kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние интерактивных технологий на увп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быстро изменяющиеся социально-политические отношения в стране, все большее внедрение различных образовательных технологий диктуют свои требования к формированию качеств и свойств современной личности. Возникает необходимость гибкого реагирования на изменения, что требует развития самостоятельности, инициативности, рефлективности мышления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние интерактивных технологий на увп»

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УВП

Преподаватель общественных дисциплин

Костанайского колледжа автомобильного транспорта

Невпряга Г.А.


Все течет, и нет ничего более постоянного,

Чем постоянные изменения.

Конфуций

Быстро изменяющиеся социально-политические отношения в стране, все большее внедрение различных образовательных технологий диктуют свои требования к формированию качеств и свойств современной личности. Возникает необходимость гибкого реагирования на изменения, что требует развития самостоятельности, инициативности, рефлективности мышления. Цель современного образования формулируется не как передача готовых образцов знания, не как усвоение потока информации, а как формирование сознательной и инициативной личности, способной найти пути к решению сложных проблем. Сегодня педагоги находятся в поиске оптимальных моделей обучения. Одним из ответов на этот поиск может стать применение интерактивных технологий. И тут возникает много вопросов.

  • Что такое интерактивные технологии?

  • Нужны ли нам интерактивные технологии?

  • Для чего нужны интерактивные технологии?

  • Как использование интерактивных технологий влияет на обучение и воспитание?

Конечно, не стоит полностью отрицать старые классические методики в образовании, но, нужно признать, что мир, и образование, в том числе не стоят на месте. Когда-то Конфуций сказал: «Все течет, и нет ничего более постоянного, чем постоянные изменения».

В 21 веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже ее простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача наша сегодня заключается не в снабжении учащихся суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний. Этим инструментом и могут служить интерактивные технологии.

«Интерактивный» - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем(чем) -либо (человеком, компьютером). Таким образом, интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминировании активности обучающихся в процессе обучения. Преподаватель направляет деятельность обучающихся на достижение ими поставленных целей. Значит, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Для этого преподаватели используют современные технологии преподавания: разноуровневое обучение, развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, дебатные технологии, метод проектов и многое другое.

На своих уроках я стараюсь применять самые разные виды работы, стимулирующие мыслительную деятельность и помогающие ребятам самостоятельно обрабатывать информацию. Предмет «основы права», одну из тем начинаю с зачитывания отрывка из газеты: «Он окончил педагогический институт, три курса факультета марксизма-ленинизма, изучал этику и мораль, но остановить перерождение человека в монстра было уже невозможно». А теперь ответьте на вопросы: «О ком идет речь? Какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?» Конечно, об уголовном праве и преступлениях. «Какие ассоциации возникают у вас со словом преступление?» – кража, тюрьма, наркотики, суд ….. И вот уже «сухое» слово «преступление» наполняется страшным и ярким содержанием.

Заставляет поразмыслить и такое задание.

Заполните таблицу:

Да, так как …

Уголовную ответственность несовершеннолетних необходимо ужесточить

Нет, так как …

1.


1.


На предмете «основы права» стараемся с ребятами не только знакомиться с основными понятиями темы, но самое главное, учимся решать практические задачи и жизненные ситуации. Например, рассматриваем вопросы о гражданстве, семейных правоотношениях, трудовых спорах, уголовном законодательстве. Ребята сами приводят примеры из жизни, вспоминают ситуации, в которые попадали. Чем старше студенты, тем больше вопросов у них возникает, это и понятно: ребята выходят на производственную практику, подрабатывают, в семье возникают определенные ситуации, появляются проблемы при снятии жилья, таким образом, жизнь сама подводит к мысли, что для грамотного разрешения вопросов просто необходимо знать закон. Ребят интересуют самые разные вопросы, но больше других, вопросы, касающиеся семьи, ведь семья – это самое близкое и дорогое, что есть у каждого из нас. Например, «Мои родители собираются разводиться. Я стою на пороге выбора: с кем мне жить. Какие я имею права в данной ситуации?», и подпись. Или вот: «Как поступить, когда мать бросает своего ребенка без документов в чужой семье?» Другой вопрос «Куда определяются дети, оставшиеся без попечения родителей?» Вопросов много, стараюсь, чтобы ребята находили на них ответы сами, для этого рекомендую, к какому документу лучше обратиться, а результаты рассматриваем и обсуждаем на уроке.

Изучая «трудовое право» ребята выполняют практическую работу по Трудовому кодексу нашего государства. Задания такие:

  1. Выбери правильные высказывания, используя статью 30:

А). Гражданин С., 14 лет, заключил трудовой договор с фирмой «Титан», где будет работать слесарем;

Б). Гражданин М., 14 лет, с письменного соглашения родителей-инвалидов, заключил трудовой договор с предприятием «Миф», куда принят учеником слесаря. Работать будет в свободное от учебы время.

В). С гражданином К., достигшим 15 лет, но не имеющим среднего образования, предприятие «Алекс» отказалось заключить трудовой договор.

Или такая задача: Гражданин Н., 17 лет, устроился на завод сталеваром. Чему равна продолжительность его рабочей недели? Получая такие задания, учащийся волей-неволей тянется к Трудовому кодексу, ведь только там можно найти правильный ответ.

