kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Удивительное рядом

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыты работы с природным материалом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Удивительное рядом»

Удивительное рядом

Кузнецова Н.Н.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом детского творчества», с.Карагай


Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что с рукоделием были знакомы люди далёкого прошлого.

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ.

Как прекрасен наш мир! Посмотрите, сколько красок, совершенства и простоты. Хорошо потрудилась природа. Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года, и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы с детьми на наших занятиях в творческом объединении, стараемся продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой - это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности. Нужно правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден: либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе, деформироваться, измениться по цвету, и работа придёт в полную негодность.

Собирать природные материалы, как правило, надо, когда они созрели, т.к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень. Что собирать, какие материалы нам необходимы: шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные); орехи (грецкие и лесные); косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы); бобы, фасоль, горох, семена, древесные грибы, веточки и листья различной формы и цвету; морские и речные ракушки, камушки; бересту, соломку, рогоз и многое другое, что дарит нам природа.

При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы, без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.

К дополнительным материалам относятся, например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные детали изделия, можно использовать их и в качестве фона. Например, при выполнении аппликации из листьев, семян, бересты, соломки.

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала, выполнения отделочных деталей или в качестве фона – основы. Например, фон для композиции из семян, листьев, ракушек, круп; для скрепления деталей игрушек.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломки, для отделочных работ и др. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используем ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет внешний вид изделия. Также клей «момент» при работе с соломкой, берестой, семенами.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей – нужны для оформления работы.

Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки (из шишек, жёлудей, орехов) и для отделочных работ.

Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты: шило, ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш, краски, кисточку, плоскогубцы, выжигатель, кальку.

Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите.

Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы, выбрать правильное композиционное решение. В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. (Например, аппликация из листьев, соломки, бересты). Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший.

Работая с природными материалами, необходимо помнить о цветовом решении. Есть целая наука о цвете, называемая цветоведение, она знакомит с основными правилами работы с цветом.

Цвета, которые вы видите в своих красках, разделяются по оттенкам и светлоте. Их можно разделить на две части: жёлтые, оранжевые, красные цвета, напоминают огонь, называются тёплыми; зелёно – голубые, голубые, синие – холодными. Например: жаркая пустыня с горячим жёлтым песком, с ярким палящим солнцем, или морозный зимний день с синими и голубыми тенями на снегу. Цвет говорит и о настроении человека. Радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками. Грусть и тоска – серые, блёклые. Как пасмурный день.

Природные материалы по происхождению делятся на 3 группы:

  • Материалы растительного происхождения (листья, цветы, косточки, семена, соломка, береста, рогоз);

  • Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);

  • Материалы минерального происхождения (камни, ракушки, глина, песок)

На занятиях в творческом объединении мы с детьми работаем: с ракушками, с ячной скорлупой, с кожей, с мехом, с семенами, с листьями, с цветами, с косточками, с опилом, (выполняем аппликации, композиции); плетём из рогоза.

Наиболее доступной для детей работой из листьев, семян и цветов является аппликация. С этим видом деятельности дети знакомы по работе с бумагой. Основным отличием аппликации из бумаги и аппликации из природного материала является отсутствие предварительной разметки и вырезания – деталями в работе являются готовые формы (листья, цветы, семена). Природная форма, цвет, оттенки позволяют передать самые различные предметы, объекты – птиц, зверей, фигурки людей и т.д. При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали.

Листья деревьев и кустарников – разные по форме и величине, и окраску осенью они приобретают самую разную. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо подготовить. Собранные листья, цветы кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и придавить сверху грузом. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. Иногда могут пригодиться листья, высохшие в естественных условиях. Они принимают причудливую форму, и применяется обычно в объёмных изделиях и игрушках.

Работы по созданию композиций из листьев, семян и цветов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

При выполнении изделий из природного материала необходимо, прежде всего, предоставить ребёнку самостоятельность. Пусть он внимательно рассмотрит материал, расскажет, что именно смог увидеть. Нужно лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста. Работы по созданию композиций расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Ребёнок творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приёмы и способы обработки материалов. Может выполнить своё оригинальное изделие, т.к. нельзя из природного материала сделать двух одинаковых вещей. Каждый раз создаются новые цветовые сочетания, изменяются размер, форма, количество и структура составных элементов композиции.

В ходе занятий решаются и другие задачи, например, расширение кругозора детей, знакомство с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю, развитие эстетического вкуса.

Изделия из природного материала требуют от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствуют развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений. К тому же природный материал - это экологичный материал и доступен всем. Для выполнения изделий из него не требует почти ни каких затрат, что является сбережением семейного капитала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Удивительное рядом

Автор: Кузнецова Наталья Николаевна

Дата: 21.03.2025

Номер свидетельства: 667038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Луч Природа.Удивительное рядом."
    ["seo_title"] => string(34) "luch-priroda-udivitiel-noie-riadom"
    ["file_id"] => string(6) "300601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456762361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по азбуке"Удивительное рядом"."
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_po_azbukie_udivitiel_noie_riadom"
    ["file_id"] => string(6) "473518"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529247289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное практическое занятие: Удивительное рядом."
    ["seo_title"] => string(53) "vneklassnoe_prakticheskoe_zaniatie_udivitelnoe_riadom"
    ["file_id"] => string(6) "489645"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544297926"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок - экскурсия в живом уголке "УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ""
    ["seo_title"] => string(50) "urok_ekskursiia_v_zhivom_ugolke_udivitelnoe_riadom"
    ["file_id"] => string(6) "512314"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1558906124"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Классный час во 2, 4 классах на тему «Удивительное рядом»"
    ["seo_title"] => string(56) "klassnyi_chas_vo_2_4_klassakh_na_temu_udivitelnoe_riadom"
    ["file_id"] => string(6) "626433"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1677149666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства