Занятие коммуникативного тренинга «В кругу друзей»
Специалист по реабилитационной работе:
Полукеева Мария- Анастасия Викторовна
Возраст участников: 12-13 лет.
Форма проведения: тренинговое занятие с элементами игр и психологических упражнений.
Направленность: социально-педагогическая
Реквизиты и оборудование: стулья по количеству участников,карандаши, бумага формата А4, повязки на глаза, реквизит для упражнений
Цель: создание педагогических условий для формирования навыков конструктивного общения у младших подростков через вовлечение их в совместную проблемно-игровую деятельность.
Участники: учащиеся 5-6-х классов
Ход:
Приветствие педагога. Какое общение называется конструктивным? Рассказ о значении конструктивного общения.
Игровая часть подготовительная.
«Телетайп» -
Цель игры: Групповое сплочение, снятие возбуждения.
Краткое описание: Участники встают в круг держась за руки. Один из участников посылает телеграмму называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот кого заметили становится ведущим.
«Путаница»
Цель игры: Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.
Краткое описание: Все участники стоят в кругу, лицом в круг, вытянув руки вперёд. Каждый участник берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
«Койот и кролик»
Цель игры: Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции, сплочение группы.
Краткое описание: Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой - «койот». Задача «койота» - поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот « только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках -«койот» поймал «кролика». Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.
«Рисунок с поводырем»
Цель игры: Снятие возбуждения межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, формирование доверия партнеру.
Краткое описание: Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза - он «слепой». «Поводырь» подводит партнера к листу бумаги, закреплённому стене и используя только вербальные инструкции помогает ему дорисовать элементы рисунка.
Заготовки (квадраты, круги и т.п) рисунков надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
«Слепой треугольник»
Краткое описание: Участникам завязываются глаза, и предлагается найти спрятанную в комнате, сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку. Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Важно обеспечить безопасность участникам при поиске веревки.
«Тролли»
Цель игры: Выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблем. Поиск конструктивных форм выхода агрессии. Выявление лидеров
Краткое описание: Тролли перебираются через болото. Исходное положение - группа находится за проведенной на полу или земле чертой. Задача - перебраться через некоторое пространство (10-15 м), и оказаться всем за другой чертой. Для того чтобы перебраться можно использовать две доски (60-70 см). В каждой доске вбит гвоздь и к нему привязана веревка (1,5 м). Если кто-нибудь из участников наступает на землю - вся группа возвращается в исходное положение.
Число участников:7-15
Примечания: Возможно ограничение упражнения по времени. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.
«Кочки»
Цель игры: Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.
Краткое описание: На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не становясь на пол - построится в правильном порядке. Если участник наступает на пол - все начинается сначала. Ведущий должен иметь «банк» пословиц с разным количеством слов.
После проведения подготовительных игр и упражнений педагог ещё раз акцентирует внимание участников, что конструктивное общение - это общение с результатом!
Основная игровая часть
«Летающее яйцо»
Цель игры: Поиск конструктивных способов решения проблем, групповое взаимодействие, осознание подростками важности результата.
Краткое описание: Группе участников дается 1 сырое яйцо, 2 листа бумаги формата А4, несколько соломинок для коктейля, ножницы, немного скотча и пластмассовый или бумажный стаканчик. Задача - придумать конструкцию упаковки яйца таким образом, чтобы его можно было скинуть с высоты второго этажа и не разбить. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения упражнения (не прикасаясь к предложенным предметам), затем 20 минут на создание придуманной конструкции, причем делается это молча и за каждое произнесенное слово штраф - 0,5 минуты. Затем ведущий с кем-нибудь из участников группы сбрасывает яйцо.
Примечания: Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения
Общая рефлексия занятия:
- сложные ли задания и упражнения были сегодня?
- что вам показалось самым интересным и необычным?
- какое упражнение вы хотели бы повторить?
- результат какого упражнения вам показался самым успешным?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы для упражнения «Кочки»
ВЕК ЖИВУЧИ СПОТЫКНЁШЬСЯ ИДУЧИ - 4 слова
НАУЧИТ ГОРЮНА ЧУЖАЯ СТОРОНА - 4 слова
ВСЯК КУЛИК НА СВОЁМ БОЛОТЕ ВЕЛИК - 6 слов
СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА - 6 слов
ДОМА ЖИТЬЁ ВСЁ СПОРО А В ЧУЖЕ ХУЖЕ - 8 слов
ГДЕ СОСНА ВЗРОСЛА ТАМ ОНА И КРАСНА - 7 слов
БЕЗ ЧЕЛОВЕКА НЕТ ВЕКА БЕЗ НЕСЧАСТИЙ ПОРОКОВ - 7 слов
И КОНЬ НА СВОЮ СТОРОНУ СМОТРИТ А СОБАКА ОТГРЫЗЁТ ДА УЙДЁТ- 11 слов
В МОСКВЕ ВСЁ НАЙДЁШЬ КРОМЕ ПТИЧЬЕГО МОЛОКА- 7 слов
В ДОБРОМ ЖИТИЕ КРАСНЕЮТ А В ХУДОМ БЛЕДНЕЮТ - 8 слов