Просмотр содержимого документа
«Управленческий мониторинг для формирования оценки качества образования в муниципальном образовательном учреждении»
«Использование результатов мониторинговых исследований для создания электронного мониторинга качества образования»
Если предложить составить список мониторингов, проходящих через муниципальные органы управления образованием, получится от 13 до 20 различных наименований. Таким образом, мы имеем множество информационных потоков, которые сложно учесть, потому что эти потоки не стекаются в один источник, а наоборот, растекаются по разным системам, папкам, отделам и, превращаясь в маленькие ручейки, исчезают… Вот такая у меня возникает аллегория. Для того чтобы информация не исчезала в недрах папок, создается система Электронного мониторинга качества образования. В республике накоплен большой опыт по организации и проведению мониторинговых исследований качества образования. Использование этого опыта и должно стать основой для создания электронного мониторинга. Основная полезная функция электронного мониторинга: оперативный и своевременный сбор достоверной информации о состоянии и деятельности образовательных организаций; облегчение обработки и графического представления полученных результатов.
Оперативность и достоверность сбора информации диктует в первую очередь, что система мониторинг должна быть единой, в ней должны быть реализованы все формы для сбора первичных показателей.
Электронный мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Целью электронного мониторинга качества образования - является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
- разработка и реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии системы образования;
- координация деятельности субъектов электронного мониторинга;
- формирование механизма адресного обеспечения групп пользователей аналитической информацией;
- своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии республиканской системы образования;
- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
- формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.
К методам проведения электронного мониторинга относятся:
экспертное оценивание,
тестирование,
анкетирование,
проведение контрольных и других квалификационных работ,
статистическая обработка информации и др.
Система электронного мониторинга предоставляет следующие возможности:
представления созданных форм в виде различных документов: web-интерфейс, word и excel;
графического отображения результатов запросов, если таковое применимо к результатам;
расширения функциональных возможностей системы в случае изменения технических условий;
К основным направлениям электронного мониторинга относятся:
соблюдение законодательства в сфере образования;
оснащенность образовательного процесса;
уровень индивидуальных учебных достижений обучающихся;
состояние здоровья обучаемых и воспитанников;
профессиональное мастерство педагогов;
структурный, функциональный и генетический анализ
образовательных систем;
состояние делопроизводства;
организация управленческой деятельности;
организация отдыха и оздоровления;
социокультурная и досуговая деятельность;
эффективность воспитательных систем;
выполнение социального заказа;
психологический климат в образовательной системе;
инновационная деятельность;
реализация программ развития и др.
Структура мониторинга предусматривает ТРИ уровня организации:
Республиканский
Муниципальный
Уровень образовательной организации
Основным принципом этой модели мониторинга станет сбор данных с первичного уровня – с уровня образовательной организации – и автоматическая агрегация для формирования качественных показателей.
Использование таблиц MicrosoftExcel даст возможность оперативного, упорядоченного сбора широкого спектра данных, их первичной обработки, визуализации собранной информации в виде диаграмм, графиков, сводных таблиц. Это также позволит формировать базы данных на всех уровнях: образовательной организации, муниципальном, республиканском.
Шаблоны для заполнения отчетов будут иметь следующий вид
Ценным качеством системы электронного мониторинга является возможность сравнивать показатели образовательных организаций определенного вида, расположенных как на территории одного города (района), так и в других городах (районах) Республики.
Пользователь данной системы, имеющий пароль, будет иметь доступ не только к показателям по приоритетным направлениям деятельности общеобразовательных организаций, но и к аналитическим отчетам, встроенным в систему или созданным по своему усмотрению за любой период с начала функционирования мониторинга.
Система электронного мониторинга ориентирована на обычного пользователя без специальной подготовки в области информационных и коммуникационных технологий, имеет достойный уровень методологической основы, технологически готова для сбора данных с уровня образовательных организаций.
Формулы, которые необходимо использовать для заполнения формы отчета по результатам мониторинга
% качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во "5" + кол-во "4") х 100% / общее кол-во обучающихся
% успеваемости (абсолютная успеваемость) = (кол-во "5" + кол-во "4" + кол-во "3") x 100% / общее кол-во обучающихся
Уровень обученности = (кол-во "5"х100 + кол-во "4"х64 + кол-во "3"х36 + кол-во "2"х16 ) / общее кол-во обучающихся
В 1999 году в книге «Бизнес со скоростью мысли» Билл Гейтс, основатель компании Microsoft, написал: «Чтобы эффективно использовать данные, необходимо собирать их сразу уже в электронной форме и электронными же способами обрабатывать в каждой фазе каждого из ваших бизнес-процессов».
Образование – это, конечно, не бизнес (хочется верить), но в наше время во всех сферах требуется работать «со скоростью мысли».