Большой интерес проявляют студенты к теме «Избирательное право». Ребята, изучив тему, готовят предвыборную программу кандидата в Президенты. Понятно, что при этом они должны знать и закон «О выборах в РК», и Конституцию нашего государства.

Хорошо прижилась на этапе рефлексии или в качестве домашнего задания такая стратегия, как РАФТ. Не все ребята умеют говорить: кто-то «не лирик, а физик», кто-то просто стеснителен, а РАФТ – такая стратегия, которая дает возможность даже не самым разговорчивым проявить себя. Поначалу многие студенты просили не зачитывать вслух их работы. Сейчас, когда привыкли к этой стратегии, делаем так: я зачитываю работу, не называя автора, ребята анализируют и оценивают РАФТ и часто по стилю написания и мыслям сами угадывают, кто является автором. Все мы знаем, что первоначально человек познает мир при помощи органов чувств. Вот как выразили это обучающиеся, используя стратегию РАФТ. «Человек, если ты не предпримешь меры, то останешься без моей поддержки. Тогда ты погрузишься в мир теней, без цвета и красок. Благодаря мне, ты человек, можешь наблюдать за закатом и рассветом, видеть в микроскоп молекулы, из которых состоит все на земле, наблюдать за звездами в телескоп. С моей помощью ты познаешь мир». Вот так стратегия помогает студенту раскрыться, проявить свое творчество.

В технологии критического мышления есть стратегия, которая называется «авторский стул». На уроке философии, прежде, чем рассмотреть особенности философского мышления Абая, вспоминаем его биографию. Предварительно даю опережающее задание студенту. На уроке он не просто читает доклад о биографии Абая, а садится перед аудиторией на стул и от имени Абая повествует о своей (Абая) жизни, о любимой бабушке, о сложных отношениях с отцом, анализирует свои поступки, делает выводы. Ребята внимательно слушают (ведь форма подачи материала новая и интересная) и задают множество вопросов, а некоторые сами дополняют. Такой материал, на мой взгляд, запоминается лучше и ребята не устают от монотонности.

Кроме этого часто применяю такие стратегии как мозговая атака, кластер, диаграмма Венна, таблица ЗХУ, эссе. Наверное, нет преподавателя, который хотя бы единожды не воспользовался на своих занятиях эссе. Что такое эссе? Небольшое сочинение-рассуждение. На предмете «основы философии», изучив тему «Особенности философии древней Греции», для закрепления применяю эссе. Только пишем мы его в форме «Письма философу». Вот некоторые выдержки из работ ребят: «Здравствуй, уважаемый Платон! Мне очень понравилось одно из направлений вашего учения – теория познания. Я согласен с тобой в том, что «человека ничему нельзя научить, если понимать обучение как перекладывание знаний из одной головы в другую». Или такое эссе: «Здравствуй, многоуважаемый Сократ! Мне понравилось играть твою роль. Ты – великий мудрец своего времени, ты всегда искал истину. Мне нравится мыслить и философствовать как ты. Очень жаль, что ты оказался непонятым своими современниками».

Не осталось в стороне и инклюзивное образование. В колледже обучаются ребята с ограниченными возможностями. Каждый требует индивидуального подхода, который и реализуется в процессе обучения преподавателями. Но инклюзивное образование подразумевает и работу с одаренными детьми. Традиционно в апреле в колледже проходит месячник науки, во время которого студенты защищают свои научные проекты, участвуют в предметных олимпиадах.

Использование интерактивных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Интерактивные технологии позволяют реализовать дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению.

Интерактивные технологии затронули и воспитательный процесс. Прекрасно зарекомендовал себя наш дискуссионный клуб, где регулярно проводятся встречи с интересными людьми. Стала традиционной познавательная игра «Ярмарка знаний», которую наша цикловая комиссия уже не один год проводит вместе с математиками.

Вот, например, как можно провести родительское собрание. Начав собрание, я попросила родителей назвать ассоциации, которые у них вызывает наш колледж. Получилось следующее: оценки, зачетная книжка, поведение, оплата за обучение, будущая профессия, телефонные звонки, форма. Таким образом, родители сами себе сделали напоминание. Нужно контролировать оценки своих детей, их поведение, расписаться в зачетной книжке, не забыть произвести оплату за обучение, проверить в форме ли ходит их ребенок, правильно реагировать на звонки классного руководителя и самим звонить при необходимости, ведь все это поможет ребенку получить профессию и стать настоящим специалистом. А завершили родительское собрание написанием эссе – пожеланием «родители – детям».

Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного и воспитательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. 

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. 

Вернемся к нашим вопросам:

  • Что такое интерактивные технологии?

  • Нужны ли нам интерактивные технологии?

  • Для чего нужны интерактивные технологии?

  • Как использование интерактивных технологий влияет на обучение и воспитание?

Думаю, мы ответили на все вопросы.

Даже, если что-то не получилось, не будем переживать, ведь, по словам Ф. Энгельса «Мир не остановится из-за промахов». А завершить хочу словами Б. Шоу

« Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Влияние интерактивных технологий на увп

Автор: Невпряга Галина Александровна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства