Внедрение современных образовательных технологий как условие формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена
Внедрение современных образовательных технологий как условие формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена
В данной статье описывается особенности внедрения методики педагога-новатора Игоря Павловича Волкова в образовательный процесс ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж». Раскрыта главная идея этой методики - включение в учебно-воспитательный процесс различных видов труда и поощрение творчества будущих специалистов среднего звена
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение современных образовательных технологий как условие формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена»
Внедрение современных образовательных технологий как условие формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена
Аннотация: описывается особенности внедрения методики педагога-новатора Игоря Павловича Волкова в образовательный процесс ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж». Раскрыта главная идея этой методики - включение в учебно-воспитательный процесс различных видов труда и поощрение творчества будущих специалистов среднего звена.
Современная школа – это школа успеха и здоровья, это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе. Инновации, методики, творческий потенциал – вот те слова, которые чаще всего звучат в современной школе. Для успешной работы современной школы нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, инициативные, творческие, высокообразованные, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам.
Педагогом современной школы, по-праву, являлся Волков Игорь Павлович - учитель-новатор из г. Реутово Московской области, который обобщил свой многолетний опыт работы по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он проводил синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, Волков И.П. пришел к выводу, что “все обладают разнообразными потенциальными способностями”[1]. Педагоги могут выявить способности у студентов и развить их. Значит, необходимо создать условия для расцвета одаренности студентов.
В мире есть люди, как правило, талантливые или одаренные преимущественно в какой-либо одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе люди имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент: одни - раньше, другие - позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей надо вести не один год. Студентам следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!
Следуя идеям педагога-новатора, преподаватели ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» поощряют творчество студентов. В учебной деятельности используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала, отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт. Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей и их развития. Специально для этого для отдельных студентов в педколледже введены «Творческие книги студентов». В них записывается содержание самостоятельных и творческих работ студентов, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных дисциплин; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству, участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За время обучения в педагогическом колледже в «Творческой книге студента» будет 40-50 заданий— все зависит от творческой активности самого студента, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания колледжа вполне проясняются предпочтения и склонности студента.
Практика показала, что для творческих занятий нужны творческие комнаты. Для их создания используются предметные кабинеты после занятий. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. По методике И.П. Волкова мы их определяет так.
1. В любую творческую комнату может прийти студент любого курса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или “через раз”).
2. Организация и методика работы творческой комнаты уникальна для каждого случая и зависит от цели, поставленной преподавателем.
3. За год студент знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в “творческой книжке”.
В целом, система И.П. Волкова способствует формированию у студентов интереса к творчеству, потребности в нем. Лучше учить творчеству, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Цель занятий творчеством– раскрыть способности студентов, вооружить их общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду.
Занятия творчеством, проводимые в колледже, названы, разумеется, условно. Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. В названии «уроки творчества» отражена направленность, «сверхзадача», которую имеет в виду педагог, планируя и организуя занятия. Учить творчеству применительно к этим занятиям – прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни, не боящихся никакой работы. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности.
Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки.
В процессе труда при изготовлении самых различных изделий у студентов вырабатываются такие ценные человеческие качества: трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т. е. качества, без которых невозможно и творчество.
На занятиях творчеством студенты не только получают необходимый круг знаний и умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это даёт импульс и для проявления творческих способностей. Успеху обучения благоприятствует постоянное поощрение педагогом нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образа, тренировка в умении видеть общее в различном и различия в общих явлениях, многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретённых знаний и умений в новую ситуацию.
Эта система работы находится в стадии становления и поиска. Многое ещё предстоит осмыслить, продумать, обсудить. Дальнейшее её совершенствование и отработка позволят, очевидно, в большей степени, чем сейчас, целенаправленно формировать творческие способности студентов, что даст им возможность выполнять по-настоящему творческие работы, оригинальные и самостоятельные от замысла до его реализации.
Волков настаивает на том, что какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы учёных, основанные на многочисленных исследованиях. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» [1].
Однако, задатки и способности к определённой деятельности, по мнению Волкова, далеко не всегда проявляются с самого детства. И поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде проявились способности к какому-либо виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
Разностороннее развитие резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике не встречавшимся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приёмы и правила работы, с которыми студент уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию. Данная разносторонняя отработка навыков, приёмов работы даёт возможность студенту ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать лучшему развитию профессиональных компетенций
Систематическая работа со студентами по развитию творческих способностей показывает возможность прогнозировать поведение студента в будущей профессиональной деятельности. Создание в колледже условий для длительного и многостороннего участия студентов в различных видах деятельности позволяет сформировать из них творческую, инициативную, социально значимую личность.
Литература
1. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 2006.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для В 24 студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Р. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208с.