Пингина Т.П
Влияние волонтерства на формирование личности студента
Впервые с волонтерским движением я столкнулась в 2010 году, в тот период студентов и школьников начали активно привлекать к различным видам деятельности помощи городу, пожилым людям, детям сиротам. Тогда же начали выдавать волонтерские книжки. На тот момент у меня был 1 курс и нас задействовали для оказания помощи брошенным детям малюткам из роддома. Может быть, на этом все бы и закончилось, но участвуя во Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ, мы выбрали тему о волонтерстве. Работа наша заняла второе место по России, и мы побывали в Москве на награждении и форуме волонтеров.
2010 год был годом организации волонтерского движения в Гуково, и надо отметить, что молодежь проявила высокую активность. Интерес к новому, забота о ближних, организация и обучение волонтеров со стороны администрации города, позволили вовлечь большое количество молодежи, в том числе нашего техникума для решения многих социальных проблем города.
С тех пор у меня уже было два выпуска студентов, но так или иначе, я всегда имею отношение к волонтерскому движению. Я никогда не являлась организатором каких то крупномасштабных мероприятий, но всегда в курсе событий и поэтому могу продемонстрировать многое, что было сделано за эти 8 лет (слайды)
Глядя на эти фотографии, можно с уверенностью сказать, что наши студенты участвуют в волонтерской работе по различным направлениям, что способствует патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию.
Вся деятельность добровольцев освящается в журнале техникума Студенческий вестник, на сайте техникума и СМИ города. В этом году Приймакова Люба выполнила дипломную работу - создание сайта
«Я Доброволец», в котором много полезной информации.
Но давайте посмотрим на волонтерскую деятельность с другой стороны. Что же получают взамен сами волонтеры, лично для себя?
Просмотрев фотографии, наверное, многие обратили внимание, что это не только волонтеры, но и лидеры группы, а также те, кто учится на «4» и «5».
Краснов Даниил, студент 4 курса состоит в рядах волонтеров с первого курса. Более 64 записей в волонтерской книжке, с гордостью сказал он мне. Был на многих мероприятиях различных направлений, ездил в поощрительные поездки с группой волонтеров. Я с первого курса с ним не общалась, поэтому мне он сейчас показался очень разносторонним, грамотным, достойно поддерживающим беседу.
Гулаков Аллександр отметил, что хоть он и не постоянно был в рядах волонтеров, но приобрел много друзей, с которыми и сейчас поддерживает хорошие отношения.
Я была очень удивлена, когда Машуто Андрей начал рассказывать, как они убирали на кладбище заброшенные могилы ветеранов и о других волонтерских мероприятиях, где он участвовал. Я учу его несколько лет и не знала его с другой стороны.
Нельзя не упомянуть еще об одном волонтере: Несколько лет назад поступил один мальчик, Костя Калашников. Застенчивый настолько, что голову боялся поднять. Мама работает с детьми инвалидами. Привезли им компьютерное оборудование, пригласили помочь разобраться. И эта помощь стала детскому саду оказываться регулярно. Никто и не знал, он все молчком делал. Пока не заставили его волонтерскую книжку оформить. К окончанию техникума он приобрел такой профессиональный опыт, что его можно было попросить решить любую проблему, связанную с информационными системами. Т.е. волонтерская деятельность позволила получить ему профессиональный опыт.
Это лишь несколько примеров, которые говорят о том, что волонтерское движение, приносит пользу не только государству, но и самим добровольцам, позволяет прибрести друзей, общение и самоуважение, развивает важные личностные качества, получение опыта, наконец, интересный досуг.
Что дает волонтерство образовательному учреждению? Очень много: новое движение, оригинальные идеи, новые направления деятельности, рост престижа техникума.
Кроме того, через волонтерское движение студенты осваивают основные компетенции, без которых в современном обществе не обойтись: Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать чужую точку зрения, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтах – всему этому можно обучиться только общаясь, осуществляя совместную деятельность такую, как волонтерство.
Но осознают ли это сами студенты?
Мы провели опрос обучающихся о волонтерстве, Студенты 3 курса, изучающие математическую статистику сделали подробный анализ. Я остановлюсь лишь на некоторых моментах:
Из 76 опрошенных 1 курса 7 человек имеют волонтерские книжки и занимались в школе волонтерской деятельностью. Около 20 человек время от времени участвовали в каких либо мероприятиях. Из тех, кто участвовал, большинство принимали участие в экологических мероприятиях и помощь пожилым людям. Здесь надо отметить, что на начало учебного года волонтерские книжки имеют 35 человек (это 2-4 курс) и 20 зарегистрировано на сайте «Доброволец». Но волонтерская книжка – это еще не показатель активного участия в волонтерских делах и наоборот, человек может не иметь книжки и не фиксировать свою деятельность, а везде принимать активное участие. Многие и не знают, что она вообще нужна. Могу заметить, что Костя Калашников при поступлении в ВУЗ получил несколько дополнительных баллов.
Итак, был вопрос, Хотели бы вы заниматься волонтерской деятельностью?
Что мы видим. 34 человека ответили категоричное нет. Но есть те, кто не занимались и хотели бы, и колеблющиеся. Значит, их нужно надо направить в нужное русло. (Это первый курс, здесь нет только одной группы)
Следующий вопрос: Как вы считаете, что дает участие в деятельности добровольческой (волонтёрской) организации? (Отметьте все подходящие варианты ответа)
Конечно же, интересные знакомства, уважение окружающих, общение с интересными людьми больше всего привлекают первокурсников. И это закономерно для подросткового возраста. Большинство молодежных волонтерских акций и проектов – это массовые мероприятия, новый опыт общения и психологи считают, что это осознанный мотив активной волонтерской деятельности, ведь подростков объединяет общее дело, общие трудности и общий успех.
Более подробную проанализированную информацию по каждой группе вы можете посмотреть у Елены Владимировны через несколько дней, а я уже на основе вышесказанного могу сделать вывод:
В результате участия в волонтерской деятельности:
у многих студентов часто проявляются и развиваются организаторские, лидерские способности;
развивается уверенность в себе, общительность, бесконфликтность;
приобретается уважение в студенческой среде и среди преподавателей;
молодые волонтеры демонстрируют обществу свою зрелость, оригинальность, самостоятельность;
наблюдается динамика в развитии творческого потенциала, увеличивается потребность молодых людей в саморазвитии и самосовершенствовании.
Все это положительно влияет на формирование личности студента
И немного о себе: я являюсь куратором группы 1 курса С.18.1 . Те, кто общается с группами строителей, знают, что у них столько энергии, что они будут участвовать в любых мероприятиях.
В этом году я изменила направление работы творческой группы, разработав программу эколого-волонтерской группы «Инициатива». Что сделано за этот небольшой период?
В сентябре студенты моей группы, вместе с другими студентами техникума участвовали в городской акции «Чистые игры, чистые берега», приуроченной к Всемирному Дню Чистоты, убирая мусор на территории водоемов "Ивановский" и «Водокачка».
1 октября мы в группе провели акцию «Я люблю свою бабушку», навестив своих бабушек, чтобы помочь и просто пообщаться
Годин Данил, состоящий на учете в ПДН, сейчас участвует в акции «Старший друг». Он будет посещать Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних и принимать участие с детьми в мероприятиях, поездках и пр.
Впереди у нас еще 3.5 года и я думаю, мы успеем сделать много полезного для техникума, для города, и для формирования разносторонних личностей.