Просмотр содержимого документа
«"Уроки гнома-эконома"»
Организационныймомент.
Ходзанятия.
Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово “экономика”. Знаете ли вы, что оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек - рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика - это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь - в парикмахерской, отправить письмо - на почте ). Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
Точный перевод - “искусство ведения домашнего хозяйства”. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего - ценой. Каждая вещь в вашем доме - имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, - кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу.
Но так бывает не всегда. И вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, кризис. Сегодня мы должны выяснить, из чего состоит экономика. На какие части ее можно разделить.
Так что же такое экономика?
Это наука о деньгах, она учит как зарабатывать деньги и как их тратить. Кто знает экономику, тот правильно будет вести домашнее хозяйство, сможет правильно посчитать, сколько и чего надо купить в первую очередь, сколько денег надо оставить на непредвиденные ситуации. И вообще экономика – это очень интересно.
Как к нам попадают деньги? Их что находят, как героиня сказки К.И. Чуковского Муха Цокотуха?
Деньги получают взрослые на работе. Получают они их за труд.
А вы знаете где и кем работают ваши родители? Тогда познакомьте нас с их профессиями. (ответы детей). Теперь мы знаем, кем и где работают ваши папы и мамы.
За свой труд взрослые получают зарплату. Зарплата– это деньги, оплата труда за месяц, неделю или день. Зарплата мамы и папы составляют «семейныйбюджет».
Но ведь в семье есть ещё члены, они тоже могут вносить в семейный бюджет какие – то доходы.. Например, бабушки и дедушки. Они уже старенькие и не работают, но получают пенсию. Пенсия– это тоже деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводах, фабриках и других предприятиях.
Если в семье есть старшие братья или сёстры, которые учатся в техникуме или институте, то они тоже получают деньги – стипендию – это плата за учёбу.
Давайте попробуем сосчитать семейный бюджет.
1 задание. Папина зарплата 5 рублей ,зарплата мамы 3 рубля. Каков семейный бюджет? (ответ детей 8 рублей).
3 рубля. Каков бюджет семьи? (ответ детей 11 рублей).
3 задание. Зарплата папы 5 рублей, зарплата мамы 3 рубля, пенсия бабушки и дедушки 3 рубля, стипендия брата 1 рубль, Каков бюджет семьи? (ответ детей 12 рублей).
Бюджет семьи не всегда одинаков, так как доход семьи может увеличиваться или уменьшаться.
Например, папа хорошо работал и в этом месяце получил премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработанной плате, за особые успехи в работе.
Изменится ли бюджет семьи? Он станет больше или меньше? (ответы детей больше).
Брат не сдал сессию и его лишили стипендии. Изменится ли бюджет семьи? Теперь он стал….? (ответы детей меньше).
Бабушка вырастила хороший урожай овощей и излишки продала на рынке, за что получила деньги, дополнительный доход. Теперь бюджет семьи стал больше или меньше?(ответы детей больше).
Мы научились считать бюджет семьи. Повторите ещё раз что такое бюджет? (ответы детей бюджет это все деньги которые получают все члены семьи).
Как называются деньги, которые выплачивают родителям за их труд?(ответы детей зарплата).
Что такое стипендия? (ответы детей плата за учёбу).
Что получают бабушки и дедушки за свой долголетний труд, после того как уходят на отдых? (ответы детей пенсия).
Но наука экономика нас учит не столько зарабатывать, сколько экономно тратить заработанные средства.
- А куда тратят деньги ваши мамы и папы?
Каждый месяц мама и папа оплачивают за квартиру (за свет, газ, потребляемую воду, тепло), так же родители оплачивают д/сад, спортивные секции, кружки, которые вы посещаете, покупают продукты, одежду, вам игрушки, лекарства, оплачивают транспорт, который доставляет их на работу, водят вас в театры, цирк, на какие- то аттракционы).
Есть расходы, которые нельзя никак избежать: покупка одежды – она спасает нас от холода и непогоды, еда – без неё человек не может жить и быть здоровым, оплата жилья – без воды, света, газа , тепла – жизнь будет не комфортной, такие расходы называются основными.
А есть расходы неосновные, без которых можно обойтись.
Физминутка. Пальчиковаягимнастика.
Мы ходили на базар (идутпальцамиправойрукиполевойладошке).
И купили там товар (поочерёднокладуттолевую, топравуюладоньдругнадруга).
Туфли, тапочки, сапожки (поочерёдносоединяютпальцысбольшим). Для Наташки и Серёжки, (развестипоочерёдноладонивстороны). Да ещё ботинки, для нашей Валентинки.
- Теперь давайте посчитаем. Сначала подсчитаем доход.
Папа получает 7 рублей, Мама -3 рубля, вы ходите в д\сад и ничего не получаете Каков бюджет семьи? (ответ детей 10 рублей).
- Теперь посчитаем сумму расходов:
- На продукты семья тратит за месяц 4 рубля, за д/сад (брата или сестры) 1 рубль, за квартиру отдают 3 рубля, 1 рубль в месяц уходит на какие-то обновки или нужные вещи. Сколько всего семья расходует за месяц? (ответы детей 9 рублей).
Смогут ли мама с папой купить вам в этом месяце велосипед за 3 рубля? Почему? Что нужно сделать?
Наверняка у всех дома есть необычные домики — это копилки. Кто в них живёт? Правильно, денежки. Когда денежка входит в домик – доход (в дом «входит»), а когда уходит – расход – («раз и вышел»).
А для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги? (ответы детей).
Итогзанятия.
Надеюсь, вам понравилось постигать азы экономики. Я надеюсь что мы ещё не раз совершим путешествие в эту удивительную страну и узнаем, что такое товар, цена и о многом другом. Вы все сегодня были очень внимательны, находчивыми и сообразительны, легко справлялись с трудными заданиями.