Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся
Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся
В рамках экспериментальной работы школы по теме: "Формирование исследовательской компетентности учащихся средствами изучения окружающей среды", с целью выработки стратегии экологически безопасного поведения в школе организована работа дискуссионного клуба "Здоровые потребности и потребность вв здоровье", НОУ старшекклассников и внеурочная деятельность по 5 направлениям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся »
Выступление на районной секции
заместителей директоров
по воспитательной работе
26.08.2015.
Внеклассная работа по формированию навыков ЗОЖ у учащихся.
Одним из важнейших прав ребенка, закрепленного в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ об образовании, Закон РФ о санитарно — эпидемиологическом благополучии, и др.). Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития общества.
В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья школьников. (Слайд 1)
В соответствии с требованиями нового стандарта в образовательных организациях должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Для достижения поставленных задач важно создать условия, обучать способам сохранения собственного здоровья, формировать поведение с ориентацией на здоровый образ жизни. Главная роль при этом отведена организации и проведению внеклассной работы в школе.
В рамках экспериментальной работы школы (Слайд 2) по теме «Формирование исследовательской компетентности учащихся средствами изучения окружающей среды» (принята и утверждена педагогическим советом МОУ СОШ №18 от30.08.2013г. протокол №1) в 10 и 11 классах введен предмет «Экология» (в объеме 34 часа годовой учебной нагрузки по предмету); в 5-х классах введен предмет «Окружающий мир» (в объеме 34 часов), являющийся интегративным курсом, включающим в себя сведения из различных областей знаний:астрономии, биологии, физики, химии. С целью удовлетворения потребности учащихся в краеведческом образовании в 6 классе включены такие учебные дисциплины, как «Практикум по географии» (34 часа) и образовательный модуль по биологии «Краеведение» (34 часа). Элективный курс «Жизнь: общие закономерности» изучается в 10 и 11 классах в рамках экспериментальной работы школы по теме «Здоровье и окружающая среда» (34 часа).
С целью выработки стратегии экологически безопасного поведения (Слайд 3)
была организована работа дискуссионного клуба «Здоровые потребности и потребность в здоровье» как формы коллективного обсуждения нравственных, политических, экологических и научных проблем, связанных с сохранением здоровья:
19.10.2014г. состоялось первое заседание клуба по теме «Физическая активность. Так ли она необходима в деятельности учреждения образования?». В работе дискуссионного клуба приняли участие специалисты ГАОУ ДПО ВГАПО, ТТУ ДОАВ, специалисты «Центра развития ребенка» Тракторозаводского отделения, педагоги образовательных учреждений. Заседание клуба вела наш научный руководитель, старший преподаватель кафедры естественно-научного образования ВГАПК и ПРО, научный консультант экспериментальной площадки МОУ СШ №18 Фадеева Галина Александровна.
Второе заседание районного дискуссионного клуба (Слайд 4) «Здоровые потребности и потребность в здоровье» состоялось 10.04.2015г., участники дискуссии высказывали свою точку зрения по теме: «Мода и здоровье школьника. Какие опасности для здоровья детей несут современные веяния моды?». В работе дискуссионного клуба приняли участие не только специалисты ГАОУ ДПО ВГАПО, ТТУ ДОАВ, специалисты «Центра развития ребенка» Тракторозаводского отделения, педагоги образовательных учреждений, но и учащиеся старших классов МОУ СШ №18. Девизом заседания стало утверждение: «Следовать моде смешно, а не следовать глупо». Данная тема не оставила никого равнодушным еще и потому, что заседание прошло с использованием элементов театрализации.
С целью распространения опыта по пропаганде здорового образа жизни, (Слайд 5)
экологического воспитания был проведен семинар «Формирование культуры здоровья» для слушателей курсов ГАОУ ДПО ВГАПО.
Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении – формирование у учащихся здорового образа жизни.
В школе работает НОУ старшеклассников (Слайд 6) по проблемам здоровьесбережения и экологической безопасности. Среди работ, выполненных юными исследователями, есть призеры районного и городского этапов конкурса «Я и Земля» им.В.И. Вернадского и городском конкурсе исследовательских работ «Молодежь в защиту природы».
В целях поддержки и сохранениясложившейся системы работы в школе по реализации опытно-экспериментальной программы (Слайд 7) «Формирование исследовательской компетентности учащихся средствами изучения окружающей среды» часть часов Компонента образовательного учреждения для 8,9 классов использована на проектно-исследовательскую деятельность учащихся по биологии (17 часов), краеведению (17 часов) и географии (17 часов).
В рамках внеклассной работы по здоровьесбережению (Слайд 8) в нашей школе традиционным стало проведение тематических недель («Неделя ЗОЖ»), праздников здоровья, семейных игр и конкурсов «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Веселые старты», конкурсов для старшеклассников «А, ну-ка, парни!», спортивных соревнований с участием родителей, педагогов, выставок «Полезная и Бесполезная еда», «Из отходов – в доходы!», школьных акциях «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в рамках Всероссийской акции. и т.д.
В системе внеклассной работы (Слайд 9) большое значение отводится кружкам и секциям, руководителями которых являются педагоги школы. В 2014-2015 учебном году в школе функционировало 28 кружков и секций по 8 направлениям (Слайд8).
Работа в спортивной секции (Слайд 10) «Здоровый ребенок – успешный ребенок» велась с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха. (Слайд 9).Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Работа в спортивной секции «Спарта» (Слайд 11) (для старшеклассников) велась с целью укрепления здоровья занимающихся, достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой, приобретения двигательных навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой, формирования моральных и волевых качеств, формирования потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В работе секции были задействованы учащиеся «группы риска», состоящие на внутришкольном контроле.
Работа в спортивной секции «Зов джунглей» (Слайд 12) велась для учащихся начальной школы с целью формирования положительно-эмоциональных качеств и устойчивого интереса к физической культуре, ориентации на здоровый образ жизни.
На протяжении 2014– 2015 учебного года в школе работал кружок «Если хочешь быть здоров» для учащихся 1-х классов (Слайд 13). Целью работы данного курса являлось формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших умений и навыков, способствующих сохранению и укреплению своего здоровья. Программа дополняет материал, который дети изучают на уроках «Физическая культура».
В результате активно ведущейся пропаганды здорового образа жизни (Слайд 14)
более 65% учащихся посещают различные кружки и секции, работа которых направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника, развитие личности ребенка. Непосредственно в школе работают:
Отряд ЮИД (рук.Одинцова С.В.);
ДЮП (рук Аванесян А.А.);
секция волейбола;
секция баскетбола;
секция футбола.
В рамках воспитательной программы уделяется большое внимание формированию навыков ЗОЖ на занятиях в группе продленного дня. (Слайд 15). Для этого организовано 3 спортивных кружка и одна секция, обеспечено горячее питание для каждого учащегося.
Результатом проводимой работы является (Слайд 16) положительная динамика изменения качества здоровья учащихся. В 2014-2015 учебном году к основной физкультурной группе относятся 86,4%; освобождены от занятий физической культурой по состоянию здоровья 1,4 % учащихся.
Педагогический коллектив школы своим примером активно пропагандирует здоровый образ жизни, (Слайд 17) Ежегодно педагоги школы принимают участие в спартакиаде образовательных учреждений Тракторозаводского района Волгограда и показывают достойные результаты.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что комплексный подход к организации внеклассной работы, реализация воспитательной программы позволяют формировать у учащихся навыки здорового образа жизни.
В конце своего выступления хотелось бы наглядно показать фрагмент Недели ЗОЖ – 2015.
«День добрых дел»
Уборка школьного двора, озеленение классов и школьных корридоров, сбор семян для школьного двора..
Изготовление плакатов к Дню здоровья, выбор команд для соревнований.
День здоровья:
Лапта,
Баскетбол,
Футбол,
Волейбол,
Бег (100 метров)
День тишины.
Единый классный час на тему: «Эти коварные наушники», конкурс на «Самый БЕСшумный класс!»
День красоты.
Конкурс «Чистюля» (самый чистый портфель, самые чистые ручки),
Конкурс «Самый ОБРАЗцовый ученик
( лучшая школьная форма)
Выставка «Полезная и БЕСполезная еда»
День культуры.
Театрализованное представление «Путешествие в город Здоровья» (5 класс), киноурок «Береги здоровье смолоду»
День чистоты.
Конкурс фото-коллажей «В здоровом теле – здоровый дух»
Благодарю за внимание. Давайте не забывать: «Ум возрастает, пока имеется здоровье, забота о котором — прекрасное дело для людей здравомыслящих» (Демокрит).
Заместитель директора по воспитательной работе: Скачкова Н.В.