Внедрение инновационных методов, форм работы в образовательный воспитательный процесс . Из опыта работы
Внедрение инновационных методов, форм работы в образовательный воспитательный процесс . Из опыта работы
в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
1.? Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.
2.? Обретение школьником своего образа - «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.
3.? Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение инновационных методов, форм работы в образовательный воспитательный процесс . Из опыта работы»
Внедрение инновационных методов, форм работы в образовательный воспитательный процесс . Из опыта работы
…Творчество есть необходимое условие существования, и все,
что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота
нового, обязано своим происхождением творческому процессу
Актуальность проблемы
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия нашей молодой республике, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
1. Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.
2. Обретение школьником своего образа - «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.
3. Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности учеников.
Внеурочная воспитательная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей нашей школы выступают различные факультативы, секции и кружки, учебные курсы по выбору.
Инновационная работа в нашей школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.
Каждый инновационный процесс в школе подлежит управлению. Управлять развитием инновационной школы - значить вести грамотный отбор тех новшеств, которые являются движущей силой развития воспитательной системы в целом. Управленческая и социально-воспитательная деятельность нашей школы характеризуется системностью и целостностью, строится на основе гуманизации, демократизации в сфере отношений учащихся и педагогов на всех уровнях и ступенях развития процесса и предусматривает полноценное использование возможностей семьи, других субъектов микросреды личности, а также активную позицию самого школьника в управлении школой на принципах саморазвития, самоактуализации, самореализации.
Инновации в работе с педагогическим коллективом
В развитии индивидуальности каждого ребёнка имеет большое значение работа классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нашей школы нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют дифференцированный и индивидуальный метод работы с учащимися.
В нашей школе каждый классный руководитель разрабатывает воспитательную систему класса. Она включает в себя: индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, аналитико-диагностический и функционально-деятельностный компоненты. У каждого классного руководителя создана и накапливается электронная база данных. В целях облегчения сбора, обработки и хранения информации на одном из семинаров классных руководителей рассмотрена и принята к работе электронная программа «Портфолио» для классовода и классного руководителя.
Классные руководители школы активно используют возможности сети Интернет, общаются по вопросам воспитания с коллегами из других школ и городов.
Заседания методических объединений классных руководителей проходят в интерактивных формах (тренинги, игры, упражнения, разбор педагогических ситуаций).
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
диалог «педагог - воспитанник»
тренинг общения
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Шоу имеет три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Достоинства шоу:
- обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
- аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
- ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминает о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
- в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
- особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
Арт-педагогика – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты арт-педагогики:
- создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
- обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование детей с агрессивными проявлениями;
- оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я - концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования – формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие учащихся.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Технология «КТД». Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
- Совместное решение о проведении дела;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Коллективный анализ;
- Результат.
Инновации в воспитательной работе с учащимися школы:
• Интерактивные формы проведения классных часов: игры, ток-шоу, «круглые столы» с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников.
• Работа школы как воспитательного центра (библиотека, кабинеты информатики, спортзал, хоровой коллектив и др.);
• Школьное самоуправление («Поколение нового века», газета «Зеркало недели»)
• Информационные технологии (создание презентаций, сайта школы, банка данных и банка идей, видеоархива, фотоархива)
Инновации в работе с семьёй
При организации эффективного взаимодействия с семьёй особенно необходимо соответствовать требованиям современного информационного общества. Использование ИКТ (электронных презентаций, качественного звука на CD, оригинальных заставок и видеоряда), выступление агитбригад, хорового коллектива нашей школы на родительских собраниях и конференциях превратили встречи с родителями в интересный, а главное глубоко информационный разговор. Так нововведением ближайшего времени может стать электронный журнал, информирование родителей о жизни школы, общение на форуме через школьный сайт.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя-воспитателя – творца.
Профессия учителя-воспитателя, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности педагога. Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. Свою задачу педагогический коллектив нашей школы видит в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты. Только творческий учитель способен на инновационную деятельность. Такие учителя и классные руководители сегодня есть в нашей школе.
Итак, инновации в воспитании осуществляются не как самоцель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Об успешности использования инноваций говорят результаты работы школы. Ежегодно наши выпускники оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями, неоднократно становились победителями районных и областных предметных олимпиад и конкурсов. Каждый год учащихся школы отмечают дипломами и грамотами в конкурсах творческих работ на разных уровнях. Неоднократно исследовательские работы наших детей становились победителями областных конкурсов. Вокальная группа школы «Ух-тымка» является неоднократным лауреатом районных смотров и вокальных конкурсов. Учащиеся нашей школы занимали призовые места в районных и областных спортивных соревнованиях и спартакиадах; становились победителями военно-патриотической игры «Зарница».
В нашей школе создан «банк одаренных и способных детей», с которыми идет постоянная планомерная работа по развитию их способностей и творческого потенциала.
Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.
Достигнутая успешность инновационной деятельности в школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.
Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы учителей. Результаты проведённой диагностики «Мои ориентации в методике воспитательной работы», показали, что 73% классных руководителей стараются быть в курсе педагогических новаций, но не всегда стремятся их реализовать в своей практике, но имеют потенциальные возможности для более эффективной творческой работы. Диагностика «Могу ли я организовать воспитательный процесс» показала, что 65% классных руководителей имеют большой опыт организации воспитательной деятельности, которым щедро делятся со своими коллегами, у них множество новаторских идей и они готовы к их реализации. Все эти результаты свидетельствуют о высоком потенциале педагогов, кропотливом планомерном последовательном труде, который дает высокие показатели и способствует повышению уровня воспитанности наших учащихся.