Вежливость – один из элементов культуры общения и речевого этикета. Создание диалога, успешной коммуникации и эффективного взаимодействия в коллективе и социуме.
Качество речи зависит от многих факторов, но вежливость – это один из первых элементов речи, который производит положительное впечатление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вежливость – необходимое условие общения»
Вежливость – необходимое условие общения
Вежливость – один из элементов культуры общения и речевого этикета. Создание диалога, успешной коммуникации и эффективного взаимодействия в коллективе и социуме.
Качество речи зависит от многих факторов, но вежливость – это один из первых элементов речи, который производит положительное впечатление.
Вежливость неотъемлемо связана с общей культурой. У каждой личности своя система ценностей, своя мораль и нравственность. Ни лингвист, ни психолог не могут дать единых шаблонов эффективного общения. Ведь для каждого человека существуют свои стандарты реагирования, свои понятия о добре и зле, свои допустимые и недопустимые поступки, то есть свои некие составляющие того или иного понятия.
Вежливая речь – сложный процесс взаимодействия различных субъектов диалога, иногда этот процесс несет лишь разрушение для языка, но язык на много мудрее нас, его носителей, и он не допускает обнищание лексики и перестройку синтаксических структуру. Вежливые формы были, есть и будут в языке в приоритете.
В современном русском языке происходит постоянный процесс интеграции: заимствования различного уровня, переходность в другие части речи, окказиональные процессы, жаргонизация литературного языка.
Использование и освоение большого количества лексики является одним из ведущих направлений развития современного русского языка.
Мода – инструмент, который помогает каждому человеку оценить свой внешний вид, словарный запас и речевой имидж – это тоже часть моды. Мы знаем, чем качественнее вещь, тем выше уровень нашей жизни. Сегодня, заботясь о качественных вещах в одежде и интерьере, многие люди забывают о моде в речи, ведь вежливая речь – основа человеческого сознания.
Одной из важных характеристик любой личности является речевой имидж. Имидж в широком понимании – это обобщенный портрет личности, а точнее ее языковой структуры. Имидж возникает только тогда, когда его носитель использует нормативную речь и богато оформленную. Имидж выступает своего рода посредником между человеком и обществом. В этом могут помочь вежливые формы языка и речи.
Среди формул вежливого приветствия есть и те, которые не являются корректными и их трудно отнести к речевому этикету. Поэтому нормы, мораль, нравственность – традиции, основа быстрого конструктивного взаимодействия. Этика как наука берет свое начало тогда, когда представители разных народностей начали взаимодействовать в военной, торговой и других сферах. Без соблюдения этих норм невозможно построить семейные, экономические, политические отношения.
Законы письменной речи основываются на вежливых формах. Для начала рассмотрим формы обращения: «Уважаемый», «Коллеги», - самые распространённые. Есть обращения профессиональные. Например, больные (у врача), читатели (в библиотеке), клиенты (в кафе). Выбор залога. Действительный залог употребляется, когда следует выделить, и оттенить действия – это придает динамизм, например: «Вы не исполнили указания по ремонту оборудования». Употребление вводных слов и оборотов в этике письменной речи незаменимы: «К сожалению, к вашему вниманию и др.», – заметно снижает напряженность текста. В письменной речи недопустимы тропы и фигуры речи – это придает многозначность и двусмысленность.
Этика речи – это свод правил общения людей, формы вежливости. Деловая этика – это свод правил в области различных сфер: образовательной, экономической, политической. За последние 20 лет у нас в России стремительно развивается наука делового этикета и деловой этики, этого требует новый уровень жизни. Привлекательный имидж делового человека – это всегда соблюдение норм деловой этики, форм вежливого общения.
Мы понимаем, что от того, в какой эмоциональной атмосфере будет проходить разговор, переговоры, зависит результат продажи или сделки. Необходимо придерживаться конструктивных приемов в беседе, обязательно указывая только положительные аспекты, тон голоса должен быть доброжелательным.
Социальность, конструктивность, положительный эмоциональный тон, заинтересованность, приветливость в формулах вежливости – все это поможет в работе, в достижении эффективности, верного пути, положительной репутации. Гораздо важнее, на мой взгляд, сегодня заставить задуматься каждого из нас о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи тех или иных слов.