Просмотр содержимого документа
«: включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности.»
18. 10. 2016 год
Методический совет:Обмен опытом работы: включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности.
Подготовила: учитель-дефектолог Дюсенова Г. Ж.
В КППК эффективно осуществляется взаимодействие с родителями, так как без сотрудничества, и обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, мы не сможем осуществлять успешную коррекцию и социализацию детей с ОВЗ без помощи родителей.
КППК посещают дети со сложной структурой дефекта разной степени выраженности (от легкой до выраженной). Поэтому дети испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Таким детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в коррекционно – образовательном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога КППК, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка.
Поэтому для эффективного построения работы специалистам КППК нужно максимально изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, оказать им квалифицированную помощь в воспитании, развитии, социализации своего ребенка.
Важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво.
В настоящее время издается достаточно специальной литературы, которую изучают родители, пытаясь разобраться в вопросах лечения, развития, социализации и реабилитации детей, однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.
Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
В деятельность моей работы, входит такая задача как, консультирование родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии индивидуальными особенностями ребёнка.
Консультативно - просветительское направление - это оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций в соответствии с индивидуально - типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
Консультативная деятельность учителем - дефектологом ведется в течение всего учебного года с родителями. Поддерживается взаимосвязь
со специалистами КППК: педагогом-психологом Банниковой М. А. , социальным педагогом Савельевой Е. А., и методистом Гречишкиной Е. А. учителем – дефектологом Меховой Л. С., учителем – логопедом Труновой Л. И., учителем ЛФК Жабиной О. Н., музыкальным руководителем Зорченко
Л. В. и воспитателем Поляковой Т. В.
Взаимоотношений осуществляется в течение всего учебного года. В ходе работы с детьми ОВР, обсуждаются совместные вопросы с данными детьми.
Родителей получают коррекционную помощь учителя - дефектолога на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения, трудности коммуникации и другое.
Для эффективного планирования работы с семей я провожу анкетирование и опросы, в процессе которого (изучаю социальный состав семьи, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в КППК и на занятиях дефектолога).
В результате выявляются запросы и образовательные потребности родителей, уровень их педагогической осведомленности, готовность родителей сотрудничать. В работе с родителями, существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Консультации плановые и неплановые бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогом и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации педагог договаривается с родителями заранее. Плановые консультации проводятся в КППК систематически в определенные дни и часы.
- Педагогические беседы с родителями.
Цель педагогической беседы – обмен мнениям по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения, за отношением к деятельности и т.п. Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями.
По желанию родителей выбираю те или иные вопросы воспитания и освещаю их в своих рекомендациях. Слушая рекомендации и вопросы родители, лучше осознают и решают свои проблемы.
- Практикумы, на которых родители имеют возможность выработки у родителей практических навыков по развитию, коррекции и воспитанию детей с ОВЗ. Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома.
В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами.
В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.
Для обучения родителей, детей провожу занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).
При необходимости если надо сформировать или отработать какой – либо навык с родителями мы проводим тренинги.
Одна из распространенных форм работы с семьей - родительские собрания (общие и групповые). Выбор темы собрания определяется возрастом, задачами развития и воспитания детей, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы.
Предварительно подбираем педагогическую и психологическую литературу с которой бы хотели познакомить родителей, наглядный материал (игрушки, игры, пособия, тетради развития (память, внимания, мышления и др.).
В течение года, перед началом собрания показывает занятие логопед или дефектолог с группой или подгруппой детей. При необходимости, в течение учебного года, проводим подгрупповое занятие или серию занятий индивидуально для какого либо родителя (с целью формирования адекватной оценки своего ребенка).
Часто вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в материалах, помещенных на стендах, в консультациях;
Следующая, форма работы с родителями – это день открытых дверей предоставляет возможность познакомиться с учреждением, его традициями, правилами, развивающим и лечебным оборудованием, задачами коррекционно-образовательного пространства, деятельностью специалистов. Помогает родителям увидеть своего ребенка в общении со сверстниками, проследить динамику его развития, побуждает обращаться за консультацией к специалистам.
- Наглядных формы работы: папки-передвижки, памятки-рекомендации, уголки для родителей. В котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, расписание работы и рекомендации специалистов по вопросам организации развивающей среды, развития и коррекции, воспитания дома.
- Праздники, игры, в результате подготовки и участия в игровых, праздничных мероприятиях позволяет вовлечь родителей в единое образовательное пространство, вызвать доверительное отношение к КППК, установить эмоциональный контакт с окружающими и детьми.
Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.