Трудовое воспитание, опираясь на традиции народной педагогики
Трудовое воспитание, опираясь на традиции народной педагогики
Народная педагогика имеет широкое понятие это прежде всего семейная педагогика. В воспитании ребенка участвуют все: родные, родственники, общественность и окружающая среда.
С малых лет ребенок будет членом трудового общества, следовательно его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и благосостояние, материальный уровень его жизни.
Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитания будущего гражданина, воспитание его жизненного уровня его благосостояния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание, опираясь на традиции народной педагогики»
Окоемова Василиса Гаврильевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Кыргыдайская СОШ им.Д.А.Гуляева»,
Вилюйский улус Республика Саха (Якутия)
Трудовое воспитание в семье опираясь на традиции народной педагогики
Одной из основных обязанностей граждан является обязанность заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества.
Гармоническое развитие есть такое развитие, которое разрешает сложнейшие противоречия в самой личности, в конкретном общении данной личности. Гармоническое развитие – это всегда борьба и преодоление трудностей. Борьба за человека, борьба за лучшее будущее своей Родины.
И сегодня формирование у детей физической и нравственной культуры, опирающейся на прочный фундамент народной педагогики, национальных традиций – дом каждого родителя, семьянина.
Народная педагогика является жемчужиной человеческой культуры, она развивается в соответствии с требованиями жизни. Занавес открыли исследования Геннадия Никандровича Волкова и Константина Спиридоновича Чиряева. Именно эти люди постоянно уделяли внимание одной из самых актуальных и значимых проблем современной образовательной школы – ее. Национальному возрождению, связанному с приобщением учащихся к духовной культуре, ценностям, ее обычаям и формах, приемах народного воспитания.
Народная педагогика имеет широкое понятие это прежде всего семейная педагогика. В воспитании ребенка участвуют все: родные, родственники, общественность и окружающая среда.
С малых лет ребенок будет членом трудового общества, следовательно его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и благосостояние, материальный уровень его жизни.
Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитания будущего гражданина, воспитание его жизненного уровня его благосостояния.
Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем течение его жизни, и в особенности с детства. Детей нужно признать с младенческого возраста к хозяйственной работе.
Первое, о чем в особенности должны помнить родители. Ребенок будет членом трудового общества. Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.
Второе: трудиться из нужды, из жизненной необходимости. Каждый труд должен быть творческим трудом. Научить творческому труду – особая задача воспитателя.
Третье: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка ребенка, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка.
Четвертое, в трудовом воспитании развивается и физические способности, но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребенка.
Пятое, труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.
С каждым годом возрастает интерес к трудовому воспитанию в семье, но у некоторых отмечается отсутствие основного жизненного девиза в семье.
В каждой семье старшие дети, родители приобщают младших к труду:
Во-первых, труд украшает человека. Сельская семья своих детей с малых лет учат к творческому труду, так как отношение к работе с любовью, когда ребенок сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда.
Во-вторых, оценка труда других людей. Дети интересуются работой, у каждого ребенка есть желание потрудиться и восхищаться трудом других людей.
В третьих, образование – вот нескончаемое богатство. Еще одна большая задача семей – учебная деятельность. Дети знают, что «прежний человек – коровой, а нынешний человек - образованием» (славится).
В четвертых, заботливое отношение к людям.Привитие чувство доброты, жалости к старшим, пожилым старым людям – «У молодого мир, у старика бери благословение».
Основные методы воспитания в семье:
- Требование активной учебной деятельности и систематического контроля;
- Развитие способности и таланта ребенка;
- Воспитание любви к труду и оценки труда других людей;
- Охват полезным нужным трудом и учет занятости детей;
- Распределение определенной работой в семье между детьми;
- Привитие трудовых навыков: мать – дочери, отец – сыну;
- Личный пример родителя.
Трудовое воспитание с опорой на народную педагогику:
- Наглядный показ видов работы;
- Подражание;
- Привитие трудовых навыков;
- Приобщение к труду.
- Поощрение;
- Наказание.
Знание методов трудового воспитания в семье помогла мне сделать программу для родителей и учащихся «Кодекс родителя», «10 добрых качеств человека» и «10 Заповедей жизни» (приложение 2)
Кодекс родителя
Личный пример родителя – «Ребенок – зеркало родителей»;
Охранять природу, ознакомить с обычаями и традициями своего народа приобщить их к национальной культуре – «Пепелище имеет пни, старое жилье имеет заветную память»;
Воспитать девочек соблюдение правил личной гигиены, бережному отношению к своему здоровью, заботиться о своем внешнем виде: осанке, одежде, приобщить их домашнему труду, привить навыке шитья «школу матерей» – «Счастье девушки в ее лице»;
Воспитать в мальчиках такие качества как терпеливость, доброта, трудолюбие привить им навыки выполнении любого вида работы, охотиться, пройти «школу отцов»–«У доброго молодца счастье во всех четырех сторонах света»;
Воспитать заботливое отношение к старшим, привить чувство доброты, жалости к пожилым старым людям – «У молодого мир, у старика бери благословение»;
Формировать у детей высоких гражданских качеств, патриотической сознательности общественной активности, развить у них чувства долга и ответственности перед Родиной – «Береги свою Родину, как зеницу ока»;
Нравственное воспитание детей, развитие их духовных потребностей познавательной активности – «Хороший твой нрав – крыло для полета»;
Воспитание и формирование человека готового к самостоятельной жизни – «Ребенок – счастье и надежда человека ».
10 добрых качеств человека
10 заповедей жизни
Здоровый;
Образованный;
Талантливый и способный;
Честный;
Добрый;
Общительный;
Порядочный;
Аккуратный;
Терпеливый;
10.Добросовестный.
Жизнь в своих руках;
Труд и здоровье – основа жизни;
Будь человеком активной позиции;
Будь смелым, преодолей любые препятствия в жизни;
Добивайся успеха в любой работе;
Верь людям, надейся на них;
Развивай трудовые навыки;
Не будь завистливым, радуйся успехам людей и учись у них;
Будь щедр на советы других;
10. Верь в себе
Таким образом, трудовое воспитание является основным видом народной педагогики. Организованная трудовая деятельность выступает фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры.
Бесспорно, сопоставляя трудовое воспитание с другими социальными явлениями, можно отметить целый ряд удивительных особенностей воспитательного процесса, однако отношение педагога, родителя и ребенка придают воспитательному процессу черту, объединяющую труд и искусство, а решающая роль педагогической технологии диктует с теоретической подготовкой овладеть искусством труда и правильно организовать трудовую деятельность.