МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Творческий отчет
педагога дополнительного образования
Денисенко Веры Владимировны
с.Б-Куганак
2017г.
Введение
Актуальность и значимость развития актёрских способностей у детей, обусловлено и тем, что театральное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие, на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается эмоциональная память, развивается воображение, воля. Обостряется восприятие, активизируется творческие силы разума и « энергия мышления» даже у самых инертных детей. Театральный творческий процесс универсален. Он раскрывает множество граней в любом человеке, особенно в ребёнке. Ведь он активен по своей природе, и ребёнку интересно всё. Театр требует фантазии, интеллекта, определённой суммы знаний и жизненного опыта, а так же специальных умений и навыков, природных способностей и умения работать над собой, развивая и дополняя то, что подарено природой. Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного, образованного и доброго – человека. И один из таких путей - воспитание театральным творчеством..
Основной целью деятельности кружково объединения «Театральный коллектив «Ника»» является создание условий для самореализации личности обучающегося, раскрытия его духовного и творческого потенциала.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрытие творческих способностей у обучающегося;
- формирование усидчивости и работоспособности;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- воспитание уважительного отношения к результатам труда товарищей;
- приобретение обучающимися опыта сотрудничества и коллективной работы;
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
- духовно-нравственное развитие личности;
- воспитание чувства уважения к общечеловеческим ценностям;
- формирование представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.
Для реализации поставленных перед детским объединением цели и задач была разработана программа «Театральные подмостки»» художественной направленности, рассчитанная на 4 года обучения. Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание обучающегося, обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала личности.
Основными используемыми формами организации занятий я использовала следующие:
фронтальная – одновременная работа со всеми обучающими;
индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий;
индивидуализированная – где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;
индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм;
коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.
Для проведения занятий я выбрала следующие их формы:
занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала – знакомство с теоретической частью, беседа;
занятие контроля и оценки полученных знаний, умений и навыков – викторина, конкурс, смотр, показ спектаклей, театрализованных концертов;
занятие решения воспитательных задач – беседа, диспут, игра, экскурсия, посещение выставок, творческая встреча;
занятие-повторение – определяет качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобное занятие является заключительным.
На своих занятиях я использую следующие педагогические технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология мастерских;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-икт технологии.
Огромную роль играют занятия актёрского мастерства, в формировании всесторонней, развивающейся личности ,готовой к ранней профессионализации. Наблюдая за обучающими моего коллектива «Ника» я пришла к выводу, что дети, посещающие театральные занятия, могут легко находить общий язык ,как со сверстниками ,так со взрослыми людьми, быть коммуникативными, не бояться публичных выступлений, как на сцене ,так и в других местах где им приходиться выступать. У них развиваются коммуникабельные качества. Знакомясь во время работы над спектаклем с классической драматургией, изучая литературный и автобиографические материалы, обучающиеся развивают свой духовный и нравственный уровень, и кругозор,. У них улучшается память, быстрее ,чем у других детей, развиваются :креативность, фантазия; улучшается речь, процессы мозговой деятельности- и это всё положительно сказывается на учёбе.
За меж аттестационный период в детском объединении обучались 4 группы. Общее количество обучающихся – 49 человек.
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как тестирование, практические задания на выявление начальных навыков и умений.
Текущий контрольосуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как опрос, наблюдение, самостоятельная работа по изготовлению изделий, тестирование.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующая форма – контрольная работа и самостоятельная работа (выполнение изделий по предложенным схемам).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексно, постановка спектаклей в каждой группе, включающуюся в себя: изготовление декораций, пошив костюмов, написание афиши и программки к спектаклям. и е, творческую работу по собственным эскизам, а также контрольную работу либо тестирование по иконографии создания спектакля. К формам данного контроля относят: зачет, открытый показ спектакля, воспитательного мероприятия для родителей, коллективу дома детского творчества.
Промежуточная аттестация обучающихся нашего детского объединения показала, что высокий уровень теоретической подготовки имеют 25 чел. (46%), средний уровень – 24 чел. (54%). Проверка практической подготовки показала, что высокий уровень имеют 30 чел. (54%), средний – 19 чел. (46%).
В итоговой аттестации участвовало 49 чел., из них высокий уровень теоретической и практической подготовки имеют 30 чел., что составляет 60%, средний уровень – 19 чел. (40%).
