и показать на карте расположение, величину и рельеф края. О животном мире Краснодарского края и его охране. О природных богатствах, климате и его особенностях.

Туристские возможности родного края.

Туристские возможности родного края. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края.

Рассказать о туристских возможностях родного края. Отличать краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи.

16

История «Малой Родины».

Первая мировая война.

О первой мировой войне. Об истории заселения станицы Полтавской. О последних десятилетиях станицы.

Рассказать о первой мировой войне, прошлом и настоящем станицы Полтавской.

Курень – станица Полтавская.

О переселении запорожцев, Персидском бунте. Как осваивались новые земли. О Черноморском казачьем войске, об окончании Кавказской войны, о выселении станицы Полтавской.

Рассказать о переселении запорожцев и Персидском бунте. Как осваивались новые земли. О Черноморском казачьем войске, об окончании Кавказской войны и о выселении станицы Полтавской.

Революция и гражданская война.

О коллективизации и голоде 30-х годов. Борьбе с кулачеством. Трагедию станицы Красноармейской.

Рассказать о коллективизации голоде 30-х годов, о борьбе с кулачеством, о трагедии станицы Красноармейской.

Образование Красноармейского района.

Об образовании Красноармейского района и о заселении станицы Полтавской красноармейцами. О Великой Отечественной войне.

Рассказать об образовании Красноармейского района и заселении станицы Полтавской красноармейцами. О Великой Отечественной войне. Привести примеры подвигов. Показать на карте линию обороны.

Красноармейский район.

О Красноармейском районе, о его площади, населении, среднегодовой температуре, полезных ископаемых, климате, водных ресурсах, фауне и флоре, земельных ресурсах.

Рассказать о Красноармейском районе, а также об обеспеченности населения жильём, о медицинских услугах, спорте и местной экономике на сегодняшний день.

Прогулки по ближайшим окрестностям.

Достопримечательности станицы Полтавской.

Рассказать о достопримечательностях станицы Полтавской и проблемах связанных с экологической обстановкой в районе.

17

Памятники природы.

Значение памятников для туристов.

Значение охраны памятников для туристов. Виды памятников истории и культуры. О бережном отношении к памятникам.

Рассказать о видах памятников истории и культуры и бережном отношении к ним. Принимать участие в охране памятников.

Комплексные памятники природы Краснодарского края.

Комплексные памятники природы Краснодарского края. Геолого-геоморфологические ценности. Гидрологические уникумы. Понятия: комплексные памятники природы, геолого-геоморфологические ценности, гидрологические уникумы.

Показывать и отличать комплексные памятники природы от геолого-геоморфологических ценностей и гидрологических уникумов.

Дольмены и мегалиты их открытие и история исследования.

Кавказские дольмены и их классификацию. Хронологию Западнокавказских дольменов. Дольменную культуру Западного Кавказа. Об охране дольменов. Названия и легенды.

Отличать понятия дольмены и мегалиты. Рассказать о дольменной культуре. Размышлять о происхождении дольменов, для чего их строили. Показывать на фотографиях отличия дольменов по форме строения.

18

Туристу о природе (метеонаблюдения).

Погода и её предсказание.

Понятия погода и климат, метеорологические элементы (давление воздуха, температура воздуха), фен, горно-долинные ветры, бризы, лесной ветер. Условные значки метеонаблюдений.

Объяснять причины изменения погоды. Оценить скорость ветра по школе Бофорта. Вести журнал метеонаблюдений туристской группы, в том числе и в походных условиях.

Облачность.

Понятия: осадки, видимость, атмосферные явления. Название ярусов, русское и международное название основных форм, сокращённое международное обозначение, внешние признаки. О циклонах и антициклонах.

Объяснить понятия, образование циклонов и антициклонов. Отличать яруса облаков и их внешние признаки. Обозначать название ярусов русскими и международными значками.

Признаки погоды.

Признаки погоды: давление, температуру воздуха, ветер, облачность, осадки, атмосферные и некоторые другие явления. Признаки: устойчивой ясной погоды; перемены ясной погоды на ненастную; устойчивой ненастной погоды; перемены ненастной погоды к лучшей и признаки приближения грозы. Народные приметы осени, зимы, весны и лета.

Определять и предсказывать по признакам погоду. Использовать народные приметы.

19

Занимательная походная математика.

Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний.

Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний.

Пользоваться приёмами измерения и оценки расстояний: шагами (скоростью перехода), по видимым размерам предмета (путём геометрических построений).

Определение расстояния до недоступного предмета.

Определение расстояния до недоступного предмета.

Определять расстояния до недоступных предметов: ширину реки, высоту дерева, глубину озера, диаметр пруда и высоту горы.

Измерение расстояний на местности.

Расстояния различимости предметов на местности, геометрические размеры тела человека и предметов.

Измерять расстояния на местности: шагами, глазомерным способом; по времени движения.

Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке.

Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке.

Составлять схемы и пользоваться глазомерной съёмкой. Объяснять понятия: схема, клиновый масштаб, кроки.

20

Чтобы не было беды… (ТБ в путешествии).

Обеспечение безопасности в путешествии.

Технику безопасности в путешествиях. О недисциплинированности и слабой физической подготовке. Опасностях, связанных с неподготовленностью туристов.

Предвидеть и быть готовыми к опасностям на маршруте.

Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием.

Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. О физико-психологической и технической подготовке туристов. ТБ при использовании остро отточенного топора, пламени костра и работы с кипятком. Меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе, при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в населённых пунктах. Правила поведения если заблудился в лесу.

Использовать самостраховку при преодолении несложных естественных препятствий. Оказать первую доврачебную помощь при порезах топором, ожогах пламенем костра и кипятком.

Опасности, вызываемые природными факторами.

Опасности, вызываемые природными факторами (горным рельефом, погодно-климатическими условиями): при переправе, обильных дождях, камнепадах, лавинах, темноте, тумане или зоне сплошной облачности, дождях и граде, грозе в горах, ветре и солнце.

Использовать страховку на горном рельефе, при ухудшении погодно-климатических условиях, при переправе. Укрыться от непогоды: обильных дождей, камнепада, града, в грозу и сильный ветер.

Опасность переохлаждения организма.

Погодно-климатические условия района путешествия. Долгосрочные и краткосрочные погодные прогнозы. Прогнозы, определяемые по местным признакам.

Ориентироваться в долгосрочных и краткосрочных погодных прогнозах. Предсказывать прогноз погоды по местным признакам.

Опасности, вызываемые укусами змей и животных.

Опасности, вызываемые укусами змей и других животных. Опасных черноморских животных.

Распознавать укусы змей и других животных. Называть и показывать опасных черноморских животных.

Ядовитые растения.

Ядовитые растения. Профилактику отравления ядовитыми растениями.

Называть и показывать ядовитые растения. Оказать первую доврачебную помощь при отравлении ядовитыми растениями.

Личная подверженность туристов опасности.

Об опасностях встречающихся на маршруте. Причины туристского травматизма самим снаряжением. Роль панического состояния и страха в туристском травматизме.

Опасности, связанные с неопытностью туристов. Правила падения.

Преодолевать естественные препятствия на маршруте. Справляться с паническим состоянием и страхом. Обучится правильному падению на землю, и развивать наблюдательность.

Определяющая роль дисциплины и сознательности.

Опасности, связанные с недисциплинированностью. Чем грозит игнорирование туристских организаций, приписки и обман при оформлении маршрута; самовольное изменение утверждённого маршрута, нарушение режима, графика и контрольных сроков, преодоление естественных препятствий на маршруте в неподходящее для этого время; путешествие в одиночку; непредусмотренное разделение групп на отдельные части; беспечность и тяжёлые травмы во время отдыха на маршруте.

Перечислить причины связанные с недисциплинированностью туристов. Оформить маршрутную документацию. Составить режим и график движения.

Спасательные работы. Моделирование аварийных ситуаций.

Инструктаж по технике безопасности. Технику и классификацию спасательных работ.

Организовать спасательные работы. Оказать первую доврачебную помощь подручными средствами.

21

Охрана природы.

Лес – наш зелёный друг.

Правила поведения в лесу. О пользе животных. О бережном отношении к растительности и животному миру. Правила соблюдения тишины и чистоты. Влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности.

Определять последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Правовая защита природы.

Правовую защиту природы. Растения и животных, занесенных в Красную книгу России и Краснодарского края и подлежащих охране.

Называть и показывать нескольких представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России и Краснодарского края.

Редкие и исчезающие виды флоры Кубани.

Редкие и исчезающие виды флоры Кубани.

Перечислить и показать редкие и исчезающие виды флоры Кубани.

22

Встречи с природой (что и как наблюдать).

Что и как наблюдать осенью.

Что и как наблюдать осенью. Явления неживой природы. Начало раскраски листьев, запестрение крон, полную раскраску листьев, начало листопада, массовый листопад, окончание листопада, травы и грибы.

Различать: первоосенье, глубокую осень и предзимье. Явления неживой природы: первый заморозок на почве, промерзание почвы, ледостав на водоёмах, первый снег. Вести наблюдения над растениями. Заполнять дневник наблюдения над растениями осенью.

Что и как наблюдать зимой.

Что и как наблюдать зимой. Явления неживой природы. Как зимуют растения.

Отличать и распознавать: первозимье, коренную зиму, перелом зимы, промерзание почвы, замерзание рек, снежный покров. Вести дневник наблюдения над растениями зимой.

Что и как наблюдать весной.

Что и как наблюдать весной. Явления неживой природы. Деревья и кустарники, когда начинается сокодвижение, набухание почек, и их раскрытие, развёртывание листьев, полное облиствение, бутонизация, зацветание, полное цветение, отцветание, травы и грибы.

Отличать и распознавать: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетъе, первые проталины, половодье, когда оттаяла почва, исчезновение снега в лесу (лесополосе), последний заморозок в воздухе, последний заморозок на почве. Вести наблюдения над растениями и заполнять дневник наблюдений.

Условные обозначения атмосферных явлений.

Условные обозначения атмосферных явлений.

Обозначать атмосферные явления условными значками. Вести дневник наблюдений за неживой природой.

Что и как наблюдать летом.

Что и как наблюдать летом. Одревеснение побегов, цветение липы, плодоношение деревьев и кустарников, плодоношение трав. Природоохранный кодекс туриста.

Отличать и распознавать: начало лета, полное лето и спад лета. Вести наблюдения над растениями и заполнять дневник наблюдений.

23

Организация и подготовка путешествий.

Определение целей похода.

Психологические аспекты подбора группы.

Обеспечение снаряжением.

Порядок организации и проведения походов, порядок действий при подготовке к многодневным походам. Меры безопасности при подготовке и проведении путешествий. Разработку маршрута, графика движения и аварийные варианты. Распределение обязанностей в группе. Требования к учебно-тренировочному походу. Упаковку медаптечки и расфасовку продуктов питания. Особенности подготовки, объём предпоходных тренировок, требования по обеспечению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, планирование цикла акклиматизации, обязательность схоженности и психологической совместимости участников, дублирование руководства и обеспечение надёжной связи, необходимость медицинского контроля участников похода. Оформление путевых документов. Инструктаж по технике безопасности. Укладку личного и группового снаряжения.

Выбрать район путешествия, собрать сведения о нём. Разработать маршрут, график движения и аварийные варианты. Распределить обязанности в группе. Упаковать медаптечку и расфасовать продукты питания. Оформлять путевые документы. Укладывать личное и групповое снаряжение.

24

Путешествия.

3-х дневные походы и комплексные экскурсии.

Маршрут, график движения, организацию привалов. Место для биваков. Раскладку продуктов питания. Приёмы самостраховки. Правила поведения вне населённых пунктов, вопросы экологии. Опасные, ядовитые и лекарственные растения. Заполнение дневников: метеонаблюдений, наблюдения над растениями и за неживой природой. Определение расстояний ширины реки, высоты дерева и горы. Ориентирование.

Передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы. Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневных походов. Преодолевать различные, естественные и искусственные препятствия, владеть приёмами самостраховки. Выполнять необходимые природоохранные мероприятия. Предсказывать погоду на ближайшие сутки. Заполнять дневники: метеонаблюдений, наблюдений над растениями и за неживой природой. Определить ширину реки, высоту дерева и горы. Ориентироваться.

25

Подведение итогов путешествия.

Обсуждение итогов похода в группе.

Отчёт.

Порядок подведения итогов похода. Обсуждение итогов похода в группе. Назначение и роль отчёта о походе. Формы отчёта. Основные разделы отчёта. Современные методы оформления отчётов. Уход за групповым и личным снаряжением.

Подводить итоги многодневных походов ориентироваться в материалах периодической печати. Включаться в диалог при обсуждении проблем. Ориентироваться в выборе творческих заданий. Отстаивать свои взгляды в спорных ситуациях. Составить отчёт о походе. Ухаживать и ремонтировать снаряжение.

26

Итоговое занятие.

Этапы прохождения маршрута. Условия и правила проведения туристско-спортивной эстафеты.

Ориентироваться по «маршрутному листу», преодолевать естественные препятствия, ориентироваться, оказывать первую доврачебную помощь, переносить пострадавшего и организовать технику бивачных работ. Пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением. Спеть отрядную песню. Формулировать выводы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Астахова Алена Григорьевна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства