Эффективность модернизации среднего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентностного конкурентноспособного специалиста. В соответствии с ФГОС СПО удельный вес времени, отводимого в колледже на организацию самостоятельной работы обучающихся, возрастает, следовательно повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалистоа.
Просмотр содержимого документа
«Условия эффективности самостоятельной работы»
Условия эффективности самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа – одна из форм активизации учебной деятельности учащихся.
На первых уроках было выявлено 3 типа учащихся, по проявлению самостоятельности при решении задач.
1 тип. Этот тип учащихся, который характеризуется тем, что не понимает порядок решения поставленной задачи. Он не выполняет данное ему задание, а ждёт дополнительных объяснений.
2 тип. Учащийся выполняет задание только так, как было объяснено ранее и только в том случае, если условие нового задания совпадает с предыдущим.
3 тип. Учащийся выполняет задание, несмотря на возможные различия в условии с предыдущим, продумывая план решения с разнообразными дополнениями и объяснениями.
А как сами учащиеся относятся к самостоятельной работе как виду учебной деятельности? С этой целью проводилось анкетирование учащихся. В анкетировании участвовало 48 учащихся.
Таблица 1
Распределение учащихся по проявлению самостоятельности при решении задач
Тип учащегося | Количество | Процентный состав |
1 тип учащихся | 24 | 50% |
2 тип учащихся | 23 | 47,9% |
3 тип учащихся | 1 | 2% |
Исходя из вышесказанного, сделали вывод. Для того чтобы ВСР была эффективной, она должна проводится с целью:
обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности
и соответствовать требованиям:
Чёткая формулировка задания, его цели, содержание.
Направленность задания на развитие знаний, умений и навыков.
Воспитание определенных качеств личности.
Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, постепенное усложнение, с точки зрения, материала и способов деятельности.
Установка межпредметных связей.
Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы.
Указание основных требований к результатам работы.
Критерии оценки.
В результате анкетирования, выяснили, каким видам самостоятельной работы учащиеся отдают предпочтение
Виды самостоятельных работ,
выполняемые учащимися с интересом
Любимым видом самостоятельной деятельности учащихся является работа с учебником (75%), подготовка докладов (32,5%), выполнение презентаций (32,5%), а любят заниматься решением задач, выполнением чертежей, рисунков, и работ с таблицами (соответственно 17,5%, 25%, 15%).
Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия:
мотивация получения знаний;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь преподавателя.