(Ф.И.О. преподавателя)
Результатом обучения воспитанников по программе является определённый объём знаний, умений и навыков:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, спортивные достижения, участие в походах, экскурсиях и соревнованиях при наличии положительных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.
В конце каждого учебного года (в том числе по годам обучения) педагогом проводится открытое занятие или спортивно-туристская эстафета, в которой лучше всего ребята показывают на практике все свои знания, умения и навыки. А по окончании курса обучения воспитанникам выдаётся диплом.
№ | Название разделов и тем | Знания | Умения и навыки |
1 | Вводное занятие. | Что такое туризм. Историю предмета. Чем полезны и интересны походы и экскурсии. | Рассказать о своих путешествиях с родителями. |
2 | История туризма и путешествий. |
Первые путешественники, русские экспедиции и путешественники | Первых путешественников. Исторические цели путешествий. Русские экспедиции, путешественников. | Называть фамилии первых путешественников. |
Эпоха великих географических открытий и исследователи ХХ-го века. | Путешественников и исследователей ХХ-го века. | Называть фамилии путешественников и исследователей ХХ-го века. Современных путешественников. |
Детский туризм в России. | Педагогов XIX века. О развитии краеведения и роли А.С. Макаренко в развитии детского туризма. | Называть фамилии педагогов XIX века. |
Структура туризма. | Структуру туризма. Активные и пассивные способы передвижения. Плановый и самодеятельный туризм. Основные, специальные и промежуточные способы передвижения. | Отличать активные и пассивные способы передвижения, плановый и самодеятельный туризм. Отличать способы и виды передвижений. |
Цели и значение туристских путешествий. | Формы туризма. Деление путешествий по территориальному признаку и по характеру организации. Способы передвижения. Основы категорирования туристских маршрутов. Требования к участникам и руководителям спортивных походов. Разрядные требования по спортивным походам. | Называть формы туризма и способы передвижения. Отличать деление путешествий по территориальному признаку и по характеру организации. |
Комплектование группы. | Как подобрать участников похода. Особенности отношений в туристских группах. Требования обеспечения безопасности. Правила общения с местными жителями. | Подобрать группу участников похода. Общаться с местными жителями. Уметь не конфликтовать в группе. |
Распределение обязанностей в группе. | Особенности отношений в туристских группах. Распределение обязанностей в группе. | Выполнять и распределять обязанности по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов. |
3 | СФП туриста. |
Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений. | Специальную физическую подготовку туриста. Примерные комплексы упражнений: утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, для развития силы ног, упражнения в равновесии. | Выполнять комплексы упражнений: утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, для развития силы ног, упражнения в равновесии. Бег и прыжки. |
Физическая культура и закаливание на маршруте. Комплексы упражнений. | Три комплекса общеразвивающих физических упражнений для занятий на местности. | Выполнять утреннюю зарядку и комплексы общеразвивающих физических упражнений для занятий на местности. |
Контрольный кросс-тест. Упражнения. | Контрольные нормативы для участников путешествий I – III к. с. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма. Симптомы утомления после нагрузок различной величины. | Выполнять контрольный кросс-тест. Различать симптомы утомления. |
Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов | Значение врачебного контроля и самоконтроля. Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц. | Самостоятельно измерять физические качества туристов. Осуществлять самоконтроль. |
Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. | Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. Артериальное давление. Повторные нагрузки для туристской тренировки для пешего способа передвижения. | Измерять артериальное давление. Уметь выполнять повторные упражнения. |
Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом. | Контрольные упражнения. | Выполнять: наклон вперёд из положения сидя и прыжок в длину с места; подтягиваться на перекладине; выполнять челночный бег (3*10), сек., 6-минутный бег, м. и бег на 30 м., сек. |
Комплексы тренировочных занятий для выполнения в домашних условиях. | Основы тренировки бегуна, лыжника и велосипедиста. Условия и правила проведения подвижных игр. | Выполнять все комплексы упражнений, в том числе в походных и домашних условиях. |
Итоговое тестирование. | Контрольные нормативы. Условия и правила проведения подвижных игр. | Выполнять все комплексы упражнений. Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15%. |
4 | Общие сведения о снаряжении. |
Личное снаряжение. | Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного, группового и специального снаряжения для учебно-тренировочного похода. Особенности и детали походной одежды. Условия эксплуатации ботинок, чистку, уход и их хранение. Типы спальных мешков. Специальные предметы и нужные «мелочи». | Чистить и ухаживать за обувью. Правильно упаковать спальный мешок. |
Укладка рюкзака. | Типы рюкзаков и области их применения. Укладку рюкзака. Чистку рюкзака. | Уметь выбрать рюкзак, уложить его, надеть и подогнать. Уход за рюкзаком. |
Групповое снаряжение. | Перечень группового снаряжения. | Уложить в рюкзак групповой тент, котлы, ремнабор и костровое хозяйство. Зачехлить по ТБ топоры и пилы. |
Медицинская аптечка. | Принципы формирования индивидуальной, малой, экстренной и основной аптечки первой помощи. Ампульную укладку. Расчёт количества медикаментов. Перевязочный материал, антисептики наружного действия, средства, применяемые при поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, средства для внутреннего применения. Инструменты. | Сформировать и упаковать аптечки: индивидуальную, малую, экстренную и основную аптечку первой помощи. Распознавать и применять перевязочный материал, антисептики наружного действия, средства, применяемые при поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, средства для внутреннего применения. Инструменты. |
Палатки. | Типы палаток. Как выбрать палатку. Условия хранения и уход за палаткой. | Установить палатку и разместить в ней вещи. Ухаживать за палаткой. |
Специальное снаряжение. | Перечень специального снаряжения и его особенности. | Уметь пользоваться специальным снаряжением. Составить перечень личного, группового и специального снаряжения для учебно-тренировочного похода с учётом погодных условий. |
5 | Бивуаки. |
Техника бивачных работ. | Где нельзя располагать лагерь. Организацию ночлега. Виды биваков и их устройство. Укрытия в непогоду. Технику безопасности при выборе стоянки для привала. | Организовать ночлег. Обустроить различные виды биваков при отсутствии палаток и спальных мешков. Сделать укрытие из подручного материала в непогоду. |
ТБ при выборе стоянки для привала. | Основные требования к месту привала бивака. Порядок работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря. | Выбрать место для привала, бивака. |
Костры. | Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности у костра и при заготовке дров. Технику безопасности у костра. | Развести костёр. Заготовить дрова. Уложить костёр различными способами. |
6 | Техника и тактика движения в походе. |
Изучение района путешествия. | Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода. Типы маршрутов. Планирование (расчёт) переходов. График движения. | Составить план подготовки похода. Рассчитать переходы и план-график движения. |
Подготовка группы к выходу на маршрут. | Перечень документации необходимой для путешествия. Режим дня и режим движения на маршруте. Ритмичность чередования активной работы и отдыха. | Описать маршрут. Соблюдать правила и режим движения |
Темп и тактика движения. | Темп движения и нагрузку. Тактику движения. Линию движения. Порядок построения группы при движении. Технику передвижения. Виды и специфику. Основные правила движения группы на маршруте. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления. | Оценить путь и выбрать линию передвижения. Преодолевать несложные естественные препятствия. |
Преодоление естественных препятствий. | Движение по тропам: по пересечённой местности, на крутых участках пути, технику движения по тропам на подъёмах и спусках, на некрутых спусках, на очень крутых спусках и спуска налегке. Движение по травянистым склонам: подъём и спуск, движение поперёк склона и при перемене направления. Правила преодоления буреломов, прохождение песков и осыпей. | Двигаться по тропам и травянистым склонам. |
Элементы техники и тактики переправ. | Технику переправ. Выбор места для переправы вброд, с шестом, вдвоём, втроём-шеренгой. Переправу по бревну, по клади, по навесным брёвнам. Технические приёмы на навесной переправе. Организацию полиспастной системы натяжения основной верёвки. Элементы техники и тактики преодоления снежно-фирнового рельефа. | Навести переправу вброд по перилам. Выбрать место и переправиться вброд различными способами. Соблюдать режим движения. Организовать полиспастную систему натяжения основной верёвки. Двигаться по дорогам, тропам, по пересечённой местности. |
7 | Узлы. |
Классификация узлов. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы. | Классификацию узлов. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы. | Вязать узлы. Узлы для связывания концов верёвки: прямой узел, Академический, встречный, ткацкий, шкотовый, брамшкотовый и узел грепвайн. Узлы для присоединения верёвки к опоре: проводник, проводник-восьмёрку, стремя, двойной проводник, булинь, узел «двойной булинь», грудную обвязку, Австрийский проводник, карабинную удавку, удавку, узел «удава», двойной узел «удава», штык, узел «штык с обносом». Схватывающие узлы: пруссик, Австрийский схватывающий, узел Бахмана. Узлы для ознакомления. |
8 | Новогодняя феерия. |
Новогоднее мероприятие: «И блёстки сыплются на снег». | Правила и условия проведения конкурсов. | Уметь подобрать конкурсы. |
9 | Первая доврачебная помощь в походе. |
Личная гигиена туриста. | Подготовку к походу. Самомассаж. Самоконтроль туриста. | Оказать первую медицинскую помощь при потёртостях и мозолях, ожогах, солнечном и тепловом ударах, горной болезни, желудочно-кишечных заболеваниях и повреждении глаз. |
Кровотечения. | Внешние признаки кровотечений из ран. Виды кровотечений. Остановку кровотечения и наложение жгута. | Остановить кровотечение и правильно наложить жгут. |
Первая помощь при переломах и тонувшему. | Внешние признаки переломов. Первую помощь тонувшему. Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца. Внешние признаки укусов змей и ядовитых насекомых. | Отличить закрытый и открытый переломы. Оказать первую медицинскую помощь тонувшему различными способами искусственного дыхания. Сделать непрямой массаж сердца. Оказать ПМП при укусах змей и ядовитых насекомых. |
Транспортировка пострадавших. | Способы переноски пострадавшего. Элементы техники и тактики спасательных работ подручными средствами. | Организовать и применить переноску пострадавшего на руках, на рюкзаке, при помощи носилочных лент – двумя туристами и одним туристом, на импровизированных носилках. Переноску пострадавшего в рюкзаке с разрезанными боковинами, на спине – палке, носилки «змейка», на бухте верёвки, вдвоём на бухте верёвки, на ремнях и палке, на носилках из шестов. |
10 | Условные топографические знаки. |
Группы УТЗ. | Четыре вида и шесть групп условных топографических знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа. | Распознавать группы УТЗ. Читать и изображать топографические знаки. Определять формы рельефа по карте. |
11 | Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. |
Топографическая карта. Масштаб. | Определение и значение топографии для туриста. Термины: «топография», «местные предметы», «карта». Разновидность топографических карт. Виды масштаба. Как измерять кривые и ломаные линии курвиметром. Содержание топографической карты. Определение масштаба различными способами. | Различать по содержанию и разновидности топокарты. Отличать масштабы. Измерять кривые и ломаные линии. Пользоваться курвиметром. Читать содержание топографической карты. Определять масштаб и расстояние по карте. Объяснять применение понятий: план местности, азимут, масштаб, топографическая карта, абсолютная и относительная высоты, гора, погода, природный комплекс и др. |
Способы изображения рельефа на картах. | Способы изображения рельефа на картах. Подготовку карты к работе и разграфку листов. Копирование карт, их хранение и сбережение. | Описывать внешний вид основных форм рельефа суши, облаков. Отличать: горизонтали, изобаты, высоту сечения, бергштрихи, высоту основного сечения, заложение, крутизну ската. Уметь отличать три способа изображения рельефа на картах. Копировать карты. |
Ориентирование на маршруте. | Содержание туристского ориентирования: технику ориентирования на местности. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования. Инструменты. Оформление протокола движения. Специальные действия: привязку и разведку. | Описывать маршрут движения по топографической карте. Ориентироваться на местности. Использовать инструменты, оформлять протокол движения пользоваться привязкой и разведкой. |
Прокладка маршрута и составление плана движения. | Прокладку маршрута и составление плана движения. Ключевые точки. Составление плана-графика похода. Особые проблемы в проложении маршрута. Рекомендации при расчёте графика движения. | Составить план движения и план-график похода. |
Глазомерная съёмка местности. | Способы съёмки местности. Маршрутную глазомерную съёмку, способ перпендикуляров. Площадную съёмку, полярный способ съёмки. | Ориентироваться на маршруте различными способами съёмки местности. Измерять на местности стороны горизонта, направления, расстояния, глубины и высоты точек. |
Действия в случае потери ориентировки. | Определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов, по Полярной звезде, по Луне, по слышимости различных звуков, определение местоположения объекта по свету. | Определять стороны горизонта при помощи Солнца и часов, по Полярной звезде, по Луне, по слышимости различных звуков, определять местоположение объекта по свету. |
12 | Ориентирование. |
Ориентирование по горизонту и движение по азимуту. | Ориентирование по горизонту: направление, расстояние и ориентиры расположенные на местности, угол, азимут, азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Величины и направления магнитного склонения: по восходу и закату солнца, по карте. Обход препятствий. | Ориентироваться по горизонту. Измерять и двигаться по азимуту. Определять величины и направления магнитного склонения: по восходу и закату солнца, по карте. Обходить препятствия. |
Работа с компасом. | Устройство компаса Адрианова и жидкостного компаса модели НС «Универсал». Правила обращения с компасом. Проверку исправности компаса. Ориентирование по карте. Ориентирование карты по компасу, по двум ориентирам, по сторонам горизонта, по линиям и направлениям местности. | Пользоваться компасом Адрианова и жидкостным компасом НС «Универсал». Проверить исправность компаса. Ориентироваться по карте. Найти стороны горизонта, ориентировать карту по компасу. Измерять азимуты. Ориентироваться по карте и компасу. Выполнять глазомерную съёмку пройденного маршрута. |
Топографическая привязка приёмами глазомерной съёмки. | Приёмы глазомерной съёмки. Полярный способ или способ визирования (прямого или обратного) с промером, способ засечек (прямая и обратная), обратная засечка с контролем. Способ Болотова. Способ засечки по измеренным расстояниям. Способ топографической привязки по створу с промером. Способ топографической привязки по перпендикуляру к створу или к линейному объекту. | Пользоваться различными способами при ориентировании. |
Топографическая привязка с помощью приборов. | Топографическую привязку с помощью приборов. Полярный способ. Способ топографической привязки ходом в две стороны. Способ засечки по обратным дирекционным углам. Способ засечки по измеренным расстояниям. Прямую и обратную засечки для компаса Адрианова. Прямую засечку и азимут на видимый ориентир (обратная засечка) при использовании жидкостного компаса | Применять при ориентировании топографическую привязку с помощью приборов, используя при этом различные способы. Работать с компасом. |
Передвижение на местности с ориентированием по карте. | Способы передвижения на местности с ориентированием по карте. Способы движения по дорогам и движение вне дорог. Правила при выборе ориентиров. | Ориентироваться по горизонту. Двигаться на местности с ориентированием по карте. Двигаться по дорогам и вне дорог. |
Ориентирование без карты. | Приёмы определение сторон горизонта по небесным светилам. | Определять стороны горизонта: по часам и солнцу, луне, по луне и часам, по Полярной звезде. |
Определение сторон горизонта по местным предметам и различным признакам. | Определение сторон горизонта по местным предметам и различным признакам. Наименее точное определение сторон горизонта по местным предметам. | Определять стороны горизонта по местным предметам и различным признакам: по лесоустроительным столбам, по расположению церковного алтаря и крестам на куполах. |
Ориентирование по звуку и во времени. | Ориентирование по звуку. Слышимость звуков на ровной местности. Ориентирование во времени. Определение времени по компасу и Солнцу, по птицам и растениям. | Ориентироваться по звуку, по слышимости звуков на ровной местности. Ориентироваться во времени. Определять время по компасу и Солнцу, по птицам и растениям. |
13 | Питание. |
Значение правильной организации питания в походе. | Значение правильной организации питания в походе. Оценку энергозатрат и режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов. | Правильно организовать питание в походе. Заложить по норме основные продукты. |
Составление меню и раскладка продуктов. | Принцип составления меню и списка продуктов. Способы термообработки пищи. Основные группы продуктов, их предпоходную обработку и упаковку. Сбережение продуктов в пути. Различные способы расфасовки продуктов. Правила хранения продуктов в походе. Водно-солевой режим, простейшие способы очистки и обеззараживания воды. | Составить меню и список продуктов. Расфасовать и упаковать продукты. Очищать и обеззараживать воду. |
Общие кулинарные правила. | Общие кулинарные правила, объемный вес продуктов, продолжительность варки на костре. Основные способы тепловой обработки продуктов. Простые формы нарезки. Рецепты походных блюд. | Приготовить на костре суп и кашу. Бутерброды и простые салаты. Сохранить и упаковать продукты. Пополнить продуктовые запасы на маршруте. Приготовить необычные походные блюда. |
Использование сублимированных продуктов. | О пополнении пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений. О «неприкосновенном запасе» продуктов и «карманном питании». | Поймать рыбу и приготовить из неё уху. Собирать дикорастущие растения. |
14 | Туристские песни. |
Изучение биографий классиков авторской песни. | Биографии классиков авторской песни. | Исполнять несколько туристских песен по выбору. |
15 | Краеведение. |
Геологическое строение. | Древний облик Земли. Тектоническое строение земли. Историю праатмосферы, геологическое строение и рельеф планеты. Эры и периоды. | Рассказать о тектоническом, геологическом строении земли и рельефе планеты. Отличать эры и периоды. |
Образование Чёрного и Азовского морей. | Процесс образования Чёрного и Азовского морей. Фауну и флору древнего мира. | Рассказать об образовании морей, фауне и флоре древнего мира. |
Наша планета Земля. | Образование горных хребтов и гор. Полезные ископаемые. О климате. Процессы влагооборота. | Объяснить образование горных хребтов и гор. Рассказать о полезных ископаемых, климате и процессах влагооборота. Работать с картой. |
Вода. | Неблагоприятные и опасные атмосферные явления. Экологические проблемы морей. Названия крупнейших рек и их водоносность. Реки Краснодарского края. О подземных водах. Об использовании поверхностных вод. | Рассказать о неблагоприятных и опасных атмосферных явлениях. Об экологических проблемах морей. О подземных водах. Об использовании поверхностных вод. Назвать и показать крупнейшие реки. |
Почва. | Почвы равниной и предгорно-степной части края. Почвы речных долин и дельты Кубани. Об охране и мелиорации почв. Растительность дельты Кубани. Об охране растительности. | Рассказать о почвах: равниной, предгорно-степной части края, речных долин, дельты Кубани и их охране. Отличать растительность степей, лесостепей, леса и луга. |
Наш край «Жемчужина России». | Расположение, величину и рельеф края. Животный мир Краснодарского края и его охрану. Природные богатства, климат и его особенности. | Рассказать и показать на карте расположение, величину и рельеф края. О животном мире Краснодарского края и его охране. О природных богатствах, климате и его особенностях. |
Туристские возможности родного края. | Туристские возможности родного края. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. | Рассказать о туристских возможностях родного края. Отличать краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. |
16 | История «Малой Родины». |
Первая мировая война. | О первой мировой войне. Об истории заселения станицы Полтавской. О последних десятилетиях станицы. | Рассказать о первой мировой войне, прошлом и настоящем станицы Полтавской. |
Курень – станица Полтавская. | О переселении запорожцев, Персидском бунте. Как осваивались новые земли. О Черноморском казачьем войске, об окончании Кавказской войны, о выселении станицы Полтавской. | Рассказать о переселении запорожцев и Персидском бунте. Как осваивались новые земли. О Черноморском казачьем войске, об окончании Кавказской войны и о выселении станицы Полтавской. |
Революция и гражданская война. | О коллективизации и голоде 30-х годов. Борьбе с кулачеством. Трагедию станицы Красноармейской. | Рассказать о коллективизации голоде 30-х годов, о борьбе с кулачеством, о трагедии станицы Красноармейской. |
Образование Красноармейского района. | Об образовании Красноармейского района и о заселении станицы Полтавской красноармейцами. О Великой Отечественной войне. | Рассказать об образовании Красноармейского района и заселении станицы Полтавской красноармейцами. О Великой Отечественной войне. Привести примеры подвигов. Показать на карте линию обороны. |
Красноармейский район. | О Красноармейском районе, о его площади, населении, среднегодовой температуре, полезных ископаемых, климате, водных ресурсах, фауне и флоре, земельных ресурсах. | Рассказать о Красноармейском районе, а также об обеспеченности населения жильём, о медицинских услугах, спорте и местной экономике на сегодняшний день. |
Прогулки по ближайшим окрестностям. | Достопримечательности станицы Полтавской. | Рассказать о достопримечательностях станицы Полтавской и проблемах связанных с экологической обстановкой в районе. |
17 | Памятники природы. |
Значение памятников для туристов. | Значение охраны памятников для туристов. Виды памятников истории и культуры. О бережном отношении к памятникам. | Рассказать о видах памятников истории и культуры и бережном отношении к ним. Принимать участие в охране памятников. |
Комплексные памятники природы Краснодарского края. | Комплексные памятники природы Краснодарского края. Геолого-геоморфологические ценности. Гидрологические уникумы. Понятия: комплексные памятники природы, геолого-геоморфологические ценности, гидрологические уникумы. | Показывать и отличать комплексные памятники природы от геолого-геоморфологических ценностей и гидрологических уникумов. |
Дольмены и мегалиты их открытие и история исследования. | Кавказские дольмены и их классификацию. Хронологию Западнокавказских дольменов. Дольменную культуру Западного Кавказа. Об охране дольменов. Названия и легенды. | Отличать понятия дольмены и мегалиты. Рассказать о дольменной культуре. Размышлять о происхождении дольменов, для чего их строили. Показывать на фотографиях отличия дольменов по форме строения. |
18 | Туристу о природе (метеонаблюдения). |
Погода и её предсказание. | Понятия погода и климат, метеорологические элементы (давление воздуха, температура воздуха), фен, горно-долинные ветры, бризы, лесной ветер. Условные значки метеонаблюдений. | Объяснять причины изменения погоды. Оценить скорость ветра по школе Бофорта. Вести журнал метеонаблюдений туристской группы, в том числе и в походных условиях. |
Облачность. | Понятия: осадки, видимость, атмосферные явления. Название ярусов, русское и международное название основных форм, сокращённое международное обозначение, внешние признаки. О циклонах и антициклонах. | Объяснить понятия, образование циклонов и антициклонов. Отличать яруса облаков и их внешние признаки. Обозначать название ярусов русскими и международными значками. |
Признаки погоды. | Признаки погоды: давление, температуру воздуха, ветер, облачность, осадки, атмосферные и некоторые другие явления. Признаки: устойчивой ясной погоды; перемены ясной погоды на ненастную; устойчивой ненастной погоды; перемены ненастной погоды к лучшей и признаки приближения грозы. Народные приметы осени, зимы, весны и лета. | Определять и предсказывать по признакам погоду. Использовать народные приметы. |
19 | Занимательная походная математика. |
Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний. | Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний. | Пользоваться приёмами измерения и оценки расстояний: шагами (скоростью перехода), по видимым размерам предмета (путём геометрических построений). |
Определение расстояния до недоступного предмета. | Определение расстояния до недоступного предмета. | Определять расстояния до недоступных предметов: ширину реки, высоту дерева, глубину озера, диаметр пруда и высоту горы. |
Измерение расстояний на местности. | Расстояния различимости предметов на местности, геометрические размеры тела человека и предметов. | Измерять расстояния на местности: шагами, глазомерным способом; по времени движения. |
Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке. | Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке. | Составлять схемы и пользоваться глазомерной съёмкой. Объяснять понятия: схема, клиновый масштаб, кроки. |
20 | Чтобы не было беды… (ТБ в путешествии). |
Обеспечение безопасности в путешествии. | Технику безопасности в путешествиях. О недисциплинированности и слабой физической подготовке. Опасностях, связанных с неподготовленностью туристов. | Предвидеть и быть готовыми к опасностям на маршруте. |
Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. | Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. О физико-психологической и технической подготовке туристов. ТБ при использовании остро отточенного топора, пламени костра и работы с кипятком. Меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе, при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в населённых пунктах. Правила поведения если заблудился в лесу. | Использовать самостраховку при преодолении несложных естественных препятствий. Оказать первую доврачебную помощь при порезах топором, ожогах пламенем костра и кипятком. |
Опасности, вызываемые природными факторами. | Опасности, вызываемые природными факторами (горным рельефом, погодно-климатическими условиями): при переправе, обильных дождях, камнепадах, лавинах, темноте, тумане или зоне сплошной облачности, дождях и граде, грозе в горах, ветре и солнце. | Использовать страховку на горном рельефе, при ухудшении погодно-климатических условиях, при переправе. Укрыться от непогоды: обильных дождей, камнепада, града, в грозу и сильный ветер. |
Опасность переохлаждения организма. | Погодно-климатические условия района путешествия. Долгосрочные и краткосрочные погодные прогнозы. Прогнозы, определяемые по местным признакам. | Ориентироваться в долгосрочных и краткосрочных погодных прогнозах. Предсказывать прогноз погоды по местным признакам. |
Опасности, вызываемые укусами змей и животных. | Опасности, вызываемые укусами змей и других животных. Опасных черноморских животных. | Распознавать укусы змей и других животных. Называть и показывать опасных черноморских животных. |
Ядовитые растения. | Ядовитые растения. Профилактику отравления ядовитыми растениями. | Называть и показывать ядовитые растения. Оказать первую доврачебную помощь при отравлении ядовитыми растениями. |
Личная подверженность туристов опасности. | Об опасностях встречающихся на маршруте. Причины туристского травматизма самим снаряжением. Роль панического состояния и страха в туристском травматизме. Опасности, связанные с неопытностью туристов. Правила падения. | Преодолевать естественные препятствия на маршруте. Справляться с паническим состоянием и страхом. Обучится правильному падению на землю, и развивать наблюдательность. |
Определяющая роль дисциплины и сознательности. | Опасности, связанные с недисциплинированностью. Чем грозит игнорирование туристских организаций, приписки и обман при оформлении маршрута; самовольное изменение утверждённого маршрута, нарушение режима, графика и контрольных сроков, преодоление естественных препятствий на маршруте в неподходящее для этого время; путешествие в одиночку; непредусмотренное разделение групп на отдельные части; беспечность и тяжёлые травмы во время отдыха на маршруте. | Перечислить причины связанные с недисциплинированностью туристов. Оформить маршрутную документацию. Составить режим и график движения. |
Спасательные работы. Моделирование аварийных ситуаций. | Инструктаж по технике безопасности. Технику и классификацию спасательных работ. | Организовать спасательные работы. Оказать первую доврачебную помощь подручными средствами. |
21 | Охрана природы. |
Лес – наш зелёный друг. | Правила поведения в лесу. О пользе животных. О бережном отношении к растительности и животному миру. Правила соблюдения тишины и чистоты. Влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности. | Определять последствия своих действий по отношению к окружающей среде. |
Правовая защита природы. | Правовую защиту природы. Растения и животных, занесенных в Красную книгу России и Краснодарского края и подлежащих охране. | Называть и показывать нескольких представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России и Краснодарского края. |
Редкие и исчезающие виды флоры Кубани. | Редкие и исчезающие виды флоры Кубани. | Перечислить и показать редкие и исчезающие виды флоры Кубани. |
22 | Встречи с природой (что и как наблюдать). |
Что и как наблюдать осенью. | Что и как наблюдать осенью. Явления неживой природы. Начало раскраски листьев, запестрение крон, полную раскраску листьев, начало листопада, массовый листопад, окончание листопада, травы и грибы. | Различать: первоосенье, глубокую осень и предзимье. Явления неживой природы: первый заморозок на почве, промерзание почвы, ледостав на водоёмах, первый снег. Вести наблюдения над растениями. Заполнять дневник наблюдения над растениями осенью. |
Что и как наблюдать зимой. | Что и как наблюдать зимой. Явления неживой природы. Как зимуют растения. | Отличать и распознавать: первозимье, коренную зиму, перелом зимы, промерзание почвы, замерзание рек, снежный покров. Вести дневник наблюдения над растениями зимой. |
Что и как наблюдать весной. | Что и как наблюдать весной. Явления неживой природы. Деревья и кустарники, когда начинается сокодвижение, набухание почек, и их раскрытие, развёртывание листьев, полное облиствение, бутонизация, зацветание, полное цветение, отцветание, травы и грибы. | Отличать и распознавать: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетъе, первые проталины, половодье, когда оттаяла почва, исчезновение снега в лесу (лесополосе), последний заморозок в воздухе, последний заморозок на почве. Вести наблюдения над растениями и заполнять дневник наблюдений. |
Условные обозначения атмосферных явлений. | Условные обозначения атмосферных явлений. | Обозначать атмосферные явления условными значками. Вести дневник наблюдений за неживой природой. |
Что и как наблюдать летом. | Что и как наблюдать летом. Одревеснение побегов, цветение липы, плодоношение деревьев и кустарников, плодоношение трав. Природоохранный кодекс туриста. | Отличать и распознавать: начало лета, полное лето и спад лета. Вести наблюдения над растениями и заполнять дневник наблюдений. |
23 | Организация и подготовка путешествий. |
Определение целей похода. Психологические аспекты подбора группы. Обеспечение снаряжением. | Порядок организации и проведения походов, порядок действий при подготовке к многодневным походам. Меры безопасности при подготовке и проведении путешествий. Разработку маршрута, графика движения и аварийные варианты. Распределение обязанностей в группе. Требования к учебно-тренировочному походу. Упаковку медаптечки и расфасовку продуктов питания. Особенности подготовки, объём предпоходных тренировок, требования по обеспечению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, планирование цикла акклиматизации, обязательность схоженности и психологической совместимости участников, дублирование руководства и обеспечение надёжной связи, необходимость медицинского контроля участников похода. Оформление путевых документов. Инструктаж по технике безопасности. Укладку личного и группового снаряжения. | Выбрать район путешествия, собрать сведения о нём. Разработать маршрут, график движения и аварийные варианты. Распределить обязанности в группе. Упаковать медаптечку и расфасовать продукты питания. Оформлять путевые документы. Укладывать личное и групповое снаряжение. |
24 | Путешествия. |
3-х дневные походы и комплексные экскурсии. | Маршрут, график движения, организацию привалов. Место для биваков. Раскладку продуктов питания. Приёмы самостраховки. Правила поведения вне населённых пунктов, вопросы экологии. Опасные, ядовитые и лекарственные растения. Заполнение дневников: метеонаблюдений, наблюдения над растениями и за неживой природой. Определение расстояний ширины реки, высоты дерева и горы. Ориентирование. | Передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы. Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневных походов. Преодолевать различные, естественные и искусственные препятствия, владеть приёмами самостраховки. Выполнять необходимые природоохранные мероприятия. Предсказывать погоду на ближайшие сутки. Заполнять дневники: метеонаблюдений, наблюдений над растениями и за неживой природой. Определить ширину реки, высоту дерева и горы. Ориентироваться. |
25 | Подведение итогов путешествия. |
Обсуждение итогов похода в группе. Отчёт. | Порядок подведения итогов похода. Обсуждение итогов похода в группе. Назначение и роль отчёта о походе. Формы отчёта. Основные разделы отчёта. Современные методы оформления отчётов. Уход за групповым и личным снаряжением. | Подводить итоги многодневных походов ориентироваться в материалах периодической печати. Включаться в диалог при обсуждении проблем. Ориентироваться в выборе творческих заданий. Отстаивать свои взгляды в спорных ситуациях. Составить отчёт о походе. Ухаживать и ремонтировать снаряжение. |
26 | Итоговое занятие. | Этапы прохождения маршрута. Условия и правила проведения туристско-спортивной эстафеты. | Ориентироваться по «маршрутному листу», преодолевать естественные препятствия, ориентироваться, оказывать первую доврачебную помощь, переносить пострадавшего и организовать технику бивачных работ. Пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением. Спеть отрядную песню. Формулировать выводы. |