творческие тренинги (игры и упражнения) развивающие навыки рабочего самочувствия – организованность, внимание, сосредоточенность, законченность действий, чувство пространства, воспитание внешней и внутренней культуры воспитанника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие тренинги»
Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
творческие тренинги
(игры и упражнения) развивающие навыки
рабочего самочувствия –
организованность, внимание, сосредоточенность, законченность действий, чувство пространства, воспитание внешней и внутренней культуры воспитанника.
материалы подготовила методист
Барладым Марина Сергеевна
Г. Нижневартовск – 2010г.
Упражнения на внимание и развивающие игры являются азами и сопровождают учащихся на протяжении всей творческой жизни.
Упражнения на внимание
«Распределение в полукруге». Предлагается усложнить это задание.
Например,
построить идеальный полукруг на счёт 38 так, чтобы в центре оказались маленькие, а по краям - высокие.
Возможны другие комбинации:
по росту,
цвету глаз,
цвету волос,
обуви и т. д;
по алфавиту первой буквы имени, фамилии,
по возрасту.
«Воскресник». Учащимся предлагается осмотреть класс и определить,
что можно убрать, исправить, переставить так, чтобы сделать пространство более гармоничным.
Действия производятся быстро, собрано, деловито, в тишине.
Когда упражнение закончилось, необходимо спросить учащихся - на какой счёт они уложились.
Это приучает контролировать счёт, заданный педагогом и воспитывать чувство времени.
«Знакомство».
Учащимся предлагается назвать своё имя (отчество, фамилию, день рождения и т. д.) слева направо.
Затем, каждому по очереди, уже справа налево, предлагается назвать всех по памяти в том порядке, в котором они себя называли.
Варианты:
родители,
профессия,
адрес,
хобби.
Можно попросить назвать себя уменьшительно-ласкательно, как сами хотели бы себя называть, по лучшему в себе; затем, напротив, по негативному.
«Дворец».
Упражнение «Дворец» содержит несколько различных вариантов и используется педагогом в зависимости от цели урока.
Упражнение является не только хорошей гимнастикой для внимания, фантазии и воображения, памяти и чувства последовательности, но и даёт прекрасную возможность взаимодействия учащихся между собой и воспитывает чувство пространства.
Предлагаем несколько вариантов этого упражнения.
На педагогическом столе построен дворец из кубиков.
Преподаватель даёт задание -изучить его.
Когда дворец изучен, даётся новое задание, например,
найти в помещении предметы, название которых начинается на одну и ту же букву (потолок, пол, портрет и т. д.),
найти в окружающих предметах наибольшее количество квадратов, кругов... (этим отвлекается внимание от стола с кубиками, где преподаватель тем временем изменяет их положение).
Проверив параллельное задание, переходят к восстановлению дворца в исходное положение.
Каждый учащийся делает по одной поправке.
В другом варианте учащимся даётся задание запомнить дворец, после чего педагог разрушает его и предлагает восстановить.
Задача может усложняться, когда задан элемент композиционности или темы, которая даёт направление воображению всей группы.
Например, необходимо построить дворец всей группой, устанавливая свой кирпичик и развивая замысел всей группы.
«Счёт пальцев»- одно из упражнений на внимание, необходимое в первый год обучения. Педагог поднимает вверх одну или две руки и меняет количество пальцев на руке, прижимая их к ладони. При этом руки могут находиться вверху, внизу и т. д. Меняется положение пальцев, а задача учащихся - сконцентрировать внимание на руках педагога и вести счёт вслух.
«Баранья голова» - упражнение-игра.
Каждый в полукруге по очереди называет слово (для удобства можно задать единую тему, например, «зима» или «животные»).
Каждый, прежде чем назвать своё слово, называет в точности предыдущие.
Тот же, кто ошибается или забыл порядок, называется «баранья голова».
Задание может пойти по второму и третьему кругу - и так до победителя.
Это упражнение можно использовать для знакомства, оно также выгодно при сочинении самостоятельного произведения, например, сказки.
Тогда за смысловые рамки берутся такие понятия, как среда, герои и т. д.
«Исключение цифр»
Педагог объявляет 3 или 4 цифры, которые исключаются из десятка.
Учащиеся должны запомнить эти цифры.
Далее слева направо начинается перечисление этих цифр от 1 до 100.
Тот, кто ошибся, выбывает.
«Десять предметов»
На счёт, заданный педагогом, сидящие в полукруге должны дотронуться до десяти разных предметов.
Педагогам, работающим со школьниками среднего возраста, мы можем посоветовать сочетать упражнения на внимание с элементами воображения и юмора. Можно предложить, например,
«Алфавит»
при помощи алфавита и интонации донести до партнёра свою мысль и чувство, а, может быть, и просьбу (признание в любви, угрозы, мольбу и т. д.)
Если второй учащийся догадался, что происходит, он может ответить - тоже при помощи алфавита.
Одно из условий творчества - искренность, способность к импровизации, внезапности, перевоплощению.Этому тоже учит тренинг.
Например,
«Тихая сказка» педагог может попросить ребят
выразить выбранную им сказку посредством только жестов или ассоциаций, голосовых проявлений, мимики, застывших картин и т. д.
И всякий раз это будет одна и та же сказка по сути, но совершенно разная по форме.
Слуховое внимание
темпо-ритм помогает выражению чувств на сцене, является непосредственным «возбудителем памяти».
С учениками любого возраста можно начать этот цикл упражнений, простым заданием, повторением ритма и ритмического рисунка:
педагог хлопками задаёт ритм и предлагает его повторить.
По ходу упражнения ритм может усложняться как в темпо-ритмическом рисунке, так и в силе хлопка или чередованием хлопков с тоцаньем ног и т. д.
«Метроном». Педагог задаёт произвольный ритмический рисунок. Сидящий первым в полукруге мысленно повторяет его, после того, как первый мысленно закончит, второй, тоже про себя, повторяет заданный рисунок за ним третий и так далее.
Чтобы упражнение было выполнено мр.тильно, каждый сидящий в полукруге должен мысленно простукивать ритмический рисунок не только за себя, но и за всех остальных. Последний учащийся простукивает рисунок вслух.
«Песня хлопками».
Предлагается спеть песню, после чего даётся задание простучать ту же песню хлопками по кругу, где каждый производит только один хлопок в свою очередь, соответственно мотиву песни.
Можно отстучать и всю песню одновременно.
«Пишущая машинка»
Сидящим в полукруге предлагается разобрать алфавит таким образом, чтобы каждому досталась одна буква или две, после чего педагог произносит фразу, которую надо «напечатать» (это может быть афоризм, цитата...)
У педагога роль «машинистки», а полукруг - в роли «машинки».
На хлопок педагога соответствующая буква отзывается хлопком.
Промежутки между словами - общий хлопок.
Используемое для упражнения словесное выражение может быть связано с «темой дня», зачином или праздником.
Педагогами используется одно из упражнений, которое сочетает в себе как развитие элементарных навыков внимания, так и юмор, обширный выбор приспособлений, фантазию, чувство последовательности и готовит к понятию этюда.
Это упражнение
«Что происходит?»
Пара или несколько учащихся «скрываются» от глаз остальных студийцев за ширмой, роялем или, за неимением перегородки, просто за спинами сидящих в полукруге.
Они заранее обзавелись необходимым реквизитом, при помощи которого будут создавать ряд последовательно выстроенных звуков - основу и ход этюда.
(Это может быть застолье, стирка, игра в шахматы, подвешивание картины и многое другое)
Здесь можно дать волю воображению, не забывая при этом о чёткой последовательности действий - начало, кульминация, наиболее активный звук или шум и т.д.
Задача остальных учащихся, приложив фантазию и внимание, понять - что происходит.
Педагог может усложнить задачу, дав знак одному из сидящих в полукруге - в какой-то момент присоединиться к выступающим, не нарушив внутренней целесообразности действия.
Развить фантазию - это не значит, всё время будоражить эмоции ученика, переключая их с одного впечатления или наблюдения на другое.
Фантазия может развиваться и в процессе более пристального, как бы замедленного взгляда вглубь себя и окружающего мира, ухода от восприятия мира «по привычке».
Например, педагог может попросить учащегося,чтобы онописал себя незнакомому человеку, который должен встретить его на вокзале.
Или дать задание«переместиться» в любую точку земного шара и рассказать, как он себя ощущает, как общается с людьми, что его поразило.
Можно проделать и такое упражнение, которое часто впоследствии пополняет «копилку» ученических наблюдений:
предлагается выразить жестами под музыку (скорее, не для пластической точности, а ради ассоциации и фантазии) листопад, отчаяние, удивление, опасение, реку, детскую радость и т. д.
Необходима точная ориентация учащихся в задачах и ненавязчивый контроль педагога.
Двигательный аппарат - Мышечное внимание – Жест
Цель физического, мышечного тренинга -«разбудить» тело, чтобы оно точно служило передаче внутреннего состояния, задачи, мысли.
Творческие навыки мышечного внимания - это
ликвидация мышечных зажимов,
избавление от ненужного напряжения,
разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия,
воспитание правильной осанки и походки,
координации движения.
В то же время выполнение двигательных упражнений бессмысленно без подключения всей творческой природы, без творческого воображения.
Необходимо знать - зачем, почему и для чего я выполняю то или иное действие, в каких обстоятельствах, в каком событии.
Добейтесь того, чтобы ваши мускулы сами искали правду движения, выработайте в себе «мышечного контролёра», который контролировал бы все мышечные напряжения, оставляя лишь те, которые нужны для действия.
Первый этап работы над освобождением мышц - это развитие костей и пальцев рук.
Ведь если глаза - зеркало души, то пальцы - это глаза тела».
Мы хотим познакомить вас с наиболее значительными упражнениями, связанными с навыками мышечного внимания.
«Волна». Это упражнение усложняется педагогом в зависимости от освоения учащимися более простых его видов.
Например,
педагог задаёт движение (рукой, ногой, головой, туловищем и т. д.) и предлагает повторить это движение всех, сидящих в полукруге, одного за другим, но не по очереди, а чтобы создавалось впечатление непрерывно переливающейся волны.
Эта «волна», дойдя от одного края до другого, идёт обратно, но уже другим движением (подсказанным педагогом или выбранным произвольно).
Важно, чтобы сидящие в полукруге, старались уловить скорее интуитивно, мгновение перетекания волны.
Это же упражнение можно конкретизировать.
Это может быть «волна», в которой учащиеся поднимаются и садятся, меняют только положения рук (тоже «волной»), ног или туловища (валятся вповалку на соседа, падают на колени и т. д.)
Как бы слаженно, технически-отточено не выполнялось это упражнение, необходимо помнить, что суть не в механическом исполнении движений, (и в таком случае теряется смысл), а во внутреннем ощущении рядом с собой партнёра, в предвосхищении движения и в органичном его продолжении так, как если бы все были одним целым.
В последующих упражнениях, связанных с мышечным тренингом, педагог расширяет рамки упражнения, включая творческое «если бы», подводя учащегося к тому, что жест и пластика должны рождаться изнутри, в предлагаемых обстоятельствах места, времени, характера.
Когда мы говорим: «Действие, действие, действие!» - это не потому, что мы забываем о чувстве, а потому, что только через подлинное действие можно перейти к живому подлинному чувству, которое рождается через органы чувств: зрение, обоняние, осязание...»
В упражнении
«Кошка»
учащиеся лежат на спине, раскинув ноги и руки в стороны (между полом и поясницей не должно быть места).
Постараться всеми мышцами «растаять» на полу.
Педагог же может предлагать различные обстоятельства.
«Марионетка».
Необходимо вспомнить куклу-марионетку. К запястью, локтям, коленям привязаны невидимые нити.
Учащиеся пытаются передать движения куклы, переходя к этюду, т.е. подключая «если бы».
Если бы это была
новая кукла,
кукла в руках начинающего,
мастера,
поломанная кукла,
любимая и т. д.
«Превращения».По хлопку превращаться в
тяжёлых,
лёгких,
надутых,
глиняных и т. д.
Тренирует быстрое переключение, внимание и фантазию.
«Тень».
Один ученик - человек, другой - его тень.
Нужно повторить все движения, чтобы тебя не заметили.
Педагог может менять предлагаемые обстоятельства.
«Тир». Упражнение развивает координацию движений и внимание. Учащиеся распределяются по аудитории в шахматном порядке. Педагог говорит: «Правая рука», ученики поднимают правую руку и тут же опускают (аналогично - левая рука, голова, нога и т. д.).
Темп увеличивается.
«Свечка». Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнёров. Упражнение выполняется, молча, и содержит в себе, помимо пластической задачи, воспитание чувства доверия к партнёрам и отстранение ложных страхов.
«Перетягивание каната».
Канат - воображаемый.
В упражнении может участвовать как два человека, так и две команды.
Чтобы перетягивание каната было подобно натуральному, ученик должен быть предельно внимателен к партнёру, к контролю за мышцами всего тела, улавливать малейшее движение и намерения противоположной стороны.
«Игра на координацию и внимание». В этой игре - упражнении педагог может дать волю своей фантазии, насыщая задание всё новыми и новыми предлагаемыми обстоятельствами, ритмом, количеством участников.
Правая нога на полу рисует цифру 9, в это время левая рука рисует цифру 7.
Затем, идя по кругу, по заданию педагога происходят «превращения»
ноги стеклянные,
руки из пластилина,
туловище из пуха;
правая часть тела слона, другая - цапли и т. д.
«Мышечная разминка».
Сесть, встать на заданный ритмический рисунок;
произвести пассовку в волейболе, в теннисе;
изобразить известную скульптуру;
выйти на арену и т. д.
«Бдение» включает в себя большие и малые круги внимания и работу над мышечным контролем. Учащемуся предлагается выполнить некое действие, связанное с концентрацией мышечного внимания (например, нести книгу на голове или какой-либо плоский предмет на ребре кисти руки, или стоять на руках...) В это время остальные пытаются его отвлечь: задают вопросы, произносят стихи и скороговорки, шумят, но не трогают его руками.
Задача учащегося
не уронить предмет,
спокойно и внятно отвечать на вопросы,
суметь сосчитать их количество,
фиксировать также и те звуки, которые слышно в сфере большого круга внимания - за окном, в соседней аудитории.
Описание одного из упражнений для развития мышечного внимания и опорно-двигательной системы мы нашли в рассказе актёра и режиссёра Юрского.
«Оправдание позы» это упражнение театральной школы, похожее на детскую игру «Замри».
Двигайся, как хочешь, и вдруг! Стоп! Замри! В самой неудобной позе.
Мгновенным усилием фантазии придай этой позе смысл и выйди из неё в органично направленное действие.
Умение оправдать мизансцену сложнее.
Ещё сложнее оправдать решение целой сцены.
И самое высшее - оправдание поступка твоего персонажа».
Но к этому мы вскоре вернёмся.
А пока - ещё несколько упражнений мышечного тренинга.
«Ходьба с книгой на голове».
Упражнение развивает навык мышечного внимания и мышечной памяти, сосредоточенность.
Педагог может попросить «мешать» участнику - шуметь, задавать вопросы, бегать вокруг и т. д.
«Проверка веса».
Предлагается «проверить» вес у воображаемых предметов (вспомнить, какие группы мышц напрягаются при той или иной тяжести).
Несём пустое ведро,
ведро с водой,
стул,
штангу,
сумку с продуктами
(затем можно сравнить, по возможности, с настоящими предметами).
Педагогам нашего Дома творчества приходится работать с учащимися разного возраста и иногда приходится находить в знакомом упражнении новые стороны, чтобы адаптировать его к возрастным особенностям ребят. Так, например, появилось упражнение «Спорт», сочетающее в себе мышечный и речевой тренинг, развивающее фантазию и чувство юмора.
«Спорт».
Детям предлагается выбрать любимый вид спорта и скороговорку.
С атрибутом, соответствующим данному виду спорта (мяч, скакалка, ракетка, воображаемая штанга и т. д.) совершить движения, проговаривая скороговорку.
Побеждает в таком «турнире» самый убедительный в своём наблюдении, способный соединить слово с действием.
«Оправдание позы в полукруге».Педагогом задаётся поза, например -правая рука вверх. Предлагается оправдать её, вспомнить: где, когда, при каких обстоятельствах учащийся мог находиться в такой позе.
Это упражнение, по сути, подводит ученика к понятию этюда и даёт возможность через оправдание позы, жеста или мимики, через заданные педагогом «условия игры» выйти в этюд (действие, подчинённое цеди в предлагаемых обстоятельствах).
Только не играйте, не комикуйте... Можно написать пятнадцать воображаемых писем:
письмо-протест,
письмо-разоблачение,
шутливую записку,
прощальное письмо,
анонимку.
Письмо может писать человек,
привычный к этому занятию,
может -малограмотный,
может - близорукий.
Письмо можно писать
лениво,
небрежно,
с маху или осторожно выбирая слова.
Наконец, саму ручку можно взять в пальцы
нежно,
зло,
аккуратно,
брезгливо,
с почтением,
и ручка может быть современная,
старинная,
или вообще из чистого золота.
А вот состояния как раз играть запрещено.
«Бисер». К.С.Станиславский называл его «королём упражнений».
Учащемуся предлагается проделать работу с воображаемым бисером, иголкой и ниткой, сверяя ощущения с реальным бисером, который предложен педагогом.
Утончая осязательные ощущения, необходимо научиться, перебирая воображаемый бисер, реагировать на возможные его особенности - шероховатости, размер и т.д.
Со временем работа может дополняться предлагаемыми обстоятельствами - « я тороплюсь», «рвётся нитка», «укололся иглой» и т. д.
Освоив «Бисер», можно переходить к последующим, производным от него, более сложным упражнениям.
Тем не менее, «Бисер» - не только упражнение, развивающее навыки работы с воображаемым предметом, внимание и творческое воспоминание.
Прежде всего - это погружение в суть действия.
«Нитка-иголка».
В предлагаемых педагогом обстоятельствах, нужно взять иголку, вдеть в неё нитку, завязать узелок.
Попробуйте пришить пуговицу, или зашить дыру, или вышивать.
Случается что-то (стук в дверь, «убежало» молоко, на вышивку прыгнула кошка и т. д.)
Соответствуя изменённым обстоятельствам, необходимо закончить работу.
«Посылка».
В общем полукруге передаём друг другу воображаемую посылку, например, яйцо.
Бережно, осторожно, по пути согревая его.
Тот, у кого при передаче «вылупляется птенец», оценивает это событие и передаёт посылку дальше.
Можно передавать ёжика, комара, рыбку и т. д.
«Нарядить ёлку»
(ёлка и игрушки - воображаемые).
Ученикам предстоит нарядить воображаемую ёлку.
У каждого ученика своя ситуация, своя ёлка и свой метод действия.
«Рулетка».
Замерить воображаемой рулеткой расстояние до стола педагога, до дверей, до окна.
Можно проверить настоящей рулеткой.
«Шнуры».
Одна пара учеников растягивает между собой воображаемый шнур, отходя друг от друга на максимальное расстояние.
Таких пар может быть три или четыре.
Задача состоит в том, чтобы, передвигаясь по комнате, сохранить свой шнур.
При передвижении можно поднимать шнур над головой или опускать, чтобы другие переступили.