Мониторинг личностного развития показал, что средняя степень выраженности личностного развития обучающихся составляет 65%.
Контроль знаний и умений обучающихся позволяет мне не только правильно оценить уровень усвоения изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Я стремлюсь к тому, чтобы контроль был целенаправленным, объективным, всесторонним и регулярным.
Считаю, что реализация программы «Театральные подмостки» имеет положительный результат
К положительным результатам можно отнести участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня: в районных , городских, республиканских ,всероссийских, международных. Обучающиеся в театральном объединении «Ника» востребованы не только в доме детского творчества, но и в своей школе,их часто задействуют в роли ведущих общешкольных мероприятий, их просят быть аниматорами на различных воспитательных мероприятиях, часто их можно увидеть помощниками воспитателей в центрах дневного пребывания на летних каникулах.
Мною было составлено портфолио достижений обучающихся, которое представлено в папке «Портфолио педагога дополнительного образования». Также в разделе «Достижения обучающихся» я представила документацию по мониторингу образовательной деятельности, мониторинг личностного развития, сведения об участии обучающихся в массовых мероприятиях и копии грамот за призовые места.
Для успешной реализации образовательной программы мною были разработаны календарно-тематический график, программа для индивидуальных занятий с одарёнными детьми, презентация о деятельности театрального коллектива «Ника» . Деятельность театрального объединения «Ника» носит не профессиональный характер, а художественно-педагогический..
Деятельность театрального коллектива « Ника» можно разделить на две составные части:
Постановочная деятельность
Постановочно-творческая деятельность театрального объединения «Ника» сочетается с учебно-педагогической. К работе над спектаклем привлекаются родители, учитель технологии, классные руководители : 2 «А» 6 «А» и 5 «А» классов, с целью изготовления костюмов и мелкого реквизита, покраски декораций и т.д. «Родительская школа», включая детей и родителей в совместный творческий процесс, призвана помочь преодолеть «опасности» подросткового возраста и способствовать сближению взрослых и детей. Большое значение уделяется выбору драматургического и литературного материала. Предпочтение всегда отдаётся авторам классических произведений. Таким, как: С.Михалков, А.П. Чехов, Н.Фонвизин, М. Зощенко, В.Шукшин, А.В.Твардовский, А. Сент-Экзюпери, Е.Шварц, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Г.Андерсен, М.Карим, И.А. Крылов, и мн. др.
В.Денисенко «Дорога к Пушкину» (литературно-музыкальный вечер)
К.Чуковский «Муха-Цокатуха»
К.Степанычева «Приключения Розового Бантика»
С.Михалков «Зайка-зазнайка»
Г.Андерсен «Приключения Дюймовочки»
С.Аксаков «Аленький цветочек»
К.Сергиенко «Овраг»
К.Чуковский «Доктор Айболит»
А.Барто «Мир детства»
С.Маршак «Старуха дверь закрой»
Н.Носов «Незнайка и его друзья»
В.Денисенко «Чп в цветочном городе»( по ПДД)
С.Андреева «Кошка Маруся и цирк!»
Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
В.Сутеев «Под Грибком»
Н.Толстой «Приключения Буратино»
Л.Лопейская «Аистёнок и Пугало»
Э.Шмитт «Оскар и Розовая дама»и т.д.
Концертная деятельность. Дети театрального объединения принимают активное участие в школьных, районных, городских мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Показывают хорошие результаты в этой области. Уже на протяжении многих лет, а конкретно за меж аттестационный период, коллектив занимает в районном театральном фестивале призовые места,так же становится победителем в открытых городских конкурсах чтецов г.Стерлитамака Театральный коллектив часто участвует в районных мероприятиях, например, новогодний утренник для детей-инвалидов. Мы также часто проводим в филиале реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, театрализованные игровые программы ,показывает им спектакли. . Эта дружба нашего театра с филиалом реабилитации возникла с момента его основания - с 2005 года.
Немаловажное значение имеет воспитательная работа, которая проводится по нескольким направлениям:
- здоровьесберегающее воспитание (активно использую на занятиях здоровьесберегающие технологии: провожу физкультминутки, пальчиковые игры, а также была проведена игровая викторина «Здоровье не купишь»);
- первичное самоопределение (стараюсь поддерживать воспитанников в процессе творческого становления, привлекать внимание к различным профессиям, их специализацией. Мною была разработана и проведена познавательная викторина «Мир профессий»);
- гражданско-патриотическое воспитание (в рамках данного направления воспитываются ответственность и любовь к Родине, чувства коллективизма и гражданского самосознания. Мною были разработаны и проведены час мужества «Защитники Отечества», театрализованный концерт «Письма 45 года», театрализованное представление «Богомолица» ,посвященное женщинам военных лет, спектакль «Лис Лисыч и его друзья», посвящённый проблемам экологии).
Собраны материалы для подготовки воспитательных мероприятий по духовно-нравственному, экологическому и эстетическому воспитанию (в электронном виде).В нашем театральном объединении «Ника» есть традиция отмечать дни рождения кружковцев, проводить весёлые новогодние вечера, посещать русский драматический театр г.Стерлитамака.
Педагогическая деятельность относится к одной из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных. Она требует от специалистов высокой общей, общепрофессиональной и специальной образованности, поэтому педагогам необходимо непрерывно развивать свой профессионализм. Значимость этого развития многократно возрастает в условиях реформирования образования. Системные, качественные изменения в нем невозможно осуществить без развития профессиональной компетентности педагогов.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
В течение меж аттестационного периода мною проводилась работа по самообразованию путем изучения всевозможной методической литературы и периодических изданий, приобретения литературы, участия в работе педагогического совета, принимала участие в конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», опубликовала свои авторские методические материалы, разработки, сценарии на различных интернет-сайтах : «Копилка.ру», «Педагогический мир», «Ин-ку.ру» «Инфо.урок» и т.д., а также посещала мастер-класса по сценической речи КЦ «Сода» г.Стерлитамака., участвовала в научно-практической конференции для учителей на сайте «Портал Образования» с докладом на тему «Взаимодействие и организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей»;, прослушала несколько вебинаров, на актуальные темы : «Развитие речи современных дошкольников» в объёме 1 часа. «Работа по ФГОС :работа с родителями» в объёме 1 часа. «Театрализованная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО», «Методы арт-терапии в работе с одарёнными детьми в соответствии с ФГОС ДО" в объёме 2 часов. Прошла Дистанционные курсы повышения квалификации «Содержание и особенности работы с одарёнными детьми в образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)» в объёме 12 часов. Сертификат № 133,так же курсы «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации», уд. №735.. Результатом этой работы стало 2 первых места и одно третье на районных выставках и конкурсах.
Также я активно участвую в подготовке и проведении различных мероприятий Дома детского творчества «Радуга»: Новогодний утренник для детей с ОВЗ «Приключения Братьев Карандашей», Фестиваль признания детей, Международный день семьи, День защиты детей, Последний звонок, День инвалида ,День учителя, театральные недели ,Сабантуй, День славянской письменности, День матери, принимаю в работе жюри районных конкурсов театральных постановок, Арт-фестиваля детского творчества детей, конкурсов чтецов.
На летних каникулах работала воспитателем в лагере с дневным пребыванием в школе МОБУ СОШ с.Наумовка.
Все личные достижения и результаты, методическая работа представлены в папке «Портфолио педагога дополнительного образования».
В течение меж аттестационного периода года я активно сотрудничала с воспитателями центра реабилитации детей и подростков с ОВЗ филиала в Стерлитамкском районе с.Наумовка ГАУ г.Кумертау, а также с социальным педагогом, психологом дефектологом, поскольку работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует определенных знаний, которыми я не обладала, и приходилось советоваться со специалистами. Театральный коллектив «Ника» уже 22 года радует зрителей своими постановками, не одно поколение детей прошло через обучение в этом объединении.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется, по моему мнению, прежде всего постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. А психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и образования в целом.
Вывод
Я думаю, что сила театрального искусства велика. Как говорил Ф.М.Достоевский: «Красота спасёт мир».
Чтобы научить детей различать, что красиво, а что безобразно, что плохо, а что хорошо, для этого и нужны занятия по театральному творчеству.
Не случайноК.С.Станиславский говорил: «Театр- это не праздная забава, созданная для увеселения человечества, это фабрика душ человеческих».