Просмотр содержимого документа
«"В гостях у этикета"»
ВИКТОРИНА «В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА»
Автор – составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
Цель: формирование основы этикета у младших школьников
Варианты игры:
1.Командный зачет: играют 4 команды по 5 человек.
2.Индивидуальный зачет: учащиеся играют каждый сам за себя.
За каждый правильный ответ ведущий вручает медаль «Знаток этикета» команде или участнику. Победителем становится команда или участник набравшие большее количество медалей.
Вопросы и задания:
1.Какие правила вежливости вы считаете главными?
Примерные ответы:
-надо быть вежливым в словах, жестах, поступках;
-вежливые слова, произнесенные грубо или развязно, перестают быть вежливыми;
-вежливый человек всегда здоровается и прощается (со взрослыми надо здороваться первыми);
-вежливый человек внимателен и приветлив к людям;
-вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
-вежливый человек никогда не забывает о тех, кто рядом с ним. И другие
2.Назовите правила, которые учат думать о других людях.
Примерные ответы:
-всегда поступайте так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;
-не бойтесь предлагать свою помощь людям;
-не мешайте окружающим людям работать и отдыхать;
-умейте уважать чужое мнение и чужие привычки. И другие.
3.Вспомните «волшебные слова»
(«Пожалуйста», «будьте любезны», «будьте так добры» и др.)
4.Каким словом можно заменить слово «спасибо»?
(«Благодарю», «я вам очень признателен» и др.)
5.Как стать пунктуальным и не опаздывать?
Примерные ответы:
-держать свои вещи в порядке;
-готовить с вечера все, что нужно взять с собой утром;
-стараться выходить из дома заранее: лучше придти на несколько минут раньше, чем опоздать;
-если одолжил что-то у товарища, нужно отдавать это точно в назначенный срок, а не ждать, пока вам об этом напомнят. И другие.
6.Вспомните, как нужно вести себя за столом.
Примерные ответы:
-не разговаривать с полным ртом, сначала проглотить пищу, а потом ответить;
- не откусывать еду большими кусками;
-нужно стараться есть беззвучно: не чавкать , не прихлебывать, не дуть на горячее блюдо, не стучать ложкой по тарелке;
-мясо нужно отрезать небольшими кусочками;
-косточки из рыбы можно вынимать вилкой и руками, пальцы при этом не облизывать , а вытирать салфеткой;
-держать нож нужно в правой руке, а вилку – в левой, грязные нож и вилку на скатерть не кладут;
-не оставляйте чайную ложку в чашке или стакане, когда пьете чай или кофе;
-брать хлеб из общей хлебницы нужно руками. И другие.
7.Как нужно относиться к дому, в котором вы живете?
Примерные ответы:
-не бросать мусор на лестничной площадке;
-вытирать ноги прежде, чем войти в дом;
-никогда не писать на стенах и в лифте;
-не шуметь на лестничной площадке;
-не хлопать дверьми. И другие.
8.Как нужно вести себя в магазине?
Примерные ответы:
-прежде, чем войти в двери магазина, нужно пропустить выходящих;
-нельзя трогать продукты руками;
-в магазине нельзя есть мороженное;
-в магазине нельзя громко разговаривать;
-каждый покупатель должен соблюдать очередь. И другие.
9. Как правильно вести себя на природе во время отдыха?
Примерные ответы:
-всегда убирать за собой мусор;
-не разбивать стеклянные банки и бутылки;
-не рвать цветы, не ломать ветки деревьев;
- не шуметь;
-не разорять птичьи гнезда и муравейники. И другие.
10.Какие правила надо соблюдать в игре?
Примерные ответы:
-играть честно, соблюдая правила игры;
-не злиться, если проигрываете;
-не унывать при неудачах;
-не злорадствовать, когда проигрывают соперники;
-при выигрыше радоваться, но не зазнаваться. И другие.
Выберите правильный ответ:
1.Обязательно ли благодарить, когда Вам уступают место в транспорте?
А) Обязательно.
Б) Не обязательно, но желательно.
В) Если Вы молоды – обязательно.
2.Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?
А) Сделать вид, что вы не расслышали.
Б) Поблагодарить.
В) Извиниться.
3.Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придерживать для него дверь?
А) Не нужно; наоборот – поскорее закройте дверь, предоставив идущему сзади полную свободу действий.
Б) Если входящий следом за Вами недалеко, дверь нужно придержать.
В) Если идущий за Вами еще далеко, следует остановиться и подождать, пока он пройдет, чтобы открыть ему дверь – Ваша изысканная вежливость произведет неизгладимое впечатление.
4.В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать?
А) Скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на Вас скуку?
Б) Постараться скрыть и подавить зевоту, осторожно массируя переносицу и крылья носа.
В) Зевота не порок, главное постараться при зевоте не открывать рот.
Г) Не надо мучиться - лучше открыто, но в мягкой форме сказать собеседнику, что он Вам наскучил.
5.Как лучше реагировать на комплименты?
А) Скромно поблагодарить.
Б) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.
В) Скромнее6 усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение собеседнику.
Г) Ответить комплиментом.
6.Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?
А) Представить родителей друзьям.
Б) Представить друзей родителям.
В) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине – пускай познакомятся сами.
7.Следует ли делать дарственную надпись на книге?
А) Да.
Б) Нет.
В) Лучше написать дарственную открытку и вложить ее в книгу.
8. Следует ли во время беседы сознаться в своей некомпетентности в обсуждаемом вопросе?
А) Конечно, нет, нужно делать вид, что Вы в курсе дел и все понимаете: поддакивать, кивать головой и т.д.
Б) Лучше с достоинством промолчать.
В) Лучше признаться в своей неосведомленности – воспитанные люди Вас поймут.
9.Куда девать руки во время беседы?
А) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными.
Б) Если в руках нет ничего, то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу его пиджака и т.д.
В) Если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